Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_-_diplom_ispravlennyy.docx

— 181.04 Кб (Скачать файл)

В этот период начинает пробуждаться интерес  и любовь к природе, к  познанию ее через разные объекты  и явления. Благодаря развитию эмоционально-чувствительной сферы конкретные объекты из естественного  окружения должны стать для ребёнка  субъектами общения. Постепенно формируется  целостный, эмоционально положительный  идеальный образ окружающей среды  как основы духовной связи с миром  природы. По мнению В.А. Сухомлинского: «Человек был и всегда остаётся ребёнком природы, и то, что роднит его с  природой, должно использоваться для  его приобщения к богатствам духовной культуры»4.*

Главное содержание экологического образования дошкольников состоит  в формировании мотивационных основ  экологического сознания ребенка. Экологические  знания должны стать средствами, которые  входят в практическую деятельность и соответственно ее мотивируют.

Современное образование  предусматривает переориентацию внимания с «информационного» влияния, когда  воспитаннику словесно объясняют стандартную  модель «правильного» поведения, на деятельное воспитание благодаря активности самого воспитанника в различных  видах деятельности. Процесс воспитания лежит не в навязывании системы  ценностей, а в создании условий, чтобы нормы и законы, которыми руководствуется государство, стали  для ребёнка личностно значащими.

В экологическом воспитании детей дошкольного возраста немалую  роль играют формирование культуры чувств, постоянное закрепление их в конкретных жизненных ситуациях. Именно благодаря  эмоциональному ощущению окружающей среды  ребенок может естественно воспринимать явления и объекты, обнаруживать свои чувства. Экологическое образование  должно возбуждать эмоциональный отзыв  на разнообразнейшие объекты и явления  природы, вызывать желание любоваться, наслаждаться природой, беречь ее как  основу жизни человека. Ребенок должен стремиться передавать

свои чувства от общения  с естественным окружением средствами искусства,

художественного слова.

Становление и формирование экологической культуры дошкольника  становится основой знаний о морально-этических  нормах и правилах и делает их основным регулятором  его поведения. Лишь система внутренних отношений становится основой личности и возникает  лишь в мире культуры. Экологическое  воспитание - это экология личности, сознания, души, культуры. Именно экологическое образование дает возможность раскрыть ребенку значение природы как части культуры, как универсальной ценности, поскольку помогает проявить ценностное отношение к собственному дому, к планете по имени Земля вообще и к ближайшей окружающей среде, в частности, к явлениям духовной культуры - сказам, песням, народным  играм, обычаям, традициям. Что же по отношению к природе, то экологическое воспитание ориентирует на культурно-национальные и общечеловеческие ценности.

Семья - важная жизненная  цепочка, в которой экологические  знания, приобретенные ребенком в  детском саду, его первые представления  о природе и окружающей среде  объединяются с практикой повседневной жизни.

Экологическое образование и воспитание детей состоит в обучении принципам жизни в новом столетии, дети должны понять, что   охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому что она самоценна. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.

Необходимо формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. А чтобы эти знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребёнка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

 

1.2. Особенности  формирования первичных представлений об экологических связях в природе у детей дошкольного возраста

 

Формирование  экологических представлений и  понятий – одна из сложнейших задач  методики начального естествознания. Трудности связаны с усвоением  характера понятий, поскольку содержание большинства из них – это причинно-следственные зависимости (например, между строением  и функцией, процессами в живой  и неживой природе, взаимовлиянием живых организмов). Задача усложняется  также тем, что для понимания  сути отношений между двумя объектами  необходимо знать характеристику каждого. Из этого вытекает вопрос: «Так что  же, отложить решение задачи на более  поздний возрастной период?». Разумеется, нет! Ведь именно экологические знания дают ребёнку первое представление  о мире как едином целом, раскрывают смысл начального естествознания, делая  его живым; кроме того, у дошкольника  формируются основы теоретического мышления. Практика работы показывает: чтобы изучать окружающий мир, наиболее рационален и продуктивен экологический  подход5.

К примеру, педагогика В.А. Сухомлинского направляла воспитанников на понимание того факта, что природа не может бать только объектом человеческого влияния – она должна стать равноправным субъектом плодотворного взаимодействия. Известный педагог остро выступал против хищнического, антигуманного отношения к окружающему. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского насквозь пронизано тревогой за сохранение земли как уникальной экосистемы – одна из его заповедей, обращённых к детям, говорит: «Чтобы сорвать один цветок, необходимо вырастить десять»6. Основой гуманистического воспитания педагог считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что, рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребёнок не должен забывать глобальную истину: природа – это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, которое является источником и сущностью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека. Уместно и убедительно звучит в его словах пришвинская мысль: «Каждый из нас – «природа, что стала человеком»7

В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. У детей дошкольного возраста важно сформировать самые первые научные представления о взаимосвязях  между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, разумеется, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды. Человек – часть природы; биологические процессы его как живого существа происходят в соответствии с биоритмами солнечного времени. Поэтому так важно для здоровья вести себя, как все объекты природы: ложиться спать и просыпаться с солнцем, быть более активным весной и летом, не переутомляться поздней осенью и зимой, когда солнечной энергии гораздо меньше. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя ее частью.

Воспитание культуры взаимодействия с природой должно начинаться с наиболее доступного для ребенка содержания: с родного дома, жилища. Именно с  поведения в быту у ребенка  начинают закладываться основы экологической  культуры и безопасного поведения  в таких значимых для жизни  и здоровья сферах природопользования как питьевая вода, электрическая  энергия, отходы домашнего хозяйства.

Следует приобщить дошкольника  к доступным ресурсосберегающим видам деятельности, выработать экологически правильное отношение к отходам  быта. Это приближает ребенка к  жизненно важным экологическим проблемам  и личностному экологически целесообразному  поведению в окружающей среде.

Следуя теории А.Н. Леонтьева, можно сказать, что в деятельности проявляется отношение личности к окружающей среде, необходимо формировать у дошкольников нравственную позицию по отношению к природе, деятельную любовь к ней, которая выражается «не только в любовании..., но и в доступной детям деятельности по охране природы», т.е. в осознанном поведении8.

Ученым выявлена взаимосвязь  между уровнем знаний о труде  в природе и деятельностью  дошкольников: точные, полные знания о  труде в природе положительно влияют на детскую деятельность. Важное место отводится формированию общественных мотивов труда и устойчивого  интереса к нему. Осознавая значимость деятельности по уходу за живыми существами, дети ощущают свою собственную значимость, что является стимулом формирования субъективного отношения к природе. В экологически значимой деятельности реализуется оценочное отношение  к состоянию объектов, заинтересованность в информации для дальнейшего  практического ее использования. Единство эмоционально-чувственного и рационального  в экологическом образовании  определяет направленность ребенка  на практическое взаимодействие с природой.

Необходима организация  труда с элементами экологической  деятельности, а также придание общественно-полезной деятельности дошкольников экологической  направленности и формирования у  них умений экологического характера, обеспечивающих возможность предупреждения и ликвидации негативных воздействий  на окружающую среду.

Содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного  возраста предложено автором А.А. Унучек. Ею выделены четыре основных направления деятельности: исследовательское, пропагандистское, охранное и трудовое9.

Исследовательский аспект дошкольников направлен на изучение объектов природы, поиск путей, устраняющих отрицательное  воздействие на природную среду, поиск путей использования природных  объектов в других видах деятельности детей, в. том числе игровой, где  природа выступает в качестве среды для игры, а ее объекты  заменяют детям игрушки.

Охранное направление  заключается в предотвращении гибели растений и животных, неправильного  поведения в природе, устранении негативных последствий воздействия  человека. Пропаганда охраны природы  в дошкольном возрасте имеет свою специфику: она осуществляется детьми среди своих сверстников или  младших детей в форме проведения праздников с экологическим содержанием, приглашения подшефных понаблюдать  за конкретным видом природоохранной  деятельности т.п. Важное условие экологической  деятельности - создание у детей  мотива к данному виду деятельности. В основе мотива лежит раскрытие  ценности природы (познавательной, эстетической, экологической).

Рыжова Н.А. подчеркивает необходимость экологизации разных видов деятельности дошкольников, обогащения их содержания за счет экологического компонента. Автор придерживается мнения, что в основе экологического воспитания дошкольников должен лежать деятельностный подход, поскольку именно «деятельность  строит психику ребенка». В этой связи отдается предпочтение игре, наблюдению и экспериментированию. Это возможно только при организации  эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.10

В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. Поэтому, ещё раз убеждаемся в том, что у детей дошкольного возраста важно сформировать самые первые научные представления о взаимосвязях  между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, конечно, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды. Человек – часть природы; биологические процессы его как живого существа происходят в соответствии с биоритмами солнечного времени. Поэтому так важно для здоровья вести себя, как все объекты природы: ложиться спать и просыпаться с солнцем, быть более активным весной и летом, не переутомляться поздней осенью и зимой, когда солнечной энергии гораздо меньше. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя ее частью11.

Главным принципом отбора экологических знаний является принцип научности, который предусматривает усвоение детьми основных экологических идей и понятий. Здесь, хочется, вспомнить слова известного педагога Дж. Локка: «Они (дети – авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение»12.

Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их  взаимозависимость. Природа существует только благодаря  экологическому единству,  она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму –  человека. Следовательно, каждый член общества еще от рождения должен осознать: ценностное отношение к природе  является ценностным отношением к жизни. Эта главная идея должна формироваться  в сознании человека от рождения и  на протяжении всей жизни.

Идею  экологического единства можно заложить лишь раскрыв детям понятие живой  организм, который дышит, чувствует, питается, размножается и самостоятельно передвигается. Методика формирования у детей понятия живой организм (в природе это растения, животные и человек) разработана в исследованиях  Е. И. Залкинд, В.Г. Гревцевой, С. Н. Николаевой и других. Исследования показали, что  уже дети трех-четырех лет учатся ориентироваться в признаках  живых существ, наблюдая за растениями и животными.

Как показали исследования О.В. Запорожца и Н.Н. Поддъякова, старшие дошкольники  могут выделять в процессе предметно-чувственной  деятельности существенные (основные) связи между явлениями действительности и воспроизводить их в образной форме  – форме представлений. С помощью этой системы знаний ребенок учится обобщать, то есть выходить в процессе мышления за пределы конкретного явления.  Осознав потребности живого существа и необходимость его удовлетворения, дошкольник будет способен установить экологические связи между неживыми объектами природы (воздухом, почвой, водой) и живыми существами, а также поймет взаимозависимость между живыми организмами. Ярким примером таких связей, доступным для восприятия детьми, являются сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в теплые края из-за отсутствия корма – насекомых, которые прячутся или погибают от недостатка растительной еды. Весной эта цепочка возобновляется в обратном направлении. Важно, чтобы дети, усваивая такую информацию, опирались на собственные органы чувств: нашли и рассмотрели насекомых, растения, почувствовали температуру воздуха, воды, почвы и тому подобное13.

Организация наблюдений, рассказы взрослых, чтение художественной литературы способствуют формированию у детей основ экологического мышления. 

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста