Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа
Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………
В 2008 году сохранилась
позитивная тенденция поступательного
роста экономического потенциала преобладающей
части крупных организаций
Объективным фактором,
определяющим уровень налоговой
нагрузки бюджетообразующих
Средний уровень налоговой нагрузки нефтеперерабатывающих организаций составил 31,5 процента и по сравнению с 2005 годом возрос на 4,4 процентных пункта.
В основе такой динамики лежат изменения в налоговом законодательстве. Так, в целях упрощения налогообложения и оптимизации структуры налогов в 2006 году были объединены в единый платеж налоги, исчисляемые с аналогичной налоговой базы (акцизы на автомобильное топливо, налог на приобретение бензина и дизельного топлива, налог с продаж автомобильного топлива), в связи с чем совокупная ставка акцизов на автомобильное топливо увеличилась в 2,5 раза [32].
Налоговая нагрузка организаций, занимающихся торговлей нефтепродуктами, сложилась следующим образом:
-по организациям,
импортирующим нефть и
-по плательщикам,
осуществляющим розничную
В структуре налоговой нагрузки организаций-импортеров лидирующие позиции занимает НДС, уплаченный при импорте товаров из Российской Федерации, за исключением организаций, осуществляющих ввоз на территорию Республики Беларусь дизельного топлива и являющихся плательщиками акцизов на автомобильное топливо импортированное. Минимизируют текущие налоговые обязательства рассматриваемой категории плательщиков обороты по реализации нефтепродуктов за пределы Республики Беларусь с применением ставки налога в размере «0» процентов.
Существенное снижение налоговой нагрузки по организациям, осуществляющим розничную торговлю нефтепродуктами, связано с отменой в 2006 году налога с продаж автомобильного топлива, удельный вес которого в налоговых платежах данных организаций ранее составлял более 70 процентов.
Налоговая нагрузка по организациям тепло- и электроэнергетической отрасли в 2008 году сложилась на уровне 19,3 процента и по сравнению с 2007 годом выросла на 1,4 процентных пункта, что обусловлено изменением норматива отчислений в инновационные фонды для организаций, подведомственных Министерству энергетики Республики Беларусь. Так если в 2007 году для них был установлен максимальный норматив отчислений в размере 12,5 процента, то в 2008 году в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» и приказом концерна «Белэнерго» организации производили отчисления в инновационный фонд по предельному нормативу 19 процентов. При этом доля этих отчислений составила более 40 процентов от общего объема налоговых платежей организаций.
Налоговая нагрузка по организациям добывающей отрасли в 2008 году по сравнению с предшествующим годом снизилась с 18,6 до 14,4 процента, что обусловлено использованием ими льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения [32].
В 2008 году средний уровень налоговой нагрузки по организациям пищевой отрасли составил 20,7 процента и относительно предыдущего года практически не изменился.
Наиболее высокий налоговый пресс в пищевой промышленности традиционно характерен для организаций, выпускающих подакцизную продукцию – алкогольные и табачные изделия.
Отметим, что величина налоговой нагрузки производителей алкоголя определяется видом выпускаемой спиртосодержащей продукции, преобладающим в структуре товарного выпуска, а также динамикой ставок акцизов.
Практически по всем организациям, выпускающим алкогольную продукцию, наблюдается снижение налоговой нагрузки. Так незначительный рост цены (в среднем на 5 процентов) производимой в Республике Беларусь ликеро-водочной продукции способствовал увеличению доходов от реализации продукции, что в свою очередь, при неизменной ставке акциза на водку, уменьшило долю акцизов в структуре доходов от реализации. Кроме того, улучшение расчетно-платежной дисциплины торговых организаций позволило производителям в 2008 году уменьшить в сравнении с предыдущим годом суммы акцизов, начисляемых по отгруженной продукции и не оплаченных по истечении 60 дней.
Налоговая нагрузка организаций, производящих табачные изделия, сложилась в среднем на уровне 28,5 процента и по сравнению с 2007 годом снизилась на 5,2 процентных пункта [32].
Относительно невысокий уровень налоговой нагрузки характерен для других организаций пищевой отрасли, не связанных с выпуском подакцизных товаров.
Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово—экономического кризиса на экономику республики.
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее — ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год, приложение 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году — 50,6%).
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% — налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.
Поступление отдельных налогов в 2008-2009 гг. показано на рисунке 2.7 [15].
Рисунок 2.7 - Динамика поступлений отдельных налогов в бюджет за период 2008-2009 гг.
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. было уплачено налога на прибыль на 1 385,6 млрд.руб. и акцизов на 263,4 млрд.руб. меньше. А вот что касается налога на добавленную стоимость и подоходного налога, так там прослеживается рост поступлений: налога на добавленную стоимость на 683,9 млрд. руб. и подоходного налога на 122,4 млрд.руб. больше.
В январе-марте 2011 г. величина налоговой нагрузки на экономику составила 30% к ВВП и по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. сократилась на один процентный пункт (Таблица 2.8).
