Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция

Краткое описание

Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.

Вложенные файлы: 1 файл

Nal_proverka.docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

В п. 4 ст. 93.1 НК РФ установлено, что  в течение пяти дней со дня получения  поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются  документы (информация), направляет этому  лицу требование о представлении  документов (информации). К данному  требованию прилагается копия поручения  об истребовании документов (информации).

 

А в п. 5 ст. 93.1 НК РФ закреплено, что  лицо, получившее требование о представлении  документов (информации), исполняет  его в течение пяти дней со дня  получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые  документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый  орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

 

В соответствии с п. 4 Порядка продление  срока представления документов осуществляется налоговым органом  по месту учета лица, у которого истребованы документы.

В соответствии с п. 6 Порядка в  трехдневный срок со дня представления  истребованных документов и (или) сообщения  лица, у которого истребованы документы, об отсутствии истребуемых документов указанные документы и (или) сообщение  направляются в адрес налогового органа, который направил поручение  об истребовании документов.

В п. 6 ст. 93.1 НК РФ установлено, что  отказ лица от представления запрашиваемых  при проведении налоговой проверки документов или непредставление  их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и  влекут ответственность, предусмотренную  ст. 129.1 НК РФ.

 

 

 

Основание проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика  на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика  отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая  проверка может проводиться по месту  нахождения налогового органа.

 

2. Решение о проведении выездной  налоговой проверки выносит налоговый  орган по месту нахождения  организации или по месту жительства  физического лица, если иное не  предусмотрено настоящим пунктом.

 

Решение о проведении выездной налоговой  проверки организации, отнесенной в  порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый  орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего  налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая  проверка филиала или представительства  проводится на основании решения  налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

 

Решение о проведении выездной налоговой  проверки должно содержать следующие  сведения:

1) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

 

2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

 

3) периоды, за которые проводится проверка;

 

4) должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

 

Форма решения руководителя (заместителя  руководителя) налогового органа о  проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов.

 

Предмет выездной налоговой проверки.

Предметом выездной налоговой проверки являются первичные документы, которые  дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим. Необходимо помнить, что налоговые службы могут  проверить только те вопросы и  за тот период, которые указаны  в решении о проведении проверки. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке, то налогоплательщик вправе им отказать.

 Проверка может проводиться  по одному или нескольким налогам.  Этот факт законодательно закреплен  в п. 3 ст. 89 НК РФ.

 Четкое определение предмета  проверки защитит налогоплательщика  от повторных проверок по аналогичным  основаниям.

 НК РФ не наделяет налоговые  органы правом вносить изменения  в уже принятое решение о  проведении проверки, в частности,  указывать иной предмет проверки. Налоговый орган может вынести  новое решение о проведении  проверки, где будут названы не  охваченные ранее налоги, но это  будет уже другая проверка.

 

Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки.

Выездной налоговой проверкой  может быть охвачен период, не превышающий  трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение  о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

 Такой порядок определения  проверяемого периода позволяет  налоговым органам фактически  увеличивать на один год временные  рамки налоговых проверок (например, налоговый орган выносит решение  о проведении выездной проверки 29 декабря 2008 г. Это означает, что  он имеет право проверить 2007, 2006 и 2005 гг. Но фактически проверка начнется лишь в 2009 г., когда 2005 г. уже выйдет за рамки трехлетнего периода).

 

Срок проведения выездной налоговой проверки.

Срок проведения выездной налоговой  проверки определяется как период времени  с даты вынесения решения о  проведении выездной налоговой проверки до даты составления справки о  проведенной проверке. Хотя законодатель ограничил срок между этими двумя  действиями налогового органа, он, тем  не менее, предусмотрел для налогового органа возможность приостановить  и продлить проверку.

По общему правилу выездная налоговая  проверка не должна продолжаться более  двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

С учетом возможности приостановления  и продления выездной налоговой  проверки ее максимальный срок может  составить 15 месяцев (2 месяца на проведение проверки плюс 9 месяцев ее приостановки плюс 4 месяца срок для ее продления). Если налогоплательщик не имеет дела с иностранцами, максимальный срок проверки с учетом ее приостановки составляет 1 год.

 

Приостановление выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка может  быть приостановлена по решению о  приостановлении проведения выездной налоговой проверки, принимаемому руководителем  налогового органа или его заместителем, а затем – возобновлена (п. 9 ст. 89 НК РФ). На этот период приостанавливаются все действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой, а также  – их действия по истребованию документов у налогоплательщика. Более того, на этот период ему должны быть возвращены все подлинники документов, истребованные  при проведении проверки, за исключением  документов, полученных в ходе проведения выемки. Возобновление проведения выездной налоговой проверки осуществляется на основании решения о возобновлении  проведения выездной налоговой проверки. 

 Приостановка возможна только  в следующих четырех ситуациях: 

1) при необходимости истребования  от третьих лиц документов  или информации о проверяемом  налогоплательщике или информации  о конкретных сделках (ссылка  на раздел «Встречная проверка  в рамках выездной»), причем в  этом случае приостановка допускается  не более одного раза по  каждому лицу, у которого документы  (информация) истребуются; 

2) при необходимости получения  информации от иностранных государственных  органов в рамках международных  договоров Российской Федерации; 

3) при необходимости привлечения  экспертов для проведения экспертиз; 

4) при необходимости привлечения  переводчика для перевода на  русский язык документов, представленных  налогоплательщиком на иностранном  языке.

 Иных оснований для приостановления  выездной налоговой проверки  у налогового органа нет. В  то же время, количество приостановлений  не ограничено, т.е. в ходе проверки  она может приостанавливаться  несколько раз.

Но при этом законодатель все  же ограничил «беспредел» проверяющих, указав, что общий срок приостановления  проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Однако и эти шесть месяцев  не предел: если в течение этого  срока не удастся получить запрашиваемую  от иностранного государства информацию, срок приостановки может быть продлен  еще на три месяца.

 Помимо приостановления проверки  продления срока выездной налоговой  проверки, течение этого срока  также может быть приостановлено.

 

                  

 

 

 

Повторная выездная налоговая проверка.

Повторная выездная проверка представляет собой разновидность выездной налоговой  проверки, проводимой независимо от времени  проведения предыдущей проверки по тем  же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ). Иными словами, при  назначении повторной выездной налоговой  проверки не действуют ни ограничения  на количество проверок в отношении  одного налогоплательщика в календарном  году, ни ограничения на вторичную  проверку одних и тех же налогов  за один и тот же период.

 В ходе повторной проверки  налоговый орган заново исследует  документы, хозяйственные операции  налогоплательщика и прочие документы,  которые уже ранее подверглись  изучению. Проведение такой проверки  возможно только в двух случаях: 

-в порядке контроля вышестоящего  налогового органа за деятельностью  нижестоящего налогового органа;

-в связи с представлением  налогоплательщиком уточненной  налоговой декларации.

 Как видно, оба основания  повторной проверки не связаны  с поиском правонарушений, а относятся  к проверке данных, уже имеющихся  в налоговом органе. Однако налоговые  органы нередко (иногда – намеренно)  все же «заодно» перепроверяют  и правильность уплаты налогов  налогоплательщиками. 

 Обратите внимание на важный  момент: в ходе повторной налоговой  проверки может быть проверен  период, не превышающий трех календарных  лет, предшествующих году, в котором  вынесено решение о проведении  повторной выездной налоговой  проверки. Поэтому при затянувшейся  паузе между первоначальной и  повторной проверкой может случиться  так, что какой-то период, охваченный  изначальной проверкой, уже не  может быть проверен вторично.

В целом, процедура повторной проверки подчиняется правилам, установленным  для обычных выездных налоговых  проверок, и в ее рамках могут  проводиться те же мероприятия налогового контроля, что и при обычной  выездной проверке.

 Интересно, что суды не  отрицают возможность проведения  повторной налоговой проверки  по инициативе налогоплательщика.  Несмотря на то, что на первый  взгляд такое право может выглядеть  как издевательство, его реализация  может существенно помочь налогоплательщику.  Так, например, если налогоплательщик  не успел представить истребуемые  налоговым органом и утраченные  налогоплательщиком документы, а  восстановленные документы налоговый  орган принимать отказался по  причине прекращения проверки, налогоплательщик  может ходатайствовать о проведении  повторной проверки. Это делается  с целью всестороннего и полного  изучения документов для принятия  законного и обоснованного решения.  Таким образом, в каких-то случаях  право на инициацию налогоплательщиком  проведения повторной проверки  может помочь налогоплательщику  восстановить справедливость.

 Теперь возвратимся к стандартным  случаям проведения повторных  выездных налоговых проверок  и рассмотрим подробнее основания  их проведения.

 

Ознакомление налогового органа с документами в процессе выездной налоговой проверки и их истребование.

Пунктом 12 ст.89 НК РФ установлено, что  налогоплательщик обязан обеспечить возможность  должностным лицам налоговых  органов, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой  проверки у налогоплательщика могут  быть истребованы необходимые для  проверки документы в порядке, установленном  ст.93 НК РФ.

Ознакомление должностных лиц  налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением  случаев проведения выездной налоговой  проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных  ст.94 НК РФ (при выемке документов и  предметов).

Сроки представления документов по требованию налогового органа при выездной налоговой проверке аналогичны срокам, установленным для представления  документов по требованию налогового органа при камеральной налоговой  проверке.

 

Оформление результатов  выездной проверки.

Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения