Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа
Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………
В отношении доходов индивидуальных предпринимателей установлена линейная (единая) ставка в размере 15 %.
Установлено ежемесячное
исчисление облагаемого дохода и
налоговых вычетов, что позволило
отменить необходимость представления сп
Из состава объектов обложения государственной пошлиной исключены выдача дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика для открытия банковских счетов в связи с отменой процедуры выдачи плательщикам такого дубликата, а также выдача разрешения на продление сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеэкономическим операциям. Также упрощен порядок постановки на учет в налоговых органах отдельных организаций и физических лиц.
Существенные изменения коснулись налога на недвижимость. Из объектов обложения налогом исключена активная часть основных производственных фондов. Это призвано создавать налоговые стимулы модернизации и технического перевооружения производства. Однако, несмотря на все изменения в налоговой системе Республики Беларусь в 2009 году один из наиболее признаваемых в мире инвестиционных рейтингов – «Doing Business» подвёл итоги о налоговой политики и сообщил, что Беларусь заняла последнее, 183-е место из 183 стран в общемировом рейтинге режима налогообложения, определяющем сложность систем исчисления и уплаты налогов. В планах государства стали задачи радикального улучшение рейтинга по условиям налогообложения в исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации “Doing Business-2013″.
И первым шагом к улучшению налоговой системы нашей страны стал основной налоговый закон прямого действия - Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, который был введен в действие 1 января 2010 года
С принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2010 года отменены такие налоги как:
-сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции;
- продовольствия и аграрной науки;
- местный налог с продаж товаров в розничной торговле;
- налог на приобретение автотранспортных средств;
- местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.
В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с реализацией указанных мероприятий по упрощению налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС с 18% до 20%. Чтобы нивелировать отрицательные последствия такой меры, Особенной частью НК предусмотрено сокращение сроков зачета (возврата) сумм превышения налоговых вычетов с 1 месяца до 5 рабочих дней. Отменено обязательное ведение книги покупок для принятия к вычету входного налога. А плательщикам, у которых годовая валовая выручка не превысит 3 815 млн. руб., предоставлено право самостоятельно выбирать - ежемесячно либо ежеквартально платить этот налог. От НДС освобождены также бытовые услуги, оказываемые населению. [14, с.11-12]
Реализованные за истекший период 2010 года мероприятия в области налоговой политики направлены на радикальное упрощение налоговой системы Республики Беларусь.
Важным новшеством является отмена нормирования расходов на рекламу, информационные, консультационные и маркетинговые услуги. Все плательщики получили право выбора сроков уплаты налога на прибыль - ежеквартально или ежемесячно. Еще одно важное изменение - снижение до 12% ставки налога на прибыль от реализации долей (паев, акций) в уставном фонде белорусских организаций.
В два раза, с
24 до 48 базовых величин в год, увеличен
стандартный вычет по страховым
взносам по договорам добровольного
страхования жизни и
Следует отметить, что с 2010 г. отменены целевые сборы из прибыли (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города) и одновременно введен сбор на развитие территорий, облагаемый также по ставке 3 % от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
С целью ликвидации «перекосов» в исчислении земельного налога в 2010 году принят Указ Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Указом предусмотрено применение на всей территории республики комбинированных ставок земельного налога. Такой порядок предполагает порог размера кадастровой стоимости земельного участка, ниже которого плательщик уплачивает земельный налог по фиксированной ставке (1 200 000 рублей за гектар - по общественно-деловой, производственной и рекреационной зонам и 80 000 рублей за гектар - по жилой многоквартирной и жилой усадебной зонам). В случае если кадастровая стоимость земельного участка выше установленного порога, применялись ставки земельного налога, предусмотренные в процентах от кадастровой стоимости в размерах согласно приложению к Указу.
Для упрощения порядка исчисления земельного налога количество ставок по видам земель сокращено Указом с 48 до 12.
По налогу на недвижимость существенных новшеств нет.
Произошло повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. Из объектов налогообложения экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов — вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 г. условий поставки нефти сырой, а также установлением нулевой ставки на вывозимые с территории Республики Беларусь за пределы государств — участников Евразийского экономического сообщества товары, выработанные из углеводородного сырья, поставляемого из иных стран.
В рамках работы по дальнейшему реформированию налоговой системы с целью ее упрощения и сближения по составу налогов с налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».
За последние 5 лет:
- отменено 26 налогов и платежей, включая «оборотные налоги» с выручки;
- реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы.
- завершена кодификация налогового законодательства и с 1 января 2010 года введен в действие основной налоговый закон прямого действия — Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь.
В целом анализ налоговых новшеств позволяет сделать вывод об упрощении белорусской системы налогообложения за счет отмены отдельных платежей и снижения трудоемкости исчисления налогов. Это, вероятно, позволит нашей налоговой системе уйти с последнего, 183 места, в рейтинге, составляемом международными финансовыми организациями.
Налоговая нагрузка в 2009-2010 году ( таблица 2.2).
налог европейский б
Таблица 2.2 Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в 2009-2010 гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, п.п. (+/-) |
в%кВВП | |||
Налоговая нагрузка, в том числе: |
30,1 |
27,5 |
-2,6 |
косвенные налоги |
13,8 |
13,6 |
-0,2 |
прямые налоги |
8,0 |
8,2 |
+0,2 |
смешанные налоги |
2,3 |
1,8 |
-0,5 |
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины |
6,0 |
3,9 |
-2,1 |
Источник: [10, c.57]
Вывод: снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов. Как мы видим, произошли большие изменения. Если сравнивать показатели налоговой нагрузки 2010 года с 2006 годом, то явно видно, что она очень снизилась, это говорит о том, что наша страна стоит на правильном пути к усовершенствованию налоговой системы.
Однако существенные снижения налоговой нагрузки предусматриваются на 2011-2015 годы. Поэтому есть необходимость и дальше упрощать и «облегчать» наши налоги, к примеру, снизить ставку налога на прибыль, отменить налог с продаж, ввести ежеквартальную уплату основных налогов НДС и налога на прибыль - без всяких лимитов по выручке, убрать ограничения для вычетов по НДС, расширить вычеты по подоходному налогу и др.
Тем не менее, важно констатировать, что сейчас в Беларуси есть налоговая конституция: Общая и Особенная части Налогового кодекса.
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика
При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, соответствующих административно-финансовых мер.
Состав налогов налоговой системы Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм, методу установления, органу взимания, использованию, характеру налоговых ставок, объекту и субъекту налогообложения и др. [46, c.192].
В зависимости от органа, взимающего налоги, выделяются налоги:
- республиканские (общегосударственные);
- местные;
- внебюджетные.
В соответствии
с Налоговым Кодексом с
К местным налогам и сборам относятся (в соответствии со статьей 9 Налогового Кодекса Республики Беларусь): налог за услуги, налог за владение собаками, сбор на развитие территорий, курортный сбор, сбор с заготовителей.
Налоговые платежи признаются республиканскими, если они установлены законодательными актами и являются обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Республиканские налоги зачисляются в республиканский бюджет или бюджеты областей и г. Минска и являются источниками республиканского бюджета.
Местные налоги и сборы признаются в случаях, если они регулируются местными Советами депутатов и обязательны к уплате на соответствующей территории.
Введение в действие или изменение действующих республиканских и местных налогов и сборов, порядок распределения поступающих средств и зачисления их в республиканский бюджет и бюджеты областей и г. Минска определяется Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь” на текущий финансовый год.
По фактическому плательщику выделяются две основные группы налогов:
- прямые;
- косвенные.
В зависимости от объекта обложения прямые налоги подразделяются на: личные прямые и реальные прямые.
В Республике Беларусь к личным прямым относят: подоходный налог, налог на прибыль и доходы, отчисления в местный бюджет и др. К реальным прямым налогам - налог на землю (для физических лиц), налог на недвижимость и др.
У личных прямых налогов объект обложения и источник выплаты совпадают (ими является прибыль или доход физического лица). У реальных прямых налогов объектом обложения является внешний признак предмета.[46, c.194]
По характеру взимания налоговых ставок выделяются следующие виды налогов:
- прогрессивный налог – такой вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода (например, подоходный налог);
- регрессивный налог –
такой его вид, при котором
налоговая ставка понижается
по мере возрастания
- твердый налог, величина
которого исчисляется от
- пропорциональный налог – такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной, а его величина растет или сокращается в зависимости от налогооблагаемой базы (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль).