Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа
Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………
По способу формирования источника выплаты налоги различают:
- налоги и отчисления,
выплачиваемые из выручки
- налоги, сборы, пошлины, выплачиваемые из прибыли;
- налоги и отчисления,
выплачиваемые из доходов
По принципу включения в структуру цены налоги и неналоговые платежи разделены на следующие группы:
- включаемые в себестоимость
продукции (отчисления в фонд
социальной защиты населения,
платежи за землю,
- налоги уплачиваемые
из дохода(налог на игорный
бизнес, налог на доходы от
осуществления лотерейной
- включаемые в цену продукции (Налог на добавленную стоимость, налог на услуги, акцизы) [46, c.194-195].
Если проанализировать взаимозависимость и близость изменений темпов роста ВВП и налогов (доходов) бюджета , то можно сделать вывод об эластичности национальной налоговой системы и, как следствие, ее фискальной эффективности (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Динамика поступлений в бюджет Республики Беларусь налогов, доходов и темпы роста ВВП в 2003-2007гг., % к предыдущему году в сопоставимых ценах
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Темп роста ВВП |
105,0 |
107,0 |
111,0 |
110,0 |
109,9 |
Доходы консолидированного бюджета |
100,9 |
115,1 |
117,9 |
112,7 |
114,8 |
Налоговые поступления |
99,5 |
113,4 |
118,7 |
110,8 |
112,5 |
Примечание - Источники :[16, 21, 18].
Вводя новые или отменяя прежние налоги и сборы, манипулируя ставками, используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, государство не просто формирует бюджет, а создает в обществе соответствующую социально-экономическую базу и нравственную атмосферу.
Структура и роль
налоговых поступлений в
Фискальный потенциал прямых налогов непосредственно зависит от доходов юридических лиц и граждан. Именно поэтому прямые налоги наиболее зависимы от экономической конъюнктуры и могут стать надежным и прогнозируемым источником поступления средств в бюджет только в условиях стабилизации экономики в целом. В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 28-33%. Динамика косвенных налогов определяет рост их доли с 47-58% дохода бюджета. Удельный вес прочих налогов и сборов увеличился с 4,7 до 16,2%.
Анализ налоговой системы Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что в ней с момента создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Главной особенностью косвенных налогов, действующих в нашей республике, является их целевая направленность.
Динамика основных косвенных налогов (с 2010г. налог с продаж отменен) в Республике Беларусь, % к ВВП на рисунке 2.4 [31, 1, 41].
Рисунок 2.4 - Динамика основных косвенных налогов 2000-2006 гг. в Республике Беларусь, % к ВВП
Доля акцизов в % к ВВП увеличилась с 2,6% в 2001г. до 3,6% в 2006г., а доля налога с продаж уменьшилась с 0,9% в 2002г. до 0,5% в 2006г. Доля налога на добавленную стоимость в ВВП существенно не меняется и находится на уровне 9%.
За 2008 год поступления косвенных налогов увеличились по сравнению с 2007 годом в сопоставимых ценах на 5,5 процента, их удельный вес в ВВП составил 17,8 процента и сократился на 1,1 процентных пункта, что обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста – 109,9 процента) [45].
Динамика прямых налогов в Республике Беларусь, % ВВП представлена в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Динамика прямых налогов в Республике Беларусь, % ВВП
Налоги |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2006 | |
Налог на недвижимость |
0,9 |
0,3 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
1,1 | |
Подоходный налог |
3,7 |
3,2 |
3,0 |
3,2 |
3,7 |
3,1 | |
Налог на прибыль |
4,4 |
4,9 |
4,4 |
0,6 |
3,1 |
4,0 | |
Налог на доходы |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,4 | |
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц |
- |
- |
- |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
Источник: [1, 27].
Как свидетельствуют данные таблицы на долю имущественных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 1,3% ВВП. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения – стоимости основных фондов, изменяющейся из года в год в зависимости от результатов переоценки [37].
Практически по всем прямым доходным источникам, кроме налога на доходы и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, в 2008 году отмечалась положительная динамика (Рисунок 2.6 [31]).
Рисунок 2.6 - Структура прямых налогов
Поступления по налогу на прибыль увеличились на 19,2 процента, а доля налога в ВВП выросла на 0,3 процентных пункта и составила 4 процента. Налог на прибыль является достаточно гибким источником бюджетных доходов, поскольку напрямую зависит от финансовых результатов функционирования различных звеньев экономики [31].
В результате роста реальных денежных доходов населения в целом по республике на 17,5 процента, поступления подоходного налога увеличились на 18,9 процента. Удельный вес налога возрос на 0,1 процентных пункта и составил 3,1 процента в ВВП [31].
По налогу на недвижимость сложилась положительная динамика поступлений (темп роста – 100,3 процента), а его доля в ВВП к концу прошлого года составила 1,1 процента и по сравнению с 2007 годом существенно не изменилась [31].
Поступления единого налога с индивидуальных предпринимателей снизились на 15,1 процента, а их удельный вес в ВВП – на 0,1 процентных пункта и составил 0,3 процента. Отрицательная динамика поступлений по данному доходному источнику обусловлена снижением ставок единого налога в среднем на 25 процентов, а также перечня видов деятельности, по которым он уплачивается [31].
На существенное снижение поступлений по налогу на доходы значительное влияние оказал перевод в 2006 году банков - основных плательщиков налога на доходы - на общеустановленный порядок налогообложения прибыли. В связи с этим налоговые поступления сократились на 48,3 процента, а его доля в ВВП на 0,3 процентных пункта [31].
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе основных налогов за 2007-2008 гг.представлена в приложении 3.
Представленный анализ структуры налоговых платежей, их доли в доходах бюджета и в ВВП позволяет отметить, что рыночные реформы в Республике Беларусь выдвигают в качестве главной задачи бюджетно-налоговой политики - повышение собираемости налогов, т. е. приоритетность фискальной функции налоговой системы в нашей стране. Прямые налоги пока не являются преобладающими, но в дальнейшем, по мере укрепления позиций национальной экономики, следует ожидать усиления фискальной функции прямых налогов.
Небезгранична и продуктивность фискального потенциала косвенных налогов. Возможность наращивать объем поступлений за счет косвенного налогообложения ограничена уровнем рыночных цен, которые сдерживаются низким платежеспособным спросом. Рыночный механизм формирования цен в нашей республике делает бесперспективным дальнейший упор на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку инфляции, снижению конкурентоспособности продукции отечественных производителей и, соответственно, - потере завоеванных позиций на внутреннем и внешних рынках.
На текущий момент предприятия уплачивают налоги и другие платежи, многие из которых рассчитываются от одной и той же налоговой базы, однако исчисляются по-разному. Из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему, в качестве основных, зависящих от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и добавленную стоимость.
Основанием для уплаты прочих налогов является либо соответствующая специфика деятельности, например, выпуск подакцизных или ввоз таких товаров на территорию страны, либо совершение налогоплательщиком или в пользу налогоплательщика определенных действий (например, уплата госпошлины). Некоторые налоги имеют четко выраженную направленность, например, экологический налог, стимулирующий рациональное использование природных ресурсов [1,c. 99-103].
На учете в налоговых органах Республики Беларусь состоит свыше трех миллионов плательщиков - физических и юридических лиц.
Структура контролируемых МНС доходов в разрезе видов плательщиков за анализируемый период в целом не претерпела ощутимых изменений. Наметилась тенденция уменьшения доли доходов, поступающих от плательщиков государственного сектора в пользу плательщиков негосударственного сектора экономики. Так, уплачиваемые государственными унитарными предприятиями доходы в абсолютном изменении растут, однако их доля по отношению к доходам в целом уменьшается при одновременном росте доли доходов коммерческих организаций с иностранными инвестициями и других коммерческих и некоммерческих организаций (Приложение 2).
На государственный сектор экономики ложится основное бремя по уплате налогов и составляет 2/3 доходов бюджета, тогда как на негосударственный сектор приходится только 1/3 всех платежей. Если говорить о негосударственном секторе, то в 2004г. удельный вес НДС в общей сумме платежей по сектору составил 16,47%, а уже в 2006г. только 15%, в тоже время общая сумма косвенных платежей возросла за счет увеличения акцизов.
По итогам работы
за 2008г. основную часть налоговых
поступлений в
Среди юридических лиц наибольший объем налоговых платежей приходится на государственные и приравненные к ним организации, которые обеспечивают 56,6% всех налоговых поступлений.
Вклад юридических лиц негосударственного сектора в поступления, контролируемые налоговой службой, составил 29,5% и по сравнению с прошлым годом увеличился на 2,4% [21,c.5].
Среди них выделяется особая категория плательщиков – крупные бюджетообразующие организации, участвующие в формировании значительной части доходов бюджета и в совокупности являющиеся гарантом финансовой стабильности национальной экономики.
В целях отслеживания тенденций изменения налогового потенциала категории крупных плательщиков проанализирована динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности и налоговых платежей 164 бюджетообразующих организаций, суммарно обеспечивших 43 процента всех контролируемых налоговой службой поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь.
Отраслевая
структура бюджетообразующих
- нефтеперерабатывающая промышленность. В 2008 году организации отрасли обеспечили 11,7 процента поступлений в бюджет, контролируемых налоговыми органами;
- производство
и распределение
- торговля нефтепродуктами (5,5 процента);
- производство спирта и алкогольных напитков (4,1 процента);
- добывающая промышленность (3,2 процента);
- машиностроение и металлообработка (2,6 процента);
- трубопроводный транспорт (2,5 процента);
- химическая
и нефтехимическая
связь (1,5 процента);
- прочие отрасли народнохозяйственного комплекса (4,8 процента) [32].
В анализируемом
периоде наполняемость бюджета
характеризовалась нарастанием
концентрации налоговых платежей от
организаций
Так по сравнению
с предыдущим годом доля организаций
нефтеперерабатывающей