Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Правительство города Москвы
Департамент образования города Москвы
Педагогический колледж № 15
Жукова Татьяна Николаевна
студентка группы З-402
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
(выпускная квалификационная работа)
Научный руководитель:
Белозёрова Марина Анатольевна
Москва 2008
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе
у детей дошкольного возраста
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение
Введение
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура
– одна из фундаментальных
общечеловеческих ценностей,
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
В проекте федерального закона
«Об экологической культуре», концепции
дошкольного воспитания подчеркнуто,
что именно в дошкольном возрасте
закладываются этические
В настоящее время появился
ряд исследований в области экологического
образования детей дошкольного
возраста (В.П. Арсентьева, Н.Н. Вересов,
Т.А. Маркова, М.Ю. Попова), в которых
рассматриваются отдельные
В дошкольные годы необходимо
воспитание потребностей, поведения
и деятельности, направленных на соблюдение
здорового образа жизни, улучшения
состояния окружающей среды. Ребенок
должен получить начальные сведения
о природе и целесообразности
бережного отношения к
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Учитывая всё выше сказанное, мы считаем, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия и факторы воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы: воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать такие педагогические условия:
1. Давать детям систематические экологические знания ; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
2. Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
3. Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.
4. Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретический
аспект проблемы воспитания
2) выявить критерии и
уровень сформированности
3) обосновать оптимальные
педагогические условия
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за деятельностью дошкольников;
- опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование экологической культуры старших дошкольников.
Теоретическая и практическая
значимость данной работы заключается
в том, что разработана система
занятий по формированию экологической
культуры, включающая эффективные методические
приемы формирования у детей старшего
дошкольного возраста экологической
культуры, определена последовательность
и содержание работы по экологическому
воспитанию дошкольников, что позволяет
целенаправленно и продуктивно
осуществлять процесс воспитания и
дает возможность широко использовать
эту разработанную систему
База исследования:
ДОУ Д/С № 1637 г. Москвы.
Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста в педагогической литературе
Экологическое воспитание -
процесс формирования осознанного
гуманно-деятельного отношения
Чтобы навести порядок в головах людей относительно понимания проблем окружающей среды, законов существования и гармонического развития человека в биосфере, необходима четкая система соответствующего образования. Именно образование опирается на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Просвещенная личность способна понять сущность созданного человечеством, оценить следствия, выбрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации.
Ныне, как никогда раньше,
необходимо изменение этических
парадигм. Человек может усвоить
и даже осознать, что так или
так делать нехорошо, но это еще
совсем не означает, что он не будет
совершать зла. Понимать всегда легче,
чем действовать. Итак, в мотивационно-
Стратегической целью образования должно стать экологическое мышление, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Тема экологического сознания должна отождествиться с мировыми жизненными стоимостями. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, людям1.
Современное экологическое образование должно быть направленно в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, стойкого развития биосферы, оказывать содействие преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создание условий для ее развития и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества.
Критерием сформированности экологической направленности личности является готовность детей создавать необходимые условия для жизни живых существ и выполнять нормы и правила поведения в природе. Выдвигая задачу формирования у детей «жизнеоберегающих» отношений и рассматривая их как трехкомпонентную систему, включающую отношение ребенка к миру природы, к другим людям и к самому себе как части природы, главным составляющим является любовь ко всему живому, осознание непреходящей самоценности всего живого.
Любовь к живому, положенная
в основу социально-экологического
отношения к миру природы, к людям,
обеспечивает саморегуляцию поведения
самого ребенка, становясь в дальнейшем
прочной основой ответственных
социальных отношений. Важным условием
успешного формирования «жизнеоберегающих»
отношений у детей, помимо знаний,
является становление опыта «
Автор Федорова Т.А. определяет показатели культуры взаимодействия с природой следующим образом. По ее мнению, это - экологические представления, интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, эмоциональное отношение к «непорядкам», оценочные суждения о явлениях окружающей среды, соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, действия и поведение, направленные на сохранение ценностей природного мира3. *
К морально-этическим принципам экологического образования следует отнести принципы гармонии, любви, золотой середины, оптимизма.
Принцип гармонии должен проявиться на всех уровнях бытия: духа, души и тела. Гармонию мысли, слова и действия определяют три вселенских начала, которые лежат в основе нашего мира.
Экологическое образование
должно отвечать этому принципу. Прежде
всего, речь идет о воспитателях и
учителях. Для детей дошкольного
возраста именно педагоги (больше чем
родители) является образцом для наследования.
А наследование - прямой путь к подсознанию,
где и заложены врожденные задатки
личности. Если ребенок в своем
ближайшем окружении будет
Главная заповедь воспитателя - любить детей. Его важнейшая задача - научить ребенка любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришёл.
Воспитание у ребенка уважения и любви к себе самому, к людям, к миру природы начинается в семье и в дошкольном учреждении. Именно начиная с дошкольного возраста следует привлекать детей к общей со взрослыми экологически целесообразной деятельности.
Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста