Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Цель работы - проанализировать теоретические основы налога на добавленную стоимость; показать его практическое применение; выявить проблемы связанные с исчислением, уплатой указанного налога; разработать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
7
1.1
Сущность и структура налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
7
1.2
Особенности налогообложения по НДС: налог с механизмом возмещения
16
1.3
Роль НДС в формировании доходной части бюджета
24
ГЛАВА 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ
34
2.1
Нормативно-правовая база взимания НДС до введения НК РФ
34
2.2
Налоговые ставки по НДС и динамика их изменений до введения 21 главы НК РФ
41
2.3
Практика взимания налога на добавленную стоимость на современном этапе
51
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
80
3.1
Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость
80
3.2
Налоговая политика в области совершенствования налога на добавленную стоимость
88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
ГЛАВА 1 |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ |
7 |
1.1 |
Сущность и структура налога на добавленную стоимость в Российской Федерации |
7 |
1.2 |
Особенности налогообложения по НДС: налог с механизмом возмещения |
16 |
1.3 |
Роль НДС в формировании доходной части бюджета |
24 |
ГЛАВА 2 |
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ |
34 |
2.1 |
Нормативно-правовая база взимания НДС до введения НК РФ |
34 |
2.2 |
Налоговые ставки по НДС и динамика их изменений до введения 21 главы НК РФ |
41 |
2.3 |
Практика взимания налога на добавленную стоимость на современном этапе |
51 |
ГЛАВА 3 |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ |
80 |
3.1 |
Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость |
80 |
3.2 |
Налоговая политика в области совершенствования налога на добавленную стоимость |
88 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
97 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
99 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
102 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.
В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За шесть лет своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации.
В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 2008 – 2011 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 30 до 44%. Этот налог прочно занимает одно из лидирующих мест среди всех налоговых доходов государства.
Налоговой базой по НДС является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством. За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требовали своей унификации, так как их многочисленность и разрозненность являлась причиной распространения нарушений порядка исчисления и уплаты налога. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.
В России НДС взимается с 1992 г. на основе Закона «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1. Для России это был новый вид налога, заменивший два действовавших до этого (с оборота и продаж). Он принадлежит к числу федеральных налогов. Последнее означает, что НДС взимается на всей территории страны и устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом процесс взимания НДС в нашей стране обладает целым комплексом особенностей, отражающих реалии российской экономики, финансов, процедуры бухгалтерского учета, уровень готовности к новому налогу финансовых кадров и налогоплательщиков, а также целый ряд проблем, связанных с современным процессом формирования российского рынка.
В этих условиях доскональное изучение обобщенной концепции НДС, успешно применяемой и в других странах мира (естественно с учетом соответствующих особенностей данной национальной экономики) имеет большое значение. Так как только осознание философских и логических постулатов концепции этого налога дает возможность отделить детали, особенности и нюансы, неизбежные при применении НДС в любой стране, в силу ее уникальности, от сущностной основы, без которой налог на добавленную стоимость перестает быть таковыми, превращается в очередную модификацию налога с оборота.
Объектом исследования данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Цель работы - проанализировать теоретические основы налога на добавленную стоимость; показать его практическое применение; выявить проблемы связанные с исчислением, уплатой указанного налога; разработать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере деятельности.
Для реализации поставленной
цели и решения выявленных задач
дипломная работа структурирована
в следующей
Во введении определяется актуальность выбранной темы дипломной работы, цель и задачи работы, объект исследования; анализируется состояние разработанности проблемы в юридической и экономической литературе; раскрывается структура работы с кратким изложением ее основных положений.
В первой главе раскрываются понятия и сущность налога на добавленную стоимость, история его возникновения, специфическая сущность НДС и его роль в формировании доходной части бюджета.
Во второй главе рассматривается нормативно-правовая база взимания НДС до введения НК РФ, определяется динамика изменения налоговых ставок, а также представлены особенности взимания и льготы.
В третьей главе предлагаются направления совершенствования налогового администрирования НДС, в заключении обобщаются материалы исследования.
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Федерации
Самым популярным косвенным налогом в мире считается НДС. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии европейского интеграционного процесса.
