Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:19, лекция
Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства связано с налогообложением, т.к. государство без налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.
Состав участников налоговых отношений определен в НК РФ. Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
В ст. 17 НК РФ приведен перечень элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. К таким элементам относятся:
Субъектами налога являются налогоплательщик и (или) плательщик сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов согласно ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристику и с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с положениями НК РФ.
Объект налогообложения часто дает название самому налогу (земельный налог, подоходный налог и т.п.).
Налоговая база представляет
собой стоимостную, физическую или
иную характеристики объекта налогообложения
(ст. 53 НК РФ). Общие вопросы исчисления
налоговой базы закрепляются в ст. 54 НК
РФ. Налоговая база исчисляется по итогам
каждого налогового периода на основе
данных регистров бухгалтерского учета
и (или) на основе иных документально подтвержденных
данных об объектах, подлежащих налогообложению
либо связанных с налогообложением. Названный
порядок распространяется на налогоплательщиков-
Индивидуальные
Физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам (п. 3 ст. 54 НК РФ).
Под налоговым периодом понимаются календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ).
Налоговая ставка (норма налогового обложения) представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ (ст. 53 НК РФ). В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми или процентными.
Перечисленные элементы являются общими для всех видов налогов. При помощи данных элементов устанавливается налоговая процедура, определяются порядок и размеры взимания налогов, особенности исчисления налогооблагаемой базы и самой суммы, определяются ставки, сроки и иные условия налогообложения.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).
5. Сборщики налогов и сборов. Исчисление и уплата налогов. Способы обеспечения обязательности по уплате налогов и сборов. Изменение срока уплаты налогов и сборов.
Сборщики налогов и сборов в
налоговых правоотношениях
Исчисление налога, подлежащего
уплате за налоговый период, производится
исходя из налоговой базы, налоговой
ставки и налоговых льгот. Исчисление
налога может производиться
Способы уплаты налога:
- кадастровый;
- «у источника»;
- по декларации;
- по уведомлению.
Порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с НК применительно к каждому налогу. Уплата производится разовой уплатой всей суммы налога и ином порядке, предусмотренном НК и другими законодательными актами.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться:
- направлением требования об уплате налогов и сборов;
- залогом имущества (§3 гл.23 ГК, Закон от 25.05.1995РФ 32872-1 «О залоге»);
- поручительством(§5 гл.23 ГК)
- пеней (ст.75 НК);
Пеней признается установленная денежная сума, которую налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся с сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный
день просрочки исполнения обязанности
по уплате налога или сбора, начиная
со следующего за установленным
Сумма соответствующих пеней назначается и уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения:
- других мер обеспечения
- мер ответственности за
Пени не начисляются на сумму недоимки:
- которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика;
- которая образовалась в результате выполнения письменных разъяснений финансового, налогового или другого уполномоченного органа государственной власти в пределах его компетенции.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке предусмотренном НК.
- приостановлением операций по счетам в банке;
- наложением ареста
на имущество
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты на более поздний срок.
Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:
- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
- имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы России на постоянное жительство.
Срок уплаты налога может
быть изменен в отношении всей
подлежащей уплате суммы налога либо
ее части с начислением процентов
на неуплаченную сумму налога. Изменение
срока уплаты налога и сбора может
производиться под залог имущес
В зависимости от вида налога и сбора, решение об изменении сроков вправе принимать:
- ФНС России;
- территориальные налоговые органы (по региональным и местным налогам);
- ФТС России и уполномоченные таможенные органы (по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России);
- органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.
Решения об изменении сроков уплаты ЕСН принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.
Решение об изменении сроков по региональным и местным налогам принимается по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется формах:
Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
В случае предоставления отсрочки или рассрочки по первому или второму из указанных оснований на сумму задолженности проценты не начисляются. При предоставлении отсрочки или рассрочки по иным основаниям, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, как правило, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБР.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый
Инвестиционный налоговый
1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2) осуществление этой
3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.
Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.
Проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке, ней менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБР.
Решение об изменении срока уплаты налога, принятое любой из установленных форм, прекращается: