Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_-_diplom_ispravlennyy.docx

— 181.04 Кб (Скачать файл)


Правительство города Москвы

Департамент образования  города Москвы

Педагогический колледж  № 15

 

 

 

 

 

Жукова Татьяна  Николаевна

студентка группы З-402

 

 

Воспитание экологической  культуры у детей дошкольного  возраста

(выпускная квалификационная работа)

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Белозёрова Марина Анатольевна

 

 

 

 

 

Москва 2008

 

Содержание

 

Введение             3

 

Глава 1. Теоретические основы экологического образования 

детей дошкольного возраста в педагогической литературе

 

1.1. Понятие об экологическом  воспитании в педагогической 

литературе             6

 

1.2. Особенности формирования  первичных представлений об 

экологических связях в природе  у детей дошкольного возраста  11

 

1.3. Морально – ценностный  подход к проблеме отношения 

детей дошкольного возраста к окружающей среде    18

 

Выводы по I главе         26

 

Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного 

возраста экологической  культуры

 

2.1. Выявление уровня сформированности  экологических знаний

 у детей дошкольного  возраста       27

 

2.2. Познавательный потенциал  экологических знаний в 

условиях комплексного использования  различных видов 

деятельности детей дошкольного  возраста в природе    34

 

2.3. Методика работы по  формированию экологической 

культуры у детей дошкольного  возраста      50

 

Выводы по II главе         60

 

Заключение          62

 

Список литературы         65

 

Приложение

 

Введение

 

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

 Экологическая культура  – одна из фундаментальных  общечеловеческих ценностей, суть  которой состоит в урегулировании  научными, нравственными, художественными  средствами системы экологических  отношений, в превращении негативных  проявлений, ведущих к экологическому  кризису, в позитивную деятельность.

Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической  культуры уже с дошкольного возраста.

В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции  дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т.е. выработка  навыков гуманно-действенного и  эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание  детьми элементарных взаимосвязей, существующих  в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

В настоящее время появился ряд исследований в области экологического образования детей дошкольного  возраста (В.П. Арсентьева, Н.Н. Вересов, Т.А. Маркова, М.Ю. Попова), в которых  рассматриваются отдельные аспекты  формирования экологической культуры.

В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения  и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения  состояния окружающей среды. Ребенок  должен получить начальные сведения о природе  и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.

Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.

Учитывая  всё выше сказанное, мы считаем, что воспитание экологической культуры у детей  дошкольного  возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

Важность  и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста».

Объект  исследования: процесс воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия и факторы воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Цель  исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Постановка  цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы: воспитание экологической культуры  у детей дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать такие педагогические условия:

1. Давать детям систематические  экологические знания ; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.

2. Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.

3. Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.

4. Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретический  аспект проблемы воспитания основ  экологической культуры у детей  старшего дошкольного возраста,

2) выявить критерии и  уровень сформированности основ  экологической культуры старших  дошкольников,

3) обосновать оптимальные  педагогические условия воспитания  основ экологического культуры  у детей старшего дошкольного  возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение  психолого-педагогической  и  методической  литературы по проблеме исследования;

- наблюдение за деятельностью дошкольников;

- опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование экологической культуры старших дошкольников.

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается  в том, что разработана система  занятий по формированию экологической  культуры, включающая эффективные методические приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической  культуры, определена последовательность и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников, что позволяет  целенаправленно и  продуктивно  осуществлять процесс воспитания и  дает возможность широко использовать эту разработанную систему воспитателям детских садов.

База исследования:

 ДОУ Д/С  № 1637 г. Москвы.

 

Глава 1. Теоретические  основы экологического образования  детей дошкольного возраста в  педагогической литературе

 

    1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической литературе

 

Экологическое воспитание - процесс формирования осознанного  гуманно-деятельного отношения к  природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный  компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется  в отношении к животным и к  среде их обитания. Такое поведение  формируется на основе осознания  дошкольниками закономерностей, существующих в природе, влияния деятельности человека на природу, понимания необходимости  ее охраны.

Чтобы навести порядок  в головах людей  относительно понимания проблем окружающей среды, законов  существования и гармонического развития человека в биосфере, необходима четкая система соответствующего образования. Именно образование опирается на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Просвещенная личность способна понять сущность созданного человечеством, оценить следствия, выбрать варианты выхода из неблагоприятной  ситуации.

Ныне, как никогда раньше, необходимо изменение этических  парадигм. Человек может усвоить  и даже осознать, что так или  так делать нехорошо, но это еще  совсем не означает, что он не будет  совершать зла. Понимать всегда легче, чем действовать. Итак, в мотивационно-психологическом  воспитании необходимо сделать основное ударение на любви к миру, к людям, к красоте природы, ударение на правде и доброте, самоценности человеческой и любой другой жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды.

Стратегической целью  образования должно стать экологическое  мышление, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Тема экологического сознания должна отождествиться с мировыми жизненными стоимостями. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, людям1.

Современное экологическое  образование должно быть направленно  в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, стойкого развития биосферы, оказывать содействие преодолению  имеющихся в обществе стереотипов  путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и  создание условий для ее развития и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества.

Критерием сформированности экологической направленности личности является готовность детей создавать  необходимые условия для жизни  живых существ и выполнять  нормы и правила поведения  в природе. Выдвигая задачу формирования у детей «жизнеоберегающих» отношений  и рассматривая их как трехкомпонентную систему, включающую отношение ребенка  к миру природы, к другим людям  и к самому себе как части природы, главным составляющим является любовь ко всему живому, осознание непреходящей самоценности всего живого.

Любовь к живому, положенная в основу социально-экологического отношения к миру природы, к людям, обеспечивает саморегуляцию поведения  самого ребенка, становясь в дальнейшем прочной основой ответственных  социальных отношений. Важным условием успешного формирования «жизнеоберегающих» отношений у детей, помимо знаний, является становление опыта «жизнеоберегающих» поступков, опыта, чувств2.

Автор Федорова Т.А. определяет показатели культуры взаимодействия с природой следующим образом. По ее мнению, это - экологические представления, интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, эмоциональное отношение к «непорядкам», оценочные суждения о явлениях окружающей среды, соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, действия и поведение, направленные на сохранение ценностей природного мира3. *

К морально-этическим принципам  экологического образования следует  отнести принципы гармонии, любви, золотой  середины, оптимизма.

Принцип гармонии должен проявиться на всех уровнях бытия: духа, души и  тела. Гармонию мысли, слова и действия определяют три вселенских начала, которые лежат в основе нашего мира.

Экологическое образование  должно отвечать этому принципу. Прежде всего, речь идет о воспитателях и  учителях.  Для детей дошкольного  возраста именно педагоги (больше чем  родители) является образцом для наследования. А наследование - прямой путь к подсознанию, где и заложены врожденные задатки  личности. Если ребенок в своем  ближайшем окружении будет видеть высоконравственные примеры, то, приобретя  определенные знания и умения, путем  наследования, игры, познавательной деятельности, а дальше - образования, он сможет скорректировать  свои нужды. Воспитателю следует  постоянно помнить, что  влиять на других можно через себя. То есть все, собственно, сводится к одному - как жить самому. Раскрывая дошкольникам мир природы, знакомя их с нуждами  окружающей среды, педагог может  открыть и укрепить в каждом ребенке  такие высокие моральные качества, как правдивость, доброту, любовь, терпение, милосердие, инициативу, мужество, заботу, чуткость.

Главная заповедь воспитателя - любить детей. Его важнейшая задача - научить ребенка любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришёл.

Воспитание у ребенка  уважения и любви к себе самому, к людям, к миру природы начинается  в семье и в дошкольном учреждении. Именно начиная с дошкольного  возраста следует привлекать детей  к общей со взрослыми экологически целесообразной деятельности.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста