Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:04, курсовая работа
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6 1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. 6 1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16
2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста ».
Подготовила : ст. воспитатель
Дорофеева Л.П.МБДОУ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
1.3 Роль экологических
знаний в воспитании осознанно-
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО
2.1 Выявление уровня сформированности
экологических знаний у детей методика
и результаты констатирующего эксперимента.
2.2.Методика совершенствования
работы по формированию осознанно-правильного
отношения к природе старших дошкольников
посредствам инновационных форм экологического
образования (организация и содержание
формирующего эксперимента).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Катастрофическое ухудшение
экологической обстановки стоит в ряду
самых актуальных проблем современности.
Одна из главнейших задач государства
– рационально использовать природные
ресурсы в интересах не только человека,
но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение,
отказ от потребительского подхода к природе
– главные направления стратегии выживания
человечества. Каждому человеку планеты
Земля необходимо овладеть минимальным
набором экологических знаний и способов
деятельности, для того, чтобы его поведение
было экологически осмысленным. А также
решение этой задачи возможно при условии
формирования нового мышления - экологического,
воспитания экологической культуры личности.
По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности
- проблема, выдвинутая реалиями конца
XX в., принявшими глобальный, угрожающий
жизни на земле характер.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус, а не любуется им) сравнительно с эмоционально- чувственным и практически-действенным. Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри
природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных,
состоянии растений, правильную их оценку. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, ухаживать за животными и растениями). Все вышесказанное позволяет отметить, что формирование экологической культуры это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе. Осознанно-правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. При написании курсовой работы и проведении эксперимента была определена следующая проблема: какие инновационные формы экологического образования у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать осознанно-правильному отношению к природе.
Объект исследования: процесс
воспитания осознанно-правильного отношения
детей старшего дошкольного возраста
к природе. В качестве предмета исследования
заявлены инновационные формы экологического
образования - как средство воспитания
осознанно- правильного отношения к природе.
Цель исследования: изучить
эффективность инновационных форм экологического
образования в формировании осознанно-правильного
отношения к природе детей старшего дошкольного
возраста.
Постановка цели определяется
следующей формулировкой гипотезы: воспитание
осознанно-правильного отношения детей
к природе будет осуществляться успешно,
если создать следующие педагогические
условия.1.Давать детям систематические
экологические знания; научить их любить
жизнь, природу, людей, себя, активно познавать
мир, в который пришли.
2.Формировать у детей систему элементарных
знаний о предметах и явлениях природы,
то есть изучать сами предметы и явления
в природе, связи и отношения, которые
существуют между ними.
3.Развивать
нравственные чувства,
4.Давать экологические
знания в условиях
- детально изучить литературу по данной
проблеме;
- выявить наиболее эффективные инновационные формы работы по воспитанию у детей осознанно-правильного отношения к природе через формирование экологической культуры;
- разработать и апробировать
экспериментальную методику воспитания
у детей старшего дошкольного возраста
осознанно-правильного отношения к природе
посредством инновационных форм экологического
образования.
Методологической основой исследования
являются важнейшие положения об экологическом
воспитании, эстетическом отношении человека
к природе; о роли экологического воспитания
в осознанно-правильном отношении к природе
и в формировании личности. В процессе
работы над данным исследованием были
использованы следующие методы исследования:
изучение психолого-педагогической и
методической литературы по исследуемой
проблеме; педагогический эксперимент:
констатирующий, формирующий и контрольные
этапы; использование инновационных форм
экологического образования для детей
старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1.Экологическое воспитание
как приоритетное направление в работе
с дошкольниками.
Для глубокого и прочного осознания
экологических понятий, сложных глобальных,
региональных и локальных природоохранных
проблем особенно важен их исторический
аспект. Известно, что современная острота
экологических ситуаций имеет исторические
корни, обусловлена потерей лучших народных
традиций, утрат нравственных основ гуманизма,
любви, сострадания, бережного отношения
к родной земле. Идея приобщения человека
к природе, к ее познанию имеет глубокие
корни в педагогической науке. Выделяющиеся
мыслители и педагоги прошлого, такие,
как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский,
видели в природе могучий источник знаний,
средство для развития ума, чувств и воли.
К.Д. Ушинский рассматривал природу как
важный фактор воспитания детей. Его мысли
по этому вопросу, неоднократно высказанные
им в различных трудах, не утратили актуальности
и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое
внимание на необходимость всестороннего
воспитания детей средствами природы.
Он считал, что именно в детстве надо прививать
любовь к природе, поскольку детские ощущения
самые острые и самые сильные. «Какие впечатления
могут дать им взамен этих живых, сильных,
воспитывающих душу впечатлений природы?
После уже будет поздно пользоваться ими,
когда сердце утратит свою детскую мягкость,
а рассудок станет между человеком и природой».
Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся
природу ребенка, в природной среде он
видел идеальные условия проявления человеческой
натуры, усматривал в естественном трудовом
цикле взаимодействия человека с природой
идеал образа жизни. Л.Н. Толстой стремился
всегда учитывать индивидуальные особенности
и склонности детей, всемерно развивать
их творческие силы, применяя самые разнообразные
средства воздействия как в процессе обучения,
так и во внеурочное время. Выдающиеся
педагоги советского периода А.С. Макаренко,
С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили
себе организации здорового и целесообразного
педагогического процесса вне природы,
вне нравственных, эстетических взаимосвязей
с ней. В.А. Сухомлинский понимал, что знания
и навыки сами по себе не воспитывают.
При изменении традиционно-потребительского
отношения к природе, изменяются убеждения,
деятельность ученика строится в постоянном
общении с природой и работой над гармонизацией
нарушенной биосферы.
Человек - часть природы: он не может жить
вне ее, не может нарушать законы, по которым
существует окружающий его мир. Только
научившись жить в полном согласии с природой,
человечество сможет лучше
понять ее тайны,
сохранить самое удивительное творение
природы - жизнь на земле.
В настоящее время человечество
осознало, наконец, всю остроту экологического
кризиса. Важная роль в решении экологических
проблем принадлежит системе образования.
Это значит, что должно быть всеобщее экологическое
образование, целью которого является
становление экологической культуры личности
и общества. Здесь задействованы все уровни
образования, начиная с дошкольного, где
закладываются первоначальные знания
об окружающем мире, вырабатываются принципы
и привычки поведения, которые определяют
в будущем уважение к природе, другим людям
и самому себе. Для дошкольной педагогики
экологическое воспитание достаточно
новое направление, призванное формировать
основы экологической направленности
личности, осознанно-правильному отношению
к природным явлениям и объектам, к человеку
как живому существу, к своему здоровью
и окружающей средой. Формирование начал
экологической культуры - это становление
осознанно-правильного отношения: - непосредственно
к самой природе во всем ее многообразии;
- к людям, охраняющим и созидающим ее;
- к людям, созидающим на основе ее богатств
материальные или духовные ценности; -
к себе, как части природы; - понимание
ценности жизни и здоровья и их зависимости
от состояния окружающей среды; - осознание
своих умений созидательно взаимодействовать
с природой.
Задачи экологического воспитания
- это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной
модели, при которой очевидны проявления
начал экологической культуры у детей,
готовящихся к поступлению в школу.
Экологическое воспитание - это
один из основных аспектов нравственного
воспитания. Ведь воспитание бережного
и заботливого отношения ребенка к природе
вырабатывает в нем те нравственные нормы,
которые в дальнейшем станут мотивом,
побудителем его активной деятельности,
его поведения.
Природа - неиссякаемый источник
духовного обогащения ребенка. Дети постоянно
в той или иной форме соприкасаются с природой.
Их привлекают зеленые луга и леса, яркие
цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие
хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный
мир природы пробуждает у детей живой
интерес к природе, любознательность,
побуждает их к деятельности. Однако,
далеко не все может быть правильно понято
детьми при самостоятельном общении с
природой, далеко не всегда при этом формируется
правильное отношение к растениям и животным.
Ввести ребенка в мир природы, сформировать
реалистические представления - знание
о её объектах и явлениях, воспитать у
маленького человека способность видеть
красоту родной природы, любовь, бережное
и заботливое отношение к ней - важнейшая
задача экологического воспитания в дошкольном
учреждении. Именно детский сад является
первым звеном системы непрерывного экологического
образования, поэтому неслучайно перед
педагогами встает задача формирования
основ экологического воспитания.
Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста