Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция

Краткое описание

Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.

Вложенные файлы: 1 файл

Nal_proverka.docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

 

Функции камеральной налоговой  проверки

. В современной системе налогового  администрирования камеральная  проверка выполняет две функции:

 

•   контроля за правильностью  и достоверностью составления налоговых  деклараций;

 

•   отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

 

Объекты камеральной налоговой  проверки

. Состав объектов, подвергающихся  камеральной налоговой проверке, может быть условно разделен  на три части:

 

•    информация и документы, предоставляемые налогоплательщиком;

 

•    информация и документы  о деятельности налогоплательщика, получаемые налоговым органом из иных источников;

 

•    информация и документы  о налогоплательщике, накопленные  в ходе

деятельности самого налогового органа.

 

Объектами камеральной налоговой  проверки в НК названы:

 

•    налоговые декларации;

 

•    документы, предоставленные  налогоплательщиком, служащие основанием для исчисления уплата налога,

 

•        иные документы  о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

 

Документы, предоставленные налогоплательщиком, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, — это документы, которые налогоплательщик обязан представить  вместе с налоговой декларацией  либо вместо нее.

 

К этой группе не относятся документы, дополнительно истребуемые налоговым  органом в ходе проверки.

 

Под иными документами о деятельности налогоплательщика, имеющимися у налогового органа, следует понимать в первую очередь налоговую отчетность, представленную налогоплательщиками по другим налогам, а также ранее представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы за предшествующие налоговые  или отчетные периоды.

 

Основными этапами камеральной  проверки являются:

 

-       проверка правильности  исчисления налоговой базы;

 

-       проверка правильности  арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимосвязи показателей  строк и граф, предусмотренных  ее формой;

 

-       проверка обоснованности  заявленных налоговых вычетов;

 

-       проверка правильности  примененных налогоплательщиком  ставок налога и льгот, их  соответствие действующему законодательству.

 

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

 

-       проверку логической  связи между отдельными отчетными  и расчетными показателями, необходимыми  для исчисления налоговой базы;

 

-       проверку сопоставимости  отчетных показателей с аналогичными  показателями предыдущего отчетного  периода;

 

-       взаимосвязь  показателей бухгалтерской отчетности  и налоговых деклараций, а также  отдельных показателей деклараций  по различным видам налогов;

 

-       оценку данных  бухгалтерской отчетности и налоговых  деклараций с точки зрения  их соответствия имеющимся в  налоговом органе данным о  финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщика, полученным из  других источников.

 

Основание для проведения камеральной  налоговой проверки

. Камеральная налоговая проверка  проводится без какого-либо специального  решения руководителя налогового  органа.

 

Срок проведения камеральной налоговой  проверки

ограничен тремя месяцами со дня  предоставления налогоплательщиком налоговой  декларации и документов, служащих основанием исчисления и уплаты налога. В Кодексе не предусмотрено оснований  для продления сроков проведения камеральной налоговой проверки, но содержится оговорка, что законодательством  о налогах и сборах могут быть установлены иные сроки проведения камеральной налоговой проверки. (ст.88 НК РФ)

 

Оформление результатов камеральной  проверки в форме соответствующего акта НК не предусмотрено. Нет в Кодексе  и прямого запрета на такое  действие.

18.Общая характеристика  выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка является важнейшим методом контрольной  работы налоговой инспекции. Этой работе уделяется повышенное внимание на всех уровнях налоговой системы, поскольку  она приносит в бюджет значительные суммы дополнительных поступлений. Право налоговых органов проводить выездные налоговые проверки имеет и определенный психологический эффект, стимулирующий организации более аккуратно и тщательно относиться к вопросам исчисления и уплаты налогов.

 В НК РФ определение выездной  налоговой проверки отсутствует,  однако из описания ее процедуры  можно понять, что это – проверка, проводимая по решению руководителя (заместителя руководителя) налоговой  инспекции, в ходе которой сведения, указанные плательщиками в налоговых  декларациях, проверяются путем  анализа первичных бухгалтерских  документов предприятия, а также  иной информации о деятельности  предприятия, имеющейся у налоговых  органов.

 Основные понятия и правила  проведения и оформления выездных  налоговых проверок изложены  в ст. 87, 89, 99, 100,101,101.2 НК РФ.

 По общему правилу выездная  налоговая проверка проводится  на территории проверяемого налогоплательщика,  это следует из текста ч. 2 ст. 89 НК РФ. Однако, если у проверяемого  налогоплательщика отсутствует  возможность для приема и предоставления  документов проверяющим, то в  этом случае, в соответствии с  письменным заявлением налогоплательщика,  проверка может быть проведена  в помещении налоговой инспекции,  но по правилам проведения  выездных проверок.

 Объектом выездной налоговой  проверки, как и объектом камеральной  проверки, является правильность  исчисления и уплаты налога  на основе налоговой декларации. Иные документы, представленные  плательщиком в налоговую инспекцию,  включая и бухгалтерскую отчетность, объектами выездной проверки  не являются, а рассматриваются  только как источники информации.

 При подготовке выездной  проверки налоговая инспекция  имеет право использовать любую  имеющуюся у нее информацию  о налогоплательщике, если эта  информация получена законным  путем. Основным источником информации  в ходе выездной налоговой  проверки становятся первичные  документы налогоплательщика, касающиеся  вопросов исчисления налоговой  базы по проверяемым налогам  и налоговым периодам, обоснования  права на льготы, вычеты по  налогам, применение пониженных  налоговых ставок налога и  т.п. В ходе выездной проверки  налоговая инспекция имеет право  использовать предусмотренные ст. 90-98 НК РФ права по сбору  доказательств совершения налогового  правонарушения.

 НК РФ установлен ряд ограничений  на проведение вы¬ездных налоговых  проверок. К ним можно отнести  ограничения:

 – по проверяемому периоду  (три календарных года, предшествующих  году проверки); продолжительности  проверки (как правило – не  более двух месяцев);

 – повторяемости (запрещается  проведение повторных выездных  налоговых проверок по одним  и тем же налогам, подлежащим  уплате или уплаченным налогоплательщиком  за уже проверенный налоговый  период);

 – частоте проведения (налоговый  орган не вправе проводить  в течение одного кален-дарного  года две и более выездных  налоговых проверки по одним  и тем же налогам за один  и тот же период).

Для проведения выездных налоговых  проверок в инспекциях ФНС России созданы отделы выездных налоговых  проверок. Как правило, в инспекции  создается два или три отдела, при этом один из отделов занимается выездными проверками основных налогоплательщиков.

 Выездная налоговая проверка  проводится, как правило, силами  не менее чем двух налоговых  инспекторов. Это связано с  необходимостью изучения в ходе  проверки большого объема первичных  документов и выполнения многих  процедур по обеспечению доказательств  выявленных нарушений. При групповой  работе обеспечивается быстрое  взаимное обучение сотрудников  методике проверки тех или  иных вопросов и обмен опытом  между ними. Проверка группой  сотрудников целесообразна и  с точки зрения обеспечения  их безо-пасности.

 В отделах выездных налоговых  проверок, как правило, нет постоянных  участвующих во многих проверках  групп. Состав группы определяется  при подготовке решения о проведе-нии  проверки. Выделяется сотрудник,  ответственный за результаты  проверки, который не только проверяет  отдельные вопросы сам, но и  координирует работу других участников  группы. Налоговый инспектор, ответственный  за проведение проверки, занимается  также оформлением ее результатов,  участвует в рассмотрении разногласий  налогоплательщика и подготовке  решения по итогам проверки.

      1. Истребование документов у «третьих» лиц.

Истребование документов у третьих  лиц

Налоговая инспекция в рамках выездной проверки может истребовать документацию и какую-либо информацию у третьих  лиц, а именно у компаний и физических лиц с которыми сотрудничал налогоплательщик. Благодаря этому мероприятию  налогового контроля у проверяющих  есть возможность найти противоречия в финансовой отчетности налогоплательщика  и его партнеров. Как правило, в ходе осуществления налоговой  проверки должностные лица инспекции используют два мероприятия по взаимодействию с контрагентами проверяемого юридического лица. Во-первых, инспекция истребует документы об организации, которую проверяет, во-вторых, может получить какие-либо сведения от руководителя контрагента. Чаще всего используется первый способ взаимодействия с третьими лицами.

 

Налоговые органы истребуют документы  у контрагента, имеющие отношения  к сделкам заключенным между  фирмами. К таким документам можно  отнести счет-фактуру, книги покупки  и продажи и иную бухгалтерскую  документацию, связанную с партнерскими отношениями с проверяемой фирмой. Кроме этого, налоговые органы могут  потребовать предоставить заключенные  между фирмами договора (точнее их копии), а также отчеты, накладные  и т.д. Если в договоре идет речь о  каком-либо товаре, представители налоговой  инспекции могут истребовать  документацию подтверждающую факт транспортировки. При подробном изучении всех перечисленных  документов выявить нарушения налогового законодательства становится значительно  проще.

 

Истребовать необходимую документацию может должностное лицо налоговой  инспекции, проводящее налоговую проверку. При этом у проверяющих нет  каких-либо ограничений на количество запрашиваемых документов. Контрагенты  могут не удовлетворить требование налоговой инспекции только в  случае, если указанная документация никак не связана с проверяемым  юридическим лицом или предметом  проводимой налоговыми органами проверки в целом. Однако, несмотря на это  сотрудники инспекции часто запрашивают  у контрагентов информацию, не относящуюся  к предмету проверки. Если в ходе таких операций налоговые органы сумеют выявить случаи нарушений  налогового законодательства, полученные таким путем доказательства, не будут  иметь силы в суде.

 

      1. Привлечение третьих лиц к налоговой проверке.

В некоторых случаях в ходе проведения выездной налоговой проверки составляется протокол осуществления отдельных  действий. Протокол должен зафиксировать  все выявленные при производстве указанных действий существенные для  дела факты и обстоятельства. Для  этого к проведению выездных налоговых  проверок могут привлекаться другие лица: эксперты, специалисты, свидетели, понятые.

 

Привлечение указанных лиц к  проведению выездных налоговых проверок является принципиально новым элементом  контрольной работы налоговых органов  за соблюдением налогоплательщиками  налогового законодательства, а также  своевременным и полным внесением  причитающихся налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

 

При проведении налоговой проверки должностные лица налоговых органов  могут привлекать свидетелей. Налоговым  законодательством предусмотрено, что в качестве свидетеля для  дачи показаний может быть вызвано  любое физическое лицо, которому могут  быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления  налогового контроля по данному налогоплательщику. Показания свидетеля в обязательном порядке заносятся в протокол и являются важным элементом при  принятии руководителем налогового органа решения по результатам проверки.

 

В ходе проведения выездной налоговой  проверки может возникнуть ситуация, когда для разъяснения возникающих  вопросов требуются специальные  познания в науке, искусстве, технике  или ремесле. В этом случае для  участия в данной проверке может  быть привлечен эксперт.

 

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.

Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения