Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция
Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.
Статьей 31 НК РФ определено, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, утвержденным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Налоговый контроль осуществляется за
правильностью и
В настоящее время существует несколько видов налогового контроля:
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
В Российской Федерации в настоящее
время преобладает последующий
налоговый контроль. Однако оптимальным
вариантом является сочетание предварительного,
текущего и последующего контроля,
которые между собой
Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов.
Объект налогового контроля - отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Теории налогового права известно несколько форм налогового контроля:
- наблюдение;
- проверка;
- обследование;
- анализ;
- ревизия.
Пунктом 3 установлено, что налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Пункт 4 устанавливает категорический
запрет на сбор, хранение, использование
и распространение информации о
налогоплательщике (плательщике сбора,
налоговом агенте), полученной в
нарушение положений
Главой 14 НК РФ регламентирован порядок проведения только одной формы контроля - налоговых проверок. В ходе них возможны получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.
Особенности осуществления налогового
контроля при выполнении соглашений
о разделе продукции
Субъектами государственного налогового контроля являются высшие органы государственной власти, которые осуществляют проверку и мониторинг движения налоговых потоков в стране, а также те организационные структуры, которые непосредственно осуществляют налоговый контроль налогоплательщиков.
Основная работа по налоговому контролю
выполняется его субъектами, полномочия
которых закреплены положениями
Налогового кодекса РФ. Такими органами
государственного налогового контроля
выступают органы Федеральной налоговой
службы Министерства финансов РФ, таможенные
органы, государственные органы исполнительной
власти и органы местного самоуправления,
органы государственных внебюджетных
фондов, органы Федеральной службы
по экономическим и налоговым
преступлениям МВД РФ. Непосредственно
в составе Федеральной
На налоговые органы Федеральной налоговой службы Минфина РФ возложена обязанность по организации и проведению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Важнейшим организационным звеном,
осуществляющим функцию налогового
контроля, являются межрайонные и
городские налоговые инспекции.
Именно на их долю падает подавляющая
часть мероприятий по осуществлению
налогового контроля. В полномочия
вышестоящих налоговых органов
входит контроль за правильностью и
законностью деятельности нижестоящих
налоговых органов в
С целью осуществления контроля
над соблюдением
физических лиц по месту их жительства;
актов гражданского состояния о рождении и смерти;
недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, и транспортных средств;
установления опеки и
удостоверения права наследства и договоров дарения;
пользователей природных ресурсов, право на пользование которыми является объектом налогообложения.
На основе перечисленной информации налоговый орган осуществляет постановку налогоплательщика на учет. В целях документированного подтверждения факта постановки на учет ему выдается соответствующее свидетельство по единой для всей России форме на бланке строгой отчетности. Свидетельство содержит идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), предназначенный для обозначения сведений о налогоплательщике в документах, используемых при налоговом контроле.
При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются их персональные данные:
фамилия, имя, отчество;
пол;
дата и место рождения;
данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
гражданство;
адрес места жительства или места пребывания;
сведения о регистрации;
контактные телефоны;
ИНН (при наличии).
Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.
В качестве налогоплательщиков граждане выступают в разных качествах, в частности:
работников, получающих доходы в форме заработной платы на предприятиях, в учреждениях, организациях;
индивидуальных
собственников движимого и недвижимого имущества (например, земельного участка, автомобиля и т.д.);
наследников (правопреемников) авторов произведений науки, литературы, искусства и т.д., за которые наследники получают вознаграждение.
Различный статус граждан как плательщиков налогов определяет применение соответствующих налоговых льгот, ставок налога, порядка исчисления и сроков уплаты денежных средств в бюджет.
Налоговая декларация — письменное
заявление налогоплательщика об
объектах налогообложения, о полученных
доходах и произведенных
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.
Налоговая декларация представляется
с указанием единого по всем налогам
идентификационного номера налогоплательщика.
При обнаружении
Налоговая проверка - это процессуальное
действие налогового органа по контролю
за правильностью исчисления, своевременностью
и полнотой уплаты (перечисления) налогов
(сборов). Оно осуществляется путем
сопоставления фактических
Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов
Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).
Комплексная проверка - это проверка
финансово-хозяйственной
Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.
Целевая проверка - это проверка соблюдения
налогового законодательства по определенному
направлению или финансово-
Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок
Сплошные проверки чаще всего проводятся
в небольших организациях либо в
организациях, где необходимо восстановить
учет ( при его отсутствии или
уничтожении первичных
Выборочная проверка может перерасти
в сплошную в случае установления
в проверяемой выборке
17.0бщая характеристика
камеральной налоговой
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых органов.
Проведение камеральной
• выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности;
• осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.
Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения