Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция

Краткое описание

Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.

Вложенные файлы: 1 файл

Nal_proverka.docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

 

Статьей 31 НК РФ определено, что налоговые  органы вправе требовать от налогоплательщика  или налогового агента документы  по формам, утвержденным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и  документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

 

Налоговый контроль осуществляется за правильностью и своевременностью уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и  сборов.

 

В настоящее время существует несколько  видов налогового контроля:

 

- предварительный;

 

- текущий;

 

- последующий.

 

В Российской Федерации в настоящее  время преобладает последующий  налоговый контроль. Однако оптимальным  вариантом является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля, которые между собой взаимосвязаны.

 

Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых  органов.

 

Объект налогового контроля - отношения, связанные с исчислением и  уплатой налогов и сборов.

 

Теории налогового права известно несколько форм налогового контроля:

 

- наблюдение;

 

- проверка;

 

- обследование;

 

- анализ;

 

- ревизия.

 

Пунктом 3 установлено, что налоговые  органы, таможенные органы, органы государственных  внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга  об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о  налогах и сборах и налоговых  преступлениях, о принятых мерах  по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

 

Пункт 4 устанавливает категорический запрет на сбор, хранение, использование  и распространение информации о  налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в  нарушение положений Конституции  Российской Федерации, НК РФ, федеральных  законов, а также в нарушение  принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в  частности адвокатскую тайну, аудиторскую  тайну.

 

Главой 14 НК РФ регламентирован порядок  проведения только одной формы контроля - налоговых проверок. В ходе них  возможны получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

 

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 НК РФ.

    1. Субъекты налогового контроля.

Субъектами государственного налогового контроля являются высшие органы государственной  власти, которые осуществляют проверку и мониторинг движения налоговых  потоков в стране, а также те организационные структуры, которые  непосредственно осуществляют налоговый  контроль налогоплательщиков.

 

Основная работа по налоговому контролю выполняется его субъектами, полномочия которых закреплены положениями  Налогового кодекса РФ. Такими органами государственного налогового контроля выступают органы Федеральной налоговой  службы Министерства финансов РФ, таможенные органы, государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов, органы Федеральной службы по экономическим и налоговым  преступлениям МВД РФ. Непосредственно  в составе Федеральной налоговой  службы контрольные функции возложены  на следующие структурные подразделения: Управление контроля налоговых органов, Управление налогового контроля, Управление государственной регистрации и  учета юридических и физических лиц, Управление урегулирования налоговой задолженности и обеспечения процедур банкротства. Как свидетельствует реальное положение дел, в настоящее время в России за взимание и контроль за уплатой налоговых платежей отвечают шесть министерств и ведомств, насчитывающих в своем составе 180 тыс. служащих, в то время как в США, Великобритании, Германии, Франции и ряде других стран вся налоговая система сосредоточена в едином органе, замыкающемся или входящем непосредственно в состав правительства, которое отвечает за доходность бюджета государства. [21]

 

На налоговые органы Федеральной  налоговой службы Минфина РФ возложена  обязанность по организации и  проведению контроля за соблюдением  налогового законодательства РФ, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением  валютного законодательства РФ, осуществляемого  в пределах компетенции налоговых  органов.

 

Важнейшим организационным звеном, осуществляющим функцию налогового контроля, являются межрайонные и  городские налоговые инспекции. Именно на их долю падает подавляющая  часть мероприятий по осуществлению  налогового контроля. В полномочия вышестоящих налоговых органов  входит контроль за правильностью и  законностью деятельности нижестоящих  налоговых органов в осуществлении  ими контрольных действий, а также  текущий учет поступлений платежей и недоимок по платежам в бюджет на основе отчетности, поступающей  от нижестоящих налоговых органов. Учет начисленных и фактически поступивших  налоговых платежей и налоговых  санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, что позволяет методически  поддержать реализацию функции контроля за исполнением бюджетных заданий  по налогам.

    1. Учет налогоплательщиков и его использование при проведении налоговых проверок.

С целью осуществления контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые  органы ведут учет налогоплательщиков — физических лиц на основании  информации, поступающей в налоговые  органы от самих налогоплательщиков и от органов, осуществляющих регистрацию  и учет:

физических лиц по месту их жительства;

актов гражданского состояния о  рождении и смерти;

недвижимого имущества, являющегося  объектом налогообложения, и транспортных средств;

установления опеки и попечительства над физическими лицами;

удостоверения права наследства и  договоров дарения;

пользователей природных ресурсов, право на пользование которыми является объектом налогообложения.

 

На основе перечисленной информации налоговый орган осуществляет постановку налогоплательщика на учет. В целях  документированного подтверждения  факта постановки на учет ему выдается соответствующее свидетельство  по единой для всей России форме  на бланке строгой отчетности. Свидетельство  содержит идентификационный номер  налогоплательщика (ИНН), предназначенный  для обозначения сведений о налогоплательщике  в документах, используемых при налоговом  контроле.

 

При постановке на учет физических лиц  в состав сведений об указанных лицах  включаются их персональные данные:

фамилия, имя, отчество;

пол;

дата и место рождения;

данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;

гражданство;

адрес места жительства или места  пребывания;

сведения о регистрации;

контактные телефоны;

ИНН (при наличии).

 

Постановка на учет, снятие с учета  осуществляются бесплатно.

 

В качестве налогоплательщиков граждане выступают в разных качествах, в  частности:

работников, получающих доходы в форме  заработной платы на предприятиях, в учреждениях, организациях;

индивидуальных предпринимателей;

собственников движимого и недвижимого  имущества (например, земельного участка, автомобиля и т.д.);

наследников (правопреемников) авторов  произведений науки, литературы, искусства  и т.д., за которые наследники получают вознаграждение.

 

Различный статус граждан как плательщиков налогов определяет применение соответствующих  налоговых льгот, ставок налога, порядка  исчисления и сроков уплаты денежных средств в бюджет.

 

Налоговая декларация — письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой  базе, налоговых льготах, исчисленной  сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и  уплатой налога. Этот документ представляется каждым налогоплательщиком по каждому  налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством  о налогах и сборах.

 

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту  учета налогоплательщика по установленной  форме на бумажном носителе или в  электронном виде.

 

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам  идентификационного номера налогоплательщика. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неполноты отражения сведений или  ошибок, приводящих к занижению суммы  налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения и представить  уточненную налоговую декларацию. Если уточненная декларация подается до истечения  срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления. Если уточненная декларация подается после истечения срока  подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога и  раньше, чем налогоплательщику станет известно об обнаружении неточностей  налоговым органом, то налогоплательщик освобождается от ответственности.

    1. Виды налоговых проверок, проводимых налоговыми органами.

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем  сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых  деклараций, представленных в налоговые  органы.

 

Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых  деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

 

Под выездной налоговой проверкой  понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских  документов налогоплательщика, регистров  бухгалтерского учета, бухгалтерской  отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов

 

Встречная проверка - это сопоставление  разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К  их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или  отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

 

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

 

Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной  деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем  налогового органа.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному  направлению или финансово-хозяйственным  операциям организации.

 

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым  проводилась предыдущая проверка. В  НК РФ предусмотрены ограничения  на проведение повторных налоговых  проверок

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в  организациях, где необходимо восстановить учет ( при его отсутствии или  уничтожении первичных документов).

 

Выборочная проверка может перерасти  в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему  массиву документации организации

17.0бщая характеристика  камеральной налоговой проверки.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые  органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов.

 

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налоговых органов  на основе налоговых деклараций и  документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых  органов.

 

Проведение камеральной налоговой  проверки позволяет представителям налоговой администрации:

 

•           выявить  арифметические ошибки в поступившей  от проверяемого отчетности;

 

•           осуществить  сверку данных в документах, поступивших  из различных источников.

Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения