Налогооблажение Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути совершенствования.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

В 2008 году сохранилась  позитивная тенденция поступательного  роста экономического потенциала преобладающей  части крупных организаций Республики Беларусь, что подтверждается положительной  динамикой основных показателей их финансово-хозяйственной деятельности. Так доходы от реализации увеличились у 81,1 процента предприятий в среднем на 18,1 процента, фонд оплаты труда возрос у 92,1 процента организаций в среднем на 24,8 процента, обеспечили рост прибыли 64,6 процента проанализированных плательщиков в среднем на 10,4 процента. Как следствие улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности бюджетообразующих организаций - их налоговые поступления возросли в целом на 14,5 процента, что выше среднереспубликанского уровня на 4,6 процентных пункта [32].

Объективным фактором, определяющим уровень налоговой  нагрузки бюджетообразующих плательщиков, является действующее налоговое  законодательство и наличие мер  государственной поддержки.

Средний уровень налоговой нагрузки нефтеперерабатывающих организаций составил 31,5 процента и по сравнению с 2005 годом возрос на 4,4 процентных пункта.

В основе такой  динамики лежат изменения в налоговом  законодательстве. Так, в целях упрощения  налогообложения и оптимизации структуры налогов в 2006 году были объединены в единый платеж налоги, исчисляемые с аналогичной налоговой базы (акцизы на автомобильное топливо, налог на приобретение бензина и дизельного топлива, налог с продаж автомобильного топлива), в связи с чем совокупная ставка акцизов на автомобильное топливо увеличилась в 2,5 раза [32].

Налоговая нагрузка организаций, занимающихся торговлей  нефтепродуктами, сложилась следующим  образом:

-по организациям, импортирующим нефть и перерабатывающим  ее на базе мощностей отечественных нефтеперерабатывающих заводов, налоговая нагрузка снизилась на 1,2 процентных пункта и составила 15,8 процента;

-по плательщикам, осуществляющим розничную торговлю  нефтепродуктами, величина рассматриваемого  показателя снизилась на 17,8 процентных пункта и составила в среднем 3,2 процента.

В структуре  налоговой нагрузки организаций-импортеров лидирующие позиции занимает НДС, уплаченный при импорте товаров из Российской Федерации, за исключением организаций, осуществляющих ввоз на территорию Республики Беларусь дизельного топлива и являющихся плательщиками акцизов на автомобильное топливо импортированное. Минимизируют текущие налоговые обязательства рассматриваемой категории плательщиков обороты по реализации нефтепродуктов за пределы Республики Беларусь с применением ставки налога в размере «0» процентов.

Существенное  снижение налоговой нагрузки по организациям, осуществляющим розничную торговлю нефтепродуктами, связано с отменой  в 2006 году налога с продаж автомобильного топлива, удельный вес которого в налоговых платежах данных организаций ранее составлял более 70 процентов.

Налоговая нагрузка по организациям тепло- и электроэнергетической  отрасли в 2008 году сложилась на уровне 19,3 процента и по сравнению с 2007 годом  выросла на 1,4 процентных пункта, что обусловлено изменением норматива отчислений в инновационные фонды для организаций, подведомственных Министерству энергетики Республики Беларусь. Так если в 2007 году для них был установлен максимальный норматив отчислений в размере 12,5 процента, то в 2008 году в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» и приказом концерна «Белэнерго» организации производили отчисления в инновационный фонд по предельному нормативу 19 процентов. При этом доля этих отчислений составила более 40 процентов от общего объема налоговых платежей организаций.

Налоговая нагрузка по организациям добывающей отрасли  в 2008 году по сравнению с предшествующим годом снизилась с 18,6 до 14,4 процента, что обусловлено использованием ими льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения [32].

В 2008 году средний  уровень налоговой нагрузки по организациям пищевой отрасли составил 20,7 процента и относительно предыдущего года практически не изменился.

Наиболее высокий  налоговый пресс в пищевой  промышленности традиционно характерен для организаций, выпускающих подакцизную  продукцию – алкогольные и  табачные изделия.

Отметим, что  величина налоговой нагрузки производителей алкоголя определяется видом выпускаемой спиртосодержащей продукции, преобладающим в структуре товарного выпуска, а также динамикой ставок акцизов.

Практически по всем организациям, выпускающим алкогольную  продукцию, наблюдается снижение налоговой  нагрузки. Так незначительный рост цены (в среднем на 5 процентов) производимой в Республике Беларусь ликеро-водочной продукции способствовал увеличению доходов от реализации продукции, что в свою очередь, при неизменной ставке акциза на водку, уменьшило долю акцизов в структуре доходов от реализации. Кроме того, улучшение расчетно-платежной дисциплины торговых организаций позволило производителям в 2008 году уменьшить в сравнении с предыдущим годом суммы акцизов, начисляемых по отгруженной продукции и не оплаченных по истечении 60 дней.

Налоговая нагрузка организаций, производящих табачные изделия, сложилась в среднем на уровне 28,5 процента и по сравнению с 2007 годом  снизилась на 5,2 процентных пункта [32].

Относительно  невысокий уровень налоговой  нагрузки характерен для других организаций пищевой отрасли, не связанных с выпуском подакцизных товаров.

Исполнение  бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово—экономического кризиса на экономику республики.

Снижение экономической  активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее — ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год, приложение 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году — 50,6%).

Основными доходными  источниками консолидированного бюджета  были НДС, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% — налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.

Поступление отдельных налогов  в 2008-2009 гг. показано на рисунке 2.7 [15].

Рисунок 2.7 - Динамика поступлений отдельных налогов в бюджет за период 2008-2009 гг.