Таблица 2.8 Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в первых кварталах 2010 и 2011 годов
Показатели |
1 квартал 2010 г. |
1 квартал 2011 г. |
Отклонение, п.п (+/-) |
в % к ВВП | |||
Налоговая нагрузка в том числе: |
31,0 |
30,0 |
-1,0 |
косвенные налоги |
14,0 |
11,7 |
-2,3 |
прямые налоги |
7,5 |
10,2 |
2,7 |
смешанные налоги |
2,9 |
2,6 |
-0,3 |
прочие доходы,сборы |
6,6 |
5,5 |
-1,1 |
Источник:[10, с.57]
Вывод: снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста — 107,2 %) по отношению к росту ВВП (темп роста — 110,9 %). В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с I кварталом 2010 г. он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин — на 1,1 процентного пункта.
Одновременно удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в I квартале текущего года, кроме уплаченного налога за IV квартал (декабрь) 2010 г., также поступили текущие платежи в размере 1/4 годовой суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 г. (в 2010 г. уплата налога за I квартал производилась по
Объем поступлений в бюджет косвенных налогов и сборов, которые по
своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 %, а их доля в ВВП уменьшилась с 14 до 11,7%.
В общей сумме платежей этого вида 74 % приходится на НДС.
Темп роста поступлений НДС составил 95,2 %, удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 %. Отрицательная динамика поступлений обусловлена опережающей динамикой налоговых вычетов (темп роста — 129,4 %) по отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста — 126,1 %) в основном за счет роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 %, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к вычету сумм
Также отменены ограничения по принятию к вычету уплаченных сумм НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов, не принятых к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Кроме того, в 2011 г. отменена обязанность плательщиков уплачивать НДС периодическими платежами при превышении суммы налога за месяц 40 тыс. евро, а также всем плательщикам независимо от размера выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога, В первом квартале 35,5 тыс. субъектов хозяйствования выбрали ежеквартальный способ уплаты налога, тогда как в аналогичном периоде прошлого года им пользовались 26 тыс. плательщиков. Более 19 % общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их поступления сократились на 15,5 %, а удельный вес в ВВП с 2,9 % до 2,2 %. Основной причиной такой динамики явилась отмена периодических платежей по акцизам и зачет положительного сальдо, образовавшегося на 1 января 2011 г., в счет уплаты текущих платежей. По единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи снизились на 17,2 %, а их удельный вес в ВВП — с 0,2 % до 0,1 % по причине снижения в 2011 г. ставки налога с 2 % до 1 % в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».
Кроме того, с 2011 г. отменен налог на услуги, удельный вес которого в первом квартале 2010 г. составлял 0,1 % в ВВП. В то же время налога при упрощенной системе налогообложения уплачено на 32,4 % больше, чем в аналогичном периоде 2010 г., что связано с расширением сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло на 20 %. В результате удельный вес этого налога в ВВП увеличился с 0,5 % до 0,6 %.
По остальным косвенным налогам и сборам, к которым относятся консульский, гербовый и курортный сборы, средства от реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления также выросли на 20,3%, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 г.-0,1 %.
Удельный вес прямых налогов и сборов, объектами обложения которыми являются доходы и собственность, составил 10,2 % в ВВП, темп роста поступлений — 150,4 %.
В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес — более 54 % — занимает налог на прибыль. Поступления его возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП — с 3,4 % до 5,5 %. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена
изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.
Не менее значимым доходным источником является подоходный налог с физических лиц, который занимает 41 % в группе прямых налогов. Темп роста поступлений составил 137,2 %, удельный вес увеличился с 3,4 % до 4,2 % в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 19,2 % фонда заработной платы в целом по республике.
В общей сумме прямых налогов и сборов 12,5 % принадлежит имущественным налогам — налогу на недвижимость и земельному налогу, поступления которых увеличились соответственно на 29,8 % и 23,8 %. Удельный вес этих налогов в ВВП повысился соответственно с 0,8 % до 0,9 % и с 0,5 % до 0,6 %.
Также выросли платежи по налогу на доходы (темп роста — 134,8 %) и налогу на игорный бизнес (111,7 %). Вместе с тем их доля в ВВП сохранилась на прошлогоднем уровне и составила соответственно 0,2 % и 0,1%.
Отрицательная динамика поступлений сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц — снижение на 5,7 %. Это связано в основном с сокращением количества плательщиков единого налога (темп роста числа индивидуальных предпринимателей составил 99,5 %, физических лиц — 97,8 %). Удельный вес налога сохранился на уровне 2010 г. — 0,2 % в ВВП.
Следует отметить, что с 2011 г. отменен такой местный платеж как сбор на развитие территорий, который в I квартале 2010 г. составлял 0,2 % в ВВП, а также исключена из состава налоговых доходов бюджета плата за размещение наружной рекламы.