Воспитательная система в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель контрольной работы - изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы.
В целях достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.
Раскрыть основное содержание понятия «воспитательная система», выделив ее признаки.
Рассмотреть процесс становления воспитательной системы школы: пути создания и этапы становления, обозначить критерии сформированности воспитательной системы.
Определить источники и условия развития воспитательной системы школы.
Проанализировать содержание деятельности педагога по управлению развитием личности и коллектива в воспитательной системе школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Теоретическое изучение темы.

§1. Воспитательная система как объект управления
Понятие «воспитательная система», ее признаки ……………………………. .. 5
Структура воспитательной системы …………………………………………….. 7
§2. Становление воспитательной системы школы
2.1. Моделирование воспитательной системы………………………………........... …. 10
2.2. Организация совместной деятельности детей и взрослых…………………… …. 11
2.3. Ориентация на общечеловеческие ценности………………………………….. …. 13
2.4. Гуманизация отношений………………………….. ………………………………. 14
2.5. Пути создания и этапы становления воспитательных систем ………………….. 15
2.6. Определение уровня сформированности воспитательной системы ……………. 17
§3. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия ……………… …… 19
§4. Управление развитием воспитательной системы
4.1. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы ……… 22
4.2. Способы и средства управления развитием воспитательной системы…………… 24
4.3. Личность в воспитательной системе школы……………………………………….. 26
4.4. Воспитательное пространство как средство управления развитием ребенка……. 27
4.5. Ошибки в управлении воспитательной системой школы…………………………. 28
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Практическая.
Анализ воспитательной работы в школе ……….…………………………………………. 30
3. Варианты программ анализа воспитательной работы школы (схемы)..…………......... 32
Схема описания структуры воспитательной системы школы. ………………………….. 40
Заключение …………………………………………………………………………………….. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. …………………. 42

Вложенные файлы: 1 файл

КР по теории воспитания.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Составными  частями воспитательной системы, прежде всего, являются ее подсистемы:

  • дидактическая система,
  • система воспитательной работы
  • система управления.

Дидактическая система представляет собой учебную деятельность обучающихся и методическую деятельность учителей.

Под системой воспитательной работы понимается система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной пели. Система управления включает необходимый набор функций (деятельностей), направленных на поддержание, функционирование и развитие системы.

Продуктивность  отношений и взаимодействий подсистем  проявляется в том «педагогическом резонансе», в условиях которого осуществляется развитие и саморазвитие личности.

Структура прогнозируется в процессе ее моделирования, а затем реализуется в ходе функционирования и развивается вместе с развитием самой системы. Структуры воспитательных систем могут строиться на разных основах, которыми могут быть: воспитательные центры; система клубов; объединение общеобразовательной, спортивной, музыкальной и художественной школ. Такой подход отражает интеграцию в пространстве[3].

Воспитательная система имеет сложную структуру. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова выявили следующие ее компоненты и их функции:

1) цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых система создается);

2) деятельность, обеспечивающая ее реализацию;

3) субъект  деятельности, организующий ее и  в ней участвующий;

4) отношения,  рождающиеся в деятельности и  общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность;

5) среда системы, освоенная субъектом;

6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее развитие.

Основной  целью любой воспитательной системы  является развивающаяся личность ученика, поэтому существенные характеристики воспитательных систем будут сходными. Воспитательные системы — по происхождению искусственные системы, т.е. созданные человеком. Смысл их создания и существования — возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности ученика [12].

Самочувствие  обучающегося  и педагога, создание условий для их полною самовыражения  и развития творческих индивидуальностей составляют смысл функционирования любой воспитательной системы [4].

Современный социальный заказ представлен совокупностью ориентиров, которая включает формирование:

а) целостной  и научно обоснованной картины мира;

б) самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины;

в) приобщенности  к общечеловеческим ценностям и адекватного этим ценностям поведения;

г) креативности, как черты личности;

д) потребности  в помощи для самореализации.