В 2009 г. по сравнению  с 2008 г. было уплачено налога на прибыль  на 1 385,6 млрд.руб. и акцизов на 263,4 млрд.руб. меньше. А вот что касается налога на добавленную стоимость и подоходного налога, так там прослеживается рост поступлений: налога на добавленную стоимость на 683,9 млрд. руб. и подоходного налога на 122,4 млрд.руб. больше.

В январе-марте 2011 г. величина налоговой  нагрузки на экономику составила 30% к ВВП и по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. сократилась на один процентный пункт (Таблица 2.8).

 

Таблица 2.8 Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в первых кварталах 2010 и 2011 годов

 

Показатели

1 квартал 2010 г.

1 квартал 2011 г.

Отклонение, п.п (+/-)

в % к ВВП

Налоговая нагрузка в том числе:

31,0

30,0

-1,0

косвенные налоги

14,0

11,7

-2,3

прямые налоги

7,5

10,2

2,7

смешанные налоги

2,9

2,6

-0,3

прочие доходы,сборы

6,6

5,5

-1,1


Источник:[10, с.57]

Вывод: снижение уровня налоговой нагрузки связано  с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста — 107,2 %) по отношению к росту ВВП (темп роста — 110,9 %). В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с I кварталом 2010 г. он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин — на 1,1 процентного пункта.

Одновременно  удельный вес прямых налогов и  сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного  пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в I квартале текущего года, кроме уплаченного налога за IV квартал (декабрь) 2010 г., также поступили текущие платежи в размере 1/4 годовой суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 г. (в 2010 г. уплата налога за I квартал производилась по

Объем поступлений  в бюджет косвенных налогов и  сборов, которые по

своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 %, а их доля в ВВП уменьшилась с 14 до 11,7%.

В общей сумме  платежей этого вида 74 % приходится на НДС.

Темп роста  поступлений НДС составил 95,2 %, удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 %. Отрицательная динамика поступлений обусловлена опережающей динамикой налоговых вычетов (темп роста — 129,4 %) по отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста — 126,1 %) в основном за счет роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 %, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к вычету сумм

Также отменены ограничения по принятию к вычету уплаченных сумм НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов, не принятых к вычету в предыдущих налоговых периодах.

Кроме того, в 2011 г. отменена обязанность плательщиков уплачивать НДС периодическими платежами при превышении суммы налога за месяц 40 тыс. евро, а также всем плательщикам независимо от размера выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога, В первом квартале 35,5 тыс. субъектов хозяйствования выбрали ежеквартальный способ уплаты налога, тогда как в аналогичном периоде прошлого года им пользовались 26 тыс. плательщиков. Более 19 % общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их поступления сократились на 15,5 %, а удельный вес в ВВП с 2,9 % до 2,2 %. Основной причиной такой динамики явилась отмена периодических платежей по акцизам и зачет положительного сальдо, образовавшегося на 1 января 2011 г., в счет уплаты текущих платежей. По единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи снизились на 17,2 %, а их удельный вес в ВВП — с 0,2 % до 0,1 % по причине снижения в 2011 г. ставки налога с 2 % до 1 % в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».

Кроме того, с 2011 г. отменен налог на услуги, удельный вес которого в первом квартале 2010 г. составлял 0,1 % в ВВП. В то же время налога при упрощенной системе налогообложения уплачено на 32,4 % больше, чем в аналогичном периоде 2010 г., что связано с расширением сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло на 20 %. В результате удельный вес этого налога в ВВП увеличился с 0,5 % до 0,6 %.

По остальным  косвенным налогам и сборам, к  которым относятся консульский, гербовый и курортный сборы, средства от реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления также выросли на 20,3%, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 г.-0,1 %.

Удельный вес  прямых налогов и сборов, объектами  обложения которыми являются доходы и собственность, составил 10,2 % в ВВП, темп роста поступлений — 150,4 %.

В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес — более 54 % — занимает налог  на прибыль. Поступления его возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП — с 3,4 % до 5,5 %. Как отмечалось выше, такая  динамика обусловлена

изменением  порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.

Не менее  значимым доходным источником является подоходный налог с физических лиц, который занимает 41 % в группе прямых налогов. Темп роста поступлений  составил 137,2 %, удельный вес увеличился с 3,4 % до 4,2 % в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 19,2 % фонда заработной платы в целом по республике.

В общей сумме  прямых налогов и сборов 12,5 % принадлежит  имущественным налогам — налогу на недвижимость и земельному налогу, поступления которых увеличились соответственно на 29,8 % и 23,8 %. Удельный вес этих налогов в ВВП повысился соответственно с 0,8 % до 0,9 % и с 0,5 % до 0,6 %.

Также выросли  платежи по налогу на доходы (темп роста  — 134,8 %) и налогу на игорный бизнес (111,7 %). Вместе с тем их доля в ВВП сохранилась на прошлогоднем уровне и составила соответственно 0,2 % и 0,1%.

Отрицательная динамика поступлений сложилась  только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц — снижение на 5,7 %. Это связано в основном с сокращением количества плательщиков единого налога (темп роста числа индивидуальных предпринимателей составил 99,5 %, физических лиц — 97,8 %). Удельный вес налога сохранился на уровне 2010 г. — 0,2 % в ВВП.

Следует отметить, что с 2011 г. отменен такой местный платеж как сбор на развитие территорий, который в I квартале 2010 г. составлял 0,2 % в ВВП, а также исключена из состава налоговых доходов бюджета плата за размещение наружной рекламы.

Информация о работе Налогооблажение Республики Беларусь