Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа
Основная цель контрольной работы - изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы.
В целях достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.
Раскрыть основное содержание понятия «воспитательная система», выделив ее признаки.
Рассмотреть процесс становления воспитательной системы школы: пути создания и этапы становления, обозначить критерии сформированности воспитательной системы.
Определить источники и условия развития воспитательной системы школы.
Проанализировать содержание деятельности педагога по управлению развитием личности и коллектива в воспитательной системе школы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Теоретическое изучение темы.
§1. Воспитательная система как объект управления
Понятие «воспитательная система», ее признаки ……………………………. .. 5
Структура воспитательной системы …………………………………………….. 7
§2. Становление воспитательной системы школы
2.1. Моделирование воспитательной системы………………………………........... …. 10
2.2. Организация совместной деятельности детей и взрослых…………………… …. 11
2.3. Ориентация на общечеловеческие ценности………………………………….. …. 13
2.4. Гуманизация отношений………………………….. ………………………………. 14
2.5. Пути создания и этапы становления воспитательных систем ………………….. 15
2.6. Определение уровня сформированности воспитательной системы ……………. 17
§3. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия ……………… …… 19
§4. Управление развитием воспитательной системы
4.1. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы ……… 22
4.2. Способы и средства управления развитием воспитательной системы…………… 24
4.3. Личность в воспитательной системе школы……………………………………….. 26
4.4. Воспитательное пространство как средство управления развитием ребенка……. 27
4.5. Ошибки в управлении воспитательной системой школы…………………………. 28
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Практическая.
Анализ воспитательной работы в школе ……….…………………………………………. 30
3. Варианты программ анализа воспитательной работы школы (схемы)..…………......... 32
Схема описания структуры воспитательной системы школы. ………………………….. 40
Заключение …………………………………………………………………………………….. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. …………………. 42
Составными частями воспитательной системы, прежде всего, являются ее подсистемы:
Дидактическая система представляет собой учебную деятельность обучающихся и методическую деятельность учителей.
Под системой воспитательной работы понимается система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной пели. Система управления включает необходимый набор функций (деятельностей), направленных на поддержание, функционирование и развитие системы.
Продуктивность отношений и взаимодействий подсистем проявляется в том «педагогическом резонансе», в условиях которого осуществляется развитие и саморазвитие личности.
Структура прогнозируется в процессе ее моделирования, а затем реализуется в ходе функционирования и развивается вместе с развитием самой системы. Структуры воспитательных систем могут строиться на разных основах, которыми могут быть: воспитательные центры; система клубов; объединение общеобразовательной, спортивной, музыкальной и художественной школ. Такой подход отражает интеграцию в пространстве[3].
Воспитательная система имеет сложную структуру. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова выявили следующие ее компоненты и их функции:
1) цели,
выраженные в исходной концепци
2) деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
3) субъект деятельности, организующий ее и в ней участвующий;
4) отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность;
5) среда системы, освоенная субъектом;
6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее развитие.
Основной целью любой воспитательной системы является развивающаяся личность ученика, поэтому существенные характеристики воспитательных систем будут сходными. Воспитательные системы — по происхождению искусственные системы, т.е. созданные человеком. Смысл их создания и существования — возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности ученика [12].
Самочувствие обучающегося и педагога, создание условий для их полною самовыражения и развития творческих индивидуальностей составляют смысл функционирования любой воспитательной системы [4].
Современный социальный заказ представлен совокупностью ориентиров, которая включает формирование:
а) целостной и научно обоснованной картины мира;
б) самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины;
в) приобщенности к общечеловеческим ценностям и адекватного этим ценностям поведения;
г) креативности, как черты личности;
д) потребности в помощи для самореализации.
Достижение цели может осуществляться разными путями. Они определяются условиями, в которых создается воспитательная система, а также содержанием педагогической идеи, реализуемой через нее. Поэтому воспитательные системы могут (и должны) быть разнообразными. Педагогическая идея (т.е. идеология системы) конкретизируется в целевых ориентирах педагогов и обучающихся на разных уровнях: социальная цель — цель воспитательной системы — цель периода — задачи педагогического воздействия (образовательные, воспитательные, развивающие) — коммуникативные задачи — задачи самовоспитания. Целевая установка не является «величиной постоянной». В зависимости от конкретных условий педагогические задачи, вытекающие из общей цели, могут меняться: какие-то из них оказываются нереальными, преждевременными. Задачи могут иметь ступенчатый характер: решение их поднимает постепенно систему на новый уровень. В своем развитии воспитательные системы могут затормозиться, пойти вспять, следовательно, и в целеполагании придется возвращаться к исходным позициям. Цели воспитательной системы определяют люди, они же реализуют их в процессе деятельности. При этом люди вступают в деловые и эмоционально-психологические отношения. В конечном итоге эффективность системы определяется характером отношений между всеми участниками педагогического процесса. Следовательно, для формирования отношений, отвечающих поставленным целям, нужна системообразующая деятельность, т.е. деятельность, с помощью которой будет достигнута целевая установка [12].
Известно, что для человека (прежде всего формирующегося) важны игровая, учебная, трудовая, коммуникативная и другие виды деятельности. В образовательном учреждении главным видом деятельности является учебная, точнее учебно-познавательная. Но не для всякой воспитательной системы учебно-познавательная деятельность будет системообразующей. Таковой могут быть и спортивная, и трудовая, и познавательная и другие виды деятельности. Признаком системообразующей деятельности является ее совместный характер (детей и взрослых), она должна быть творческой и личностно значимой.
Таким образом, каждый ребенок и каждый взрослый является субъектом системообразующей деятельности [12].
Отношения, складывающиеся в процессе деятельности, должны быть отношениями единомышленников, что предполагает наличие единого воспитательного коллектива школы. Отношения субъектов системообразующей деятельности в первую очередь определяют воспитательный потенциал системы.
Управление воспитательной системой осуществляется извне и изнутри. Управление извне — это в основном действия вышестоящих органов управления образовательными учреждениями. Управление изнутри — это соуправление педагогов и обучающихся. Приоритетным является управление педагогического коллектива. Оно осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение системообразующих видов деятельности, введение инноваций в воспитательный процесс, деятельность социально-психологической службы, расширение взаимодействия со средой.
Управление производится на трех уровнях:
1) социально-педагогическом
(связанном с созданием
2) организационно-педагогическом (связанном с организацией жизнедеятельности детей и взрослых);
3) психолого-педагогическом
(объектом являются формирующие
Эффективность управления зависит от степени участия в со-управлении педагогов и обучающихся [4].
ВЫВОДЫ:
§2. Становление воспитательной системы школы
2.1.
Моделирование воспитательной
Модель воспитательной системы школы — это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, обучающиеся и их родители [12].
Этапы создания модели воспитательной системы:
1) разработка исходной концепции(концепция — это совокупность тех идей, которые будут лежать в основе построения системы, т.е. идеология):
2) создание образа
школы, в рамках которой будет
строиться система (
3) построение описательной модели как модели будущею состояния воспитательной системы (компоненты, связи между ними, назначение компонентов);
4) оформляется как определенный документ.
При разработке концепции должны быть сформулированы цели, ради которых создается система. Не надо забывать, что важна не столько сама система, сколько результат ее воздействия на ребенка и педагога. Затем определяется вид деятельности, входе которой будет реализовываться выбранная цель. Этот вид деятельности является системообразующим. Воспитательная система создается на рациональном уровне [12].
Образ школы
особенно важен для обучающихся,
так как это — модель школы,
в которой хотели бы учиться дети.
Образ школы создается в
При построении описательной модели не следует чрезмерно детализировать саму модель. Важно получить целостную картину, каркас. Сама воспитательная система (уже созданная) будет более многообразной и многоаспектной. Излишне детализировать модель не следует для того, чтобы она — воспитательная система — была управляема. Но модель должна предусматривать возможные пути развития воспитательной системы с учетом возникающих обстоятельств или тех, которые могут возникнуть, т.е. модель должна отвечать на вопрос: «А что будет, если?». Пути развития воспитательной системы определяются внутренними свойствами самой системы, т.к. навязать что-либо системе извне очень сложно. Поэтому очень тщательно и разносторонне должны изучаться условия ее функционирования.
Воспитательные системы, основанные на одной и той же концепции, могут изменяться. Это происходит с изменением системообразующего вида деятельности, с изменением идеологии. Концепция воспитательной системы тоже может меняться, при условии, что меняется главная цель [7].
Реализация модели напрямую связана с управлением системой. Внешнее управление (воздействие) должно вызывать ответные «резонансные» действия, связанные, согласованные с внутренними свойствами самой системы. Особое значение внешнего управления состоит в создании условий для реализации разработанной модели. К этим условиям можно отнести следующие:
Так, на базе исходной концепции и образа школы формируется модель воспитательной системы. Нужно дополнительно отметить следующее: реализация модели предполагает разработку программы реализации системы: необходима экспертиза модели и программы реализации; процесс моделирования воспитательной системы является непрерывным[7].
2.2. Организация совместной деятельности детей и взрослых
Важную роль в управлении становлением и развитием воспитательной системы играет деятельность детей и взрослых по реализации поставленных задач. Эта деятельность должна быть:
Деятельность
преобразует внешние влияния
в собственные развивающие
Игру рассматривают с двух позиций: инструментальной и гуманистической. Инструментальный подход рассматривает игру как: 1) предварительную пробу будущих серьезных действий; 2) безопасную тренировку, в которой отрабатываются умения, необходимые во взрослой жизни; 3) благотворную «паузу» в череде серьезных дел; 4) псевдоигру (порождение современной индустрии развлечений), представляющую собой своеобразное небытие, которое сжигает избыток жизненной энергии и тем самым опустошает духовный мир человека.
Гуманистический подход предполагает развитие педагогической сущности игры, а потому рассматривает ее как основной способ человеческого общения с возможным и недействительным.
Особенность игры как вида деятельности заключается в том, что ее целью не является достижение какого-либо результата. Цель и смысл игры — в ней самой. При этом деятельность играющего — воображаемое созидание, спонтанно протекающее порождение нереального игрового мира, соседствующего с реальным. Играющие постоянно переходят из реального мира в игровой и обратно. В этом смысле игра — не что иное, как творческое исполнение жизни, правда, в форме воображаемого творчества. Отсюда вытекает основной критерий педагогической ценности игры: игра имеет тем большую ценность, чем больше способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности [1].
Воспитательный потенциал игры зависит от ряда факторов: от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в сюжетах игр; оттого, каким героям подражают дети; от самостоятельности в нахождении средств, согласованности действий с партнерами, самоограничения в процессе достижения успеха; от установления доброжелательных отношений. Суть механизмов игры, влияющих на развитие личности, состоит в том, что в промессе игры у детей возникает трехступенчатая мотивация: «хочу играть», «надо играть по правилам», «могу играть».