Основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:19, лекция

Краткое описание

Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства связано с налогообложением, т.к. государство без налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.
Состав участников налоговых отношений определен в НК РФ. Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция налоги.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

- по истечении срока действия соответствующего решения или договора;

- досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

Для каждой формы изменения  срока уплаты налога могут быть предусмотрены  дополнительные основания для их прекращения.

 

6. Налоговая  отчетность.

Налоговая отчетность, оформленная  в виде налоговой декларации или  расчета.

Расчет авансового платежа  представляет собой письменное заявление о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора.

Не подлежат представлению  в налоговые органы налоговые  декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности их уплате в связи с применением  специальных налоговых режимов.

Налоговая отчетность может  быть представлена в налоговый орган  в установленные сроки лично  или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

 

7. Сущность  и формы налогового контроля

Налоговый контроль - вид  деятельности уполномоченным органов  налоговой администрации, реализуемый  в различных формах с целью  получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Существуют четыре формы  налогового контроля:

- государственный налоговый учет;

Направлен на решение  задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые  обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например: учет объектов налогообложения)

- мониторинг и оперативный  налоговый контроль;

Получение объективной  информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений

- камеральный и выездной  налоговый контроль;

Контроль исполнения налоговых обязательств

- административно-налоговый  контроль.

Контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования.

 

8. Общая характеристика  налогового правонарушения.

Налоговые санкции.

Налоговое правонарушение - это совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

Примеры видов налоговых  правонарушений, предусмотренных действующим  НК:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116НК);

- уклонение от постановки  на учет в налоговом органе (ст. 117 НК);

- непредставление налоговой  декларации (ст. 119 НК);

- грубое нарушение  правил учета доходов и расходов  и объектов налогообложения (ст. 120 НК);

- неуплату или неполную  уплату сумм налога (ст. 122 НК)

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК);

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК);

- неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК);

- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК);

- неисполнение банком решения о взыскании налога сбора, а также пени (ст. 135 НК);

- непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка (ст. 135.1 НК).

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК);

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК);

- неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК);

- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК);

- нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК)

- нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК);

- неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК).

 

Предусмотренная НК ответственность  за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Мерой ответственности  за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.

Налоговые санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

При наличии отягчающего  вину обстоятельства размер штрафа увеличивается  на 100% по сравнению с размером, установленным  соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

Исковое заявление о  взыскании налоговой санкции подается:

—  арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции  с организации или индивидуального предпринимателя);

— суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

 

9. Административные, уголовные правонарушения, меры  ответственности.

 

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Состав административных правонарушений в области налогов и сборов и ответственность за их совершение указаны в гл. 15 КоАП (ст. 15.3 - 15.7, 15.11).

За совершение административных правонарушений в сфере налогообложения  применяются меры административной ответственности в форме административного штрафа.

 

10. Уголовная ответственность за налоговые преступления.

Особенности совершения отдельных противоправных деяний в  налоговой сфере, размеры и характер нанесенного посредством их ущерба обусловили необходимость отнесения  их к группе наиболее опасных противоправных посягательств - преступлений. В отношении указанной категории деяний был введен специальный термин «налоговое преступление».

Налоговое преступление — это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено.

В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано три вида налоговых преступлений:

- уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);

- нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);

- воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

1. Налог на  добавленную стоимость (НДС)

НДС в мировой практике налогообложения появился сравнительно недавно, около 50 лет назад. По своей сути НДС можно признать налогом на потребление. Налог обычно взимается с добавленной стоимости продукции при каждой операции ее продажи и приобретения. НДС относится к универсальным косвенным налогам.

В России НДС был введен в том  числе для решения задачи гармонизации национальной налоговой системы  с налоговыми системами стран  членов Европейского экономического сообщества. НДС отнесен к числу федеральных  налогов, и поступления от его уплаты формируют примерно половину всех налоговых доходов федерального бюджета России.

Основной нормативный  акт -  часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»).

Налогоплательщиками НДС являются:

— организации;

— индивидуальные предприниматели;

— лица, признаваемые налогоплательщиками  НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу  Российской Федерации, определяемые в  соответствии с ТК.

Объект налогообложения:

— реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

— передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные  отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

—  выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговая база устанавливается отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

При ввозе товаров  на таможенную территорию РФ налоговая  база определяется налогоплательщиком в соответствии 21НКиТК.

При определении налоговой  базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) исчисляется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных  с расчетами по оплате указанным  товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Налоговый период. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.

Во всех остальных  случаях налоговым периодом является календарный месяц.

Ставки налога.

— 0% (льготная ставка);

— 10% (льготная ставка);

— 18% (основная ставка).

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли конкретных налоговых баз.

Общая сумма налога исчисляется  по итогам каждого налогового периода  применительно ко всем операциям, признававаемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к  соответствующему налоговому период) и с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающим налоговую базу в определенном налоговом периоде.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно  к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ или услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков  и реестрах на получение средств  с аккредитива, первичных учетных  документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с НК.

Информация о работе Основы налогообложения