Идея формирования доходной части бюджета за счёт НДС возникла ещё в начале ХХ века. Первое предложение о введении в Германии налога под названием «Veredelte Umsatzsteuer» (облагороженный налог с оборота) внёс в 1919 году Вильгельм фон Сименс. Начало практическому внедрению НДС положило описание французским финансистом Морисом Лоре схемы действия налога в 1954 году. Во Франции он был фактически введен с 1968 году после долгого «тестирования» в африканском государстве Кот д'Ивуар1.
С 1967 года этот вид налога утвержден в качестве основного для стран-членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС.
В российскую практику хозяйствования НДС был введён Законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» как составная часть цены с целью урегулирования спроса и предложения на товарном рынке2.
В России первоначально в 1992 году ставка НДС составляла 28% практически для всех видов товаров и услуг. По сравнению с другими странами она была значительно выше (например, в Германии – 14%, во Франции – 18,6%). В 1993 году ставки НДС в России были снижены: по некоторым продовольственным товарам, товарам для детей – до 10%, по остальным товарам и услугам до 20%. В некоторых случаях товары вообще освобождаются от НДС. И только с 2004 года ставка НДС снизилась до 18%3.
Но чуть раньше, за год до введения ставки 18%, были внесены значительные изменения в состав плательщиков НДС и в режимы его уплаты. Так, к плательщикам – юридическим лицам добавили плательщиков – предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), находящихся на общем, традиционном режиме учета и отчетности. Теперь и организации и предприниматели ведут одинаковый учет и отчетность по НДС. Обязательным для всех является ведение первичной документации по НДС (журналов учета счетов-фактур, полученных и выставленных, а также книг покупок и продаж) 4.
Одновременно с этими изменениями появились льготы по уплате НДС для малых предприятий (освобождение от обязанностей плательщика НДС, если выручка без НДС за последние три месяца не превышала 2 млн.рублей в месяц; льготы на отдельные виды товаров и услуг; специальные налоговые режимы для малых предприятий (упрощенная систем налогообложения и единый налог на вмененный доход)). И наконец, весьма существенным этапом преобразований явилось введение принципа учета НДС «по начислению», который действует с 1 января 2006 года.5
Этот принцип носит справедливый характер и дает возможность более спокойно работать с НДС. Сейчас достаточно оприходовать товары, услуги, чтобы предъявить НДС к бюджету, то есть не надо ждать оплаты и в конце отчетного периода срочно что-то оплачивать. При грамотной работе и своевременном учете НДС можно сводить к разумным и справедливым значениям.
В настоящее время НДС принят в большинстве стран мира, в том числе во всех странах ЕС (примерно 50 стран). Самая большая страна мира по развитой экономике, в которой отсутствует на федеральном уровне НДС – это США. В то же время на уровне американских штатов он применяется и представлен в качестве налога с продаж, максимальная ставка которого составляет 8%. Общим налогом с продаж облагается как валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, так и оборот оказываемых населению услуг.
Наличие в России НДС, а не налога с продаж, как в США, говорит о том, что налог платиться не конечным потребителем, а это происходит на каждом этапе цепочки производства. Таким образом, основное налоговое бремя лежит на бедных слоях населения.6
Для наиболее ясного понимания принципа действия НДС следует рассмотреть схему без привязки к конкретной ситуации, представленной в учебном пособии кандидата экономических наук, профессора Нестерова Г.Г и кандидата экономических наук Терзиди А.В «Налоговый учет и налоговая отчетность».
Авторы рассматривают
три подразделения
Подразделение «А» затрачивает на добычу единицы исходного сырья 100 денежных единиц (далее – д.е.) (в том числе материальные затраты, амортизация основных средств, заработная плата с начислениями). При установленной норме прибыли оптовая цена подразделения «А» будет складываться следующим порядком:
Итого 142 д.е.
По этой цене подразделение «А» реализует свою продукцию подразделению «Б». Получив в сумме выручки НДС в размере 22 д.е., «А» должна перечислить его в бюджетную систему
Подразделение «Б», закупив единицу сырья по цене 142 д.е., дополнительно затрачивает на производство готовой продукции 40 д.е. (амортизация основных средств и зарплата с начислениями). При формировании оптовой цены будут учтены:
Информация о работе Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость