Налогооблажение Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути совершенствования.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

- должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения [34, c.44-45].

Исходя из принципа удобства и времени взимания налога каждый налог из всей их совокупности должен взиматься в такое время и такими способами, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщиков.

Принцип разделения налогов по уровням власти должен быть закреплен в законе. Он устанавливает, что каждый орган власти наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Существенным  является принцип единства налоговой системы. Данный принцип вытекает из единства финансовой политики, включая налоговую политику, единства самой налоговой системы, а также единства экономического пространства. Исходя из этого принципа не должны устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны.

Суть принципа эффективности заключается в  том, что административные издержки по формированию и регулированию национальной системой налоговых отношений и обеспечению контроля за выполнением требований налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип гласности  означает требование официального опубликования  налоговых законов, других нормативных  актов, затрагивающие налоговые  обязанности налогоплательщика.

Рациональная  и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа определенности. Налоговые законы не должны толковаться произвольно. Одновременно налоговая система должна быть понята и принята большей частью общества. Исходя из этого налоговое законодательство должно быть законом прямого действия, исключающим необходимость издания поясняющих его инструкций, разъяснений и других нормативных документов исполнительной власти. Нельзя допускать толкования законодательства исполнительной власти.

Принцип определенности налога означает также, что каждый должен знать, какие налоги, в каком порядке и в какие сроки он должен уплачивать.                       Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период [34, c.46-49].

Рассмотрим юридические  принципы налогообложения, приведенные на рисунке 1.4 [34].

 


 



 

 

Рисунок 4-Юридические принципы налогообложения

 

Принцип законодательной  формы установления налога предусматривает, что налоговое требование государства  и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.

Реализация  данного принципа обеспечивает детальную  структурированность и целостность налоговой системы, а также жесткую централизацию управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства.

С указанным  принципом тесно связан принцип  равенства и справедливости. Суть данного принципа состоит в обеспечении справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков. Налоговые законы должны четко прописывать права, обязанности и ответственность обеих сторон, не допуская дискриминации одной из них.

Важным является принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они подтверждены и соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

Содержание  как всей системы принципов в  целом, так и каждого направления не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые являются неоспоримыми и признаются в качестве аксиомы, и принципы, которые не являются бесспорными, поскольку они или вытекают из какого-либо общепризнанного принципа, или же дополняют его.

В то же время  приведенные принципы налогообложения представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговой системы с учетом конкретных экономических, политических и социальных условий развития общества [34, с.50-51].

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что исторически основополагающими положениями налогообложения являются правила, разработанные А.Смитом и дополненные А.Вагнером. Современные принципы построения систем налогообложения объединяют в экономические, организационные и юридические направления. Важнейшим экономическим принципом налогообложения является принцип равенства и справедливости. При формировании налоговых систем должны применяться кроме экономических принципов также организационные и юридические [34, с.52].

 

1.2 Элементы налоговой системы

 

Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

- порядок установления  и ввода в действие налогов;

-виды налогов  и система налогов; классификация  налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;

-порядок распределения  налогов между звеньями бюджетной  системы;

-налоговые органы;

-права и обязанности  налогоплательщиков;

-права и обязанности  налоговых органов;

-ответственность участников  налоговых отношений;

-защита прав и интересов налогоплательщиков;

-налоговое законодательство.

Каждое государство  имеет свою систему налогов, или  перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В целях сравнимости и достижения многообразия в построении налоговой системы, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации [1].

В практике налогообложения используются следующие обязательные элементы налогов:

-субъект налога (плательщик) – юридическое или физическое  лицо, которое в соответствии  с законодательством обязано платить налог;

-объект налога – то, что подлежит  налогообложению: имущество, ресурсы, доходы, прибыль, выручка от реализации и т.п.;

-источники уплаты налога –  доход субъекта (заработная плата,  прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях – нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг);

-ставка налога – фиксированная  величина изъятия налога, установленная  законодательно в абсолютном или относительном измерении;

-срок уплаты налога – срок, в который уплачивается налог,  устанавливается в соответствии  законодательством;

-льготы по налогу – полное  или частичное освобождение от  уплаты налогов через снижение ставок или исключение отдельных оборотов, объектов из налогообложения (могут быть постоянными или временными);

-денежные санкции – мера  наказания плательщиков за нарушение  налогового законодательства;

-административные санкции применяются  к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;

-финансовые санкции применяются  непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным предпринимателям) за сокрытие или занижение фактически полученных доходов или других объектов обложения; занятие запрещенной деятельностью; несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства [14, c.17-18].

Налогоплательщики и виды налогооблагаемой деятельности.

Плательщик налога является основополагающим элементом, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и др.) используются уже в рамках конкретного плательщика [14,c.18].

Налоговым агентом  признается лицо, на которое налоговым  законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов и пошлин.

Представитель налогоплательщика – это юридическое  или физическое лицо, действующее от имени или по поручению официального налогоплательщика. Представителем юридического лица является руководитель предприятия, главный бухгалтер и иные уполномоченные лица этого предприятия.

Предметом налогообложения  признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли).

Субъектами экономической деятельности и носителями налогов выступают предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

Неэкономическая деятельность характеризует деятельность, имеющую своей целью не получение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Субъектами неэкономической деятельности являются бюджетные организации, общественные фонды, ассоциации, сообщества, содружества, религиозные, благотворительные организации и т.п. Их доходы формируются преимущественно за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов физических или юридических лиц и не облагаются налогами, если используются в соответствии с зарегистрированным уставом на обусловленные в нем цели. Налогоплательщиками указанные субъекты становятся в том случае, если они параллельно занимаются и экономической деятельностью. [14,c.20-22].

Объекты налогообложения  и источники уплаты налогов. Перечень всех объектов налогообложения и  полная характеристика каждого из них  устанавливаются Налоговым кодексом государства, а при его отсутствии – Законом о данном налоге. Выбор объектов налогообложения является важнейшим элементом проводимой правительством налоговой политики и существенно влияет на экономическое развитие страны.

В решении вопроса об установлении объектов налогообложения проявляется приоритет фискальной или стимулирующей функции налогов.

Развитие налоговых  систем всех государств шло по линии  использования для формирования бюджетов наиболее продуктивных объектов налогообложения, которые можно классифицировать в следующие группы:

-доход;

-имущество (земля,  капитал, прочая недвижимость, предметы  роскоши);

-передача имущества  (наследство и дарение, сделки  купли-продажи и др.);

-потребление  (акцизы, налог с продаж, налог  на добавленную стоимость);

-ввоз и вывоз  товаров (пошлины на экспортные  и импортные товары).

Обоснованное  сочетание различных объектов налогообложения  позволяет максимально соблюсти принципы равенства и справедливости налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

Существует  два источника, за счет которых может  быть уплачен налог – доход  и капитал. Капитал в качестве источника уплаты используется только в исключительных случаях, например, при стихийных бедствиях или  в других ситуациях, когда возникает  угроза существования предприятия. При этом должны приниматься меры к восстановлению изъятых средств за счет увеличения доходов. Следовательно, единственным реальным источникам может служить чистый доход.

Доходом признаются средства, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления экономической деятельности. К ним относятся:

-дивиденды и  приравненные к ним доходы;

-прибыль, распределяемая  между участниками налогового  партнерства;

-процентный  доход от долговых обязательств  любого вида; премии, выплачиваемые при погашении ценных бумаг, ранее реализованных с дисконтом; страховые премии; штрафы и пени за нарушение договорных или долговых обязательств;

-доходы от  использования авторских прав, патентов, компьютерных программ, свидетельств, торговых марок и т.п.;

-доходы от сдачи в аренду имущества;

-доходы от  прироста стоимости имущества,  полученные в результате реализации  недвижимого имущества, акций,  облигаций, других ценных бумаг;

Информация о работе Налогооблажение Республики Беларусь