Достижение  цели может осуществляться разными  путями. Они определяются условиями, в которых создается воспитательная система, а также содержанием педагогической идеи, реализуемой через нее. Поэтому воспитательные системы могут (и должны) быть разнообразными. Педагогическая идея (т.е. идеология системы) конкретизируется в целевых ориентирах педагогов и обучающихся на разных уровнях: социальная цель — цель воспитательной системы — цель периода — задачи педагогического воздействия (образовательные, воспитательные, развивающие) — коммуникативные задачи — задачи самовоспитания. Целевая установка не является «величиной постоянной». В зависимости от конкретных условий педагогические задачи, вытекающие из общей цели, могут меняться: какие-то из них оказываются нереальными, преждевременными. Задачи могут иметь ступенчатый характер: решение их поднимает постепенно систему на новый уровень. В своем развитии воспитательные системы могут затормозиться, пойти вспять, следовательно, и в целеполагании придется возвращаться к исходным позициям. Цели воспитательной системы определяют люди, они же реализуют их в процессе деятельности. При этом люди вступают в деловые и эмоционально-психологические отношения. В конечном итоге эффективность системы определяется характером отношений между всеми участниками педагогического процесса. Следовательно, для формирования отношений, отвечающих поставленным целям, нужна системообразующая деятельность, т.е. деятельность, с помощью которой будет достигнута целевая установка [12].

Известно, что  для человека (прежде всего формирующегося) важны игровая, учебная, трудовая, коммуникативная и другие виды деятельности. В образовательном учреждении главным видом деятельности является учебная, точнее учебно-познавательная. Но не для всякой воспитательной системы учебно-познавательная деятельность будет системообразующей. Таковой могут быть и спортивная, и трудовая, и познавательная и другие виды деятельности. Признаком системообразующей деятельности является ее совместный характер (детей и взрослых), она должна быть творческой и личностно значимой.

Таким образом, каждый ребенок и каждый взрослый является субъектом системообразующей деятельности [12].

Отношения, складывающиеся в процессе деятельности, должны быть отношениями единомышленников, что предполагает наличие единого воспитательного коллектива школы. Отношения субъектов системообразующей деятельности  в первую очередь определяют воспитательный потенциал системы.

Управление  воспитательной системой осуществляется извне и изнутри. Управление извне — это в основном действия вышестоящих органов управления образовательными учреждениями. Управление изнутри — это соуправление педагогов и обучающихся. Приоритетным является управление педагогического коллектива. Оно осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение системообразующих видов деятельности, введение инноваций в воспитательный процесс, деятельность социально-психологической службы, расширение взаимодействия со средой.

  Управление производится на трех уровнях:

1) социально-педагогическом (связанном с созданием условий);

2) организационно-педагогическом (связанном с организацией жизнедеятельности детей и взрослых);

3) психолого-педагогическом (объектом являются формирующиеся отношения).

Эффективность управления зависит от степени участия  в со-управлении педагогов и обучающихся [4].

 

ВЫВОДЫ:

  1. Под воспитательной системой понимается целостный социальный организм, который возникает в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладает рядом интегративных характеристик.
  2. Воспитательная система   предназначена  для интеграции воспитательных воздействий на ребенка в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания.
  3. Признаками воспитательной системы  являются целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие  с внешней средой и другими системами.

§2.  Становление воспитательной системы школы

2.1.   Моделирование воспитательной системы

Модель  воспитательной системы школы — это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, обучающиеся и их родители [12].

Этапы создания модели воспитательной системы:

1) разработка  исходной концепции(концепция — это совокупность тех идей, которые будут лежать в основе построения системы, т.е. идеология):

2) создание образа  школы, в рамках которой будет  строиться система (прогнозирование  условии);

3) построение описательной модели как модели будущею состояния воспитательной системы (компоненты, связи между ними, назначение компонентов);

4) оформляется  как определенный документ.

При разработке концепции должны быть сформулированы цели, ради которых создается система. Не надо забывать, что важна не столько сама система, сколько результат ее воздействия на ребенка и педагога.  Затем определяется вид деятельности, входе которой будет реализовываться выбранная цель. Этот вид деятельности является системообразующим. Воспитательная система создается на рациональном уровне [12].

Образ школы  особенно важен для обучающихся, так как это — модель школы, в которой хотели бы учиться дети. Образ школы создается в большей  степени на эмоциональном уровне с помощью сочинений, рисунков, обсуждений.

При построении описательной модели не следует чрезмерно  детализировать  саму модель. Важно  получить целостную картину, каркас. Сама воспитательная система (уже созданная) будет более многообразной и многоаспектной. Излишне  детализировать модель не следует для того, чтобы она — воспитательная система — была управляема. Но модель должна предусматривать возможные пути развития воспитательной системы с  учетом возникающих обстоятельств или тех, которые могут возникнуть, т.е. модель должна отвечать на вопрос: «А что будет, если?». Пути развития воспитательной системы определяются внутренними свойствами самой системы, т.к. навязать что-либо системе  извне очень сложно. Поэтому очень тщательно и разносторонне должны изучаться условия ее функционирования.

Воспитательные  системы, основанные на одной и той же концепции,  могут изменяться.  Это происходит с изменением системообразующего вида деятельности, с изменением идеологии. Концепция воспитательной системы тоже может меняться,  при условии, что  меняется главная цель [7].

Реализация  модели напрямую связана с управлением  системой. Внешнее управление (воздействие) должно вызывать ответные «резонансные» действия, связанные, согласованные с внутренними свойствами самой системы.  Особое значение внешнего управления состоит в создании условий для реализации разработанной модели. К этим условиям можно отнести следующие:

  • модель воспитательной системы может быть реализована не в целом виде сразу, а по частям; но необходимо поддерживать синхронизацию в развитии ее отдельных частей;
  • педагогам, обучающимся и родителям должна быть обеспечена субъектная позиция в реализации воспитательной системы;
  • в моделировании воспитательной системы должен быть лидер: директор, учитель, другое лицо. Важно такое качество лидера, как харизматичность (лидер должен обладать интуицией и безграничным доверием участников);
  • обеспечение, с одной стороны, стабильности в функционировании воспитательной системы (достигается созданием традиций), а с другой — возможности разрушения ее стабильности (достигается путем введения новшеств);
  • учет и максимальное использование возможностей внешней среды;
  • серьезное кадровое обеспечение.

Так, на базе исходной концепции и образа школы формируется модель воспитательной системы. Нужно дополнительно отметить следующее: реализация модели предполагает разработку программы реализации системы: необходима экспертиза модели и программы реализации; процесс моделирования воспитательной системы является непрерывным[7].

 

2.2.   Организация совместной деятельности детей и взрослых

Важную роль в управлении становлением и развитием  воспитательной системы играет деятельность детей и взрослых по реализации поставленных задач. Эта деятельность должна быть:

  • ориентирована на обшечеловеческие ценности,
  • коллективно организованной, творческой и социально значимой.

Деятельность  преобразует внешние влияния  в собственные развивающие умения, в так называемые новообразования [12]. К компонентам деятельности любой воспитательной системы относятся игра, учение, труд.

Игру рассматривают  с двух позиций: инструментальной и  гуманистической. Инструментальный подход рассматривает игру как: 1) предварительную пробу будущих серьезных действий; 2) безопасную тренировку, в которой отрабатываются умения, необходимые во взрослой жизни; 3) благотворную «паузу» в череде серьезных дел; 4) псевдоигру (порождение современной индустрии развлечений),  представляющую собой своеобразное небытие, которое сжигает избыток жизненной энергии и тем самым опустошает духовный мир человека.

Гуманистический подход предполагает развитие педагогической сущности игры, а потому рассматривает ее как основной способ человеческого общения с возможным и недействительным.

Особенность игры как вида деятельности заключается  в том, что ее целью не является достижение какого-либо результата. Цель и смысл игры — в ней самой. При этом деятельность играющего — воображаемое созидание, спонтанно протекающее порождение нереального игрового мира, соседствующего с реальным. Играющие постоянно переходят из реального мира в игровой  и обратно. В этом смысле игра — не что иное, как творческое исполнение жизни, правда,  в форме воображаемого творчества. Отсюда вытекает основной критерий педагогической ценности игры: игра имеет тем большую ценность, чем больше способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности [1].

Воспитательный  потенциал игры зависит от ряда факторов: от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в сюжетах игр; оттого, каким героям подражают дети; от самостоятельности в нахождении средств, согласованности действий с партнерами, самоограничения в процессе достижения успеха; от установления доброжелательных отношений. Суть механизмов игры, влияющих на развитие личности, состоит в том, что в промессе игры у детей возникает трехступенчатая мотивация: «хочу играть», «надо играть по правилам», «могу играть».

Информация о работе Воспитательная система в школе