Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК;
• изучить порядок начисления и уплаты земельного налога;
• исследовать пути совершенствования земельного налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы налогообложения земельным 6
налогом.


1.1 Методические аспекты земельного налогообложения 6
1.2 Роль и развитие земельного налога в
Республике Казахстан 13
1.3 Исторические аспекты налогообложения земельным налогом 18
2 Современное состояние налогообложения земельным налогом 23
в Республике Казахстан
2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога. 23
2.2 Роль земельного налога в формировании доходов бюджета 31
2.3 Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных 36
товаропроизводителей как упрощенная форма налогообложения
3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы
налогов с населения в Республике Казахстан 47
3.1 Совершенствование земельных отношений и землепользования в
Республике Казахстан 47
3.2 Перспективы развития действующей системы налогов с населения в
Республике Казахстан 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. раб. (1).docx

— 330.64 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       4

 

1 Теоретические основы налогообложения земельным                          6                                           

      налогом.

 

            

1.1 Методические аспекты земельного налогообложения                             6

1.2 Роль и развитие земельного налога в

Республике Казахстан                                                                                       13

1.3 Исторические аспекты налогообложения земельным налогом              18

2  Современное состояние налогообложения земельным налогом       23

в Республике Казахстан                                                                                                                  

2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога.                       23

2.2 Роль земельного налога в формировании  доходов бюджета                 31

2.3  Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных                36

товаропроизводителей как  упрощенная форма налогообложения

3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы

налогов с населения  в  Республике Казахстан                                           47

  3.1 Совершенствование  земельных отношений  и  землепользования в

  Республике Казахстан                                                                                       47

  3.2 Перспективы развития действующей системы налогов с населения в

  Республике Казахстан                                                                                       51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                63

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ                                   65   

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                               67

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Актуальность  темы. Земля и земельные ресурсы  имеют глубокие корни и огромное  значение по своему значению  в экономике. Земля, основное  богатство любого государства,  в условиях РК имеет особое  значение. Бесплатность пользования  землей является одной из главных  причин неэффективного использования  в сельском хозяйстве. Актуальность  данной темы основывается на  том, что земля является одним  из трех редких факторов производства  и плата за землю или передача  ее в собственность является  камнем преткновения не одной  только нашей правовой системы  и потому интересно рассмотреть  развитие этого вопроса на  практике с точки зрения налогового  законодательства. Земля является  основным средством производства  в сельском хозяйстве. Без нее  невозможно ведение производственного  процесса в отрасли, создание  продуктов питания и сырьевых  ресурсов. Тем самым выступает  одним из основных источников  материальных благ общества. Значение  земельного налога для сельскохозяйственного  производства связано с использованием  земли как основного средства  производства, в отличие от других  отраслей – для которых земля  является пространством на котором  проистекает экономическая активность.

Различные подходы к вопросам земельного налогообложения определяются различием к подходах к теории ренты, поскольку теоретической  основой земельного налога является земельная рента. Поэтому проблемы земельного налогообложения, существующие в РК связаны прежде всего с  теоретическими разработками. Как известно, земля – это фактор производства, который выступает для предпринимателей, государства, крупных фирм дефицитным фактором производства, от которого зависит  существование всей экономики в  целом и каждого человека в  мировой и национальной экономиках в частности. Поскольку земля  не используется как фактор производства - схема воспроизводственного процессе, который дается возможность существовать жить, перестанет функционировать экономика. Вот почему так необходимо рационально  пользоваться землей, охранять ее и  брать плату за пользование с  землей. Каков порядок оплаты за землю необходимо рассмотреть в  настоящей работе. 
       Считаем,  что необходимы разработки и уточнения научно-обоснованной методики определения базы налогообложения и расчета земельного налога.  
         Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета. 
      Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи: 
      • рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК; 
      • изучить порядок начисления и уплаты земельного налога; 
      • исследовать пути совершенствования земельного налогообложения. 
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты возникновения и развития налогов, дается оценка понятиям земля, объект и субъект земельных отношений, приводятся формы обложения земель в Казахстане, а также дается оценка налогообложения в развитых рыночных государствах мира.

 Аналитическая часть  исследования посвящена  действующему  механизму исчисления и уплаты  земельного налога в Республике  Казахстан и приводится анализ  земельных налоговых поступлений  за последние три года.

Третья глава характеризуется  аспектами совершенствования земельных  отношений, содержит основные выводы и  предложения по эффективному регулированию  земельных поступлений.

Новизна работы состоит в обосновании теоретических и методических положений, позволяющих разработать эффективный механизм налогообложения земельного налога.

      Вопросами  земельного налогообложения занимались  зарубежные, российские и казахстанские  авторы. В частности, среди казахстанских  авторов можно отметить, труда  таких авторов как Худяков  А.И. , Мухитдинов М.Т, Черник Д.  Г., Махмудов Ф. О., Жумабеков С., Камалов М и.другие. 
      Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
        1   Теоретические основы налогообложения  земельным налогом.

 

1.1 Методические  аспекты земельного налогообложения. 
 
        В системе ресурсов сельского хозяйства основное место занимают земельные ресурсы. Земля является главным незаменимым средством производства в сельском хозяйстве.

Земля как средство производства имеет специфические особенности, которые заключаются в следующем.

Во-первых, в отличие от земли все другие средства производства - результат предшествующего труда, а земля - продукт природы, а продуктом  труда является лишь отчасти плодородие верхнего слоя земли - почвы.

Земля при правильном использовании  не изнашивается, не ухудшается, а, напротив, улучшает свои достоинства, тогда как  другие средства производства изнашиваются, устаревают морально и материально, применяются в процессе труда.

Во-вторых, земля незаменима, ее нельзя заменить другим средством  производства, без нее не может  осуществляться производственный процесс  в сельском хозяйстве, особенно в  земледелии. Например, один трактор  по мере износа можно заменить другим, более производительным, жатку можно  заменить комбайном, тогда как землю  другим орудием производства заменить нельзя.

В-третьих, использование  земли как средства производства связано с постоянством места  и пространственной ее ограниченностью, поэтому сельскохозяйственное производство осуществляется там, где есть для  него соответствующая земля, тогда  как другие орудия труда можно  переместить к месту производства.

В-четвертых, земельные участки  отличаются друг от друга по плодородию, рельефу, местонахождению, это необходимо учитывать при планировании и  размещении сельскохозяйственного  производства, а также при определении  цены земли, земельного налога и арендной платы.

Различные подходы к вопросам земельного налогообложения определяются различием в подходах к теории ренты, поскольку теоретической  основой земельного налога является земельная рента. Поэтому проблемы земельного налогообложения, существующие в РК связаны, прежде всего, с теоретическими разработками [1].

Существуют два основных подхода к теории ренты. Одна из них - марксистская теория ренты, вторая - неоклассическая  теория ренты. Обе теории восходят к  классической теории экономической  ренты, изложенной в трудах экономистов XVIII века.

Сторонники классической школы рассматривали землю в  рамках производственных возможностей и преимуществ расположения земельных  участков. Они считали, что более  плодородные земельные участки  приносят доход в форме земельной ренты. Рассматривая земельную ренту они предполагали, что общее предложение земли абсолютно неэластично и земли пригодные для выращивания зерновых не может быть использована ни для каких других целей.

Частная собственность на землю позволяет ее владельцам независимо от качества земельных участков, сдававшихся  в аренду, получать так называемую абсолютную ренту.

Опираясь на теорию трудовой стоимости марксистская теория ренты  ориентируется на радикальные меры в теории распределения. Она предполагает национализацию земли, что приводит к исчезновению абсолютной ренты, а  условия образования дифференциальной ренты обоих видов позволяют  решать вопрос ее распределения. Дифференциальная рента I изымается государством в  пользу всего общества. Дифференциальная рента II как результат более производительных дополнительных затрат достается землевладельцу. 
Главная цель марксистской теории доказать, что источник создания новой стоимости - рабочая сила, поэтому и рента объясняется с помощью закона стоимости. Однако обособленное рассмотрение какого-либо фактора не может дать правильное представление о сложном механизме ценообразования. Игнорирование или недооценка других факторов производства кроме труда, негативно сказывается на эффективности производства. 
Производство возможно лишь на основе органического единства ряда факторов, и стоимость создается не каким-то одним, а всеми ими во взаимодействии. Выделяют, как правило, три группы производственных факторов: труд, капитал, природные ресурсы. Выбор методов производства зависит от соответствующих цен на ресурсы. Теория спроса и предложения применима к рынкам ресурсов так же, как и к товарным рынкам.

Урожай, например, нельзя получать не только без труда, но и без земли, без капитальных вложений в технику  и обустройство. Каждый из этих ресурсов имеет свою цену на рынке ресурсов. Из спроса отдельных фирм и отраслей производства складывается совокупный спрос на тот или иной фактор производства. Кривая спроса на определенный фактор производства в сочетании с кривой предложения этого фактора и  определяет уровень рыночной цены на него. Рассматривая землю как один из факторов производства, неоклассическая  теория объясняет теорию ренты проще: через колебания спроса и предложения  и установления равновесной цены. Таким путем в условиях рыночной экономики определяется величина доходов, распределяющихся между владельцами  различных факторов. 
Определение цен на факторы производства, а именно ренты на землю и другие ресурсы, заработной платы, нормы процента на капитальные активы и прибыли связано с решением проблемы "для кого производить товары" и как распределять, хотя принцип социальной справедливости при этом не выдерживается. Кто является владельцем этих факторов, тому и принадлежат доходы. Но государство путем соответствующей налоговой политики может снизить чрезмерное неравенство в распределении богатств. 
Неоклассическая теория ренты и ее варианты еще весьма несовершенны: среди авторитетных специалистов существуют различные подходы к определению, объяснению и выводов относительно доходов, получаемых в виде ренты. 
Общим в этих подходах является то, что: "Доход, полученный посредством какого-либо производительного производственного фактора, характеризуемого совершенно неэластичным предложением на долгосрочных временных интервалах, принято называть чистой экономической рентой. Это понятия включает в себя определение "чистая", так как с точки зрения всей совокупности факторов, действующих в экономической системе, конкретно рассматриваемый процесс не имеет альтернативной стоимости, и любой доход, им приносимый, является экономической рентой".

Классический пример таких  ресурсов - земля и земельные ресурсы. Площади земельных ресурсов фиксированы. Вследствие этого предложение земли  совершенно неэластично, что графически интерпретируется вертикальной кривой предложения. С другой стороны, спрос  на землю, диктуемый величиной предельного  продукта в денежной форме, графически представляется кривой спроса, имеющей  отрицательный наклон. Пересечение  этих кривых задает уровень равновесной  чистой экономической ренты. 
По действующему налоговому законодательству земля, находящаяся в собственности как физических, так и юридических лиц, ежегодно облагается налогом. Земельный налог предполагает наличие ежегодно уточняемого подробного земельного кадастра. Там, где отсутствует анализ качества почв, необходима экспертная оценка качества земли. Различаются два основных типа сельскохозяйственных земель, каждый из которых подразделяются на 101 группу в зависимости от качества почв. Судя по общему описанию этих двух типов земель и максимальными ставками налога, применяемым ко второму из них, эти земли можно условно охарактеризовать как пахотные и непахотные.  
Таким образом, структура земельного налога представляется весьма сложной. А право местных органов власти увеличивать или уменьшивать ставки позволяет принимать властные решения. Все это свидетельствует о несовершенстве земельного кадастра. Более того, это налагает дополнительные обязанности на налоговую службу.

Информация о работе Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан