Воспитательная система в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель контрольной работы - изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы.
В целях достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.
Раскрыть основное содержание понятия «воспитательная система», выделив ее признаки.
Рассмотреть процесс становления воспитательной системы школы: пути создания и этапы становления, обозначить критерии сформированности воспитательной системы.
Определить источники и условия развития воспитательной системы школы.
Проанализировать содержание деятельности педагога по управлению развитием личности и коллектива в воспитательной системе школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Теоретическое изучение темы.

§1. Воспитательная система как объект управления
Понятие «воспитательная система», ее признаки ……………………………. .. 5
Структура воспитательной системы …………………………………………….. 7
§2. Становление воспитательной системы школы
2.1. Моделирование воспитательной системы………………………………........... …. 10
2.2. Организация совместной деятельности детей и взрослых…………………… …. 11
2.3. Ориентация на общечеловеческие ценности………………………………….. …. 13
2.4. Гуманизация отношений………………………….. ………………………………. 14
2.5. Пути создания и этапы становления воспитательных систем ………………….. 15
2.6. Определение уровня сформированности воспитательной системы ……………. 17
§3. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия ……………… …… 19
§4. Управление развитием воспитательной системы
4.1. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы ……… 22
4.2. Способы и средства управления развитием воспитательной системы…………… 24
4.3. Личность в воспитательной системе школы……………………………………….. 26
4.4. Воспитательное пространство как средство управления развитием ребенка……. 27
4.5. Ошибки в управлении воспитательной системой школы…………………………. 28
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Практическая.
Анализ воспитательной работы в школе ……….…………………………………………. 30
3. Варианты программ анализа воспитательной работы школы (схемы)..…………......... 32
Схема описания структуры воспитательной системы школы. ………………………….. 40
Заключение …………………………………………………………………………………….. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. …………………. 42

Вложенные файлы: 1 файл

КР по теории воспитания.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

 

Программа анализа  воспитательной работы школы 
(II вариант)

I. Составляющие  анализа воспитательной работы  школы

1. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса.

2. Документация, фиксирующая  организацию воспитательного процесса (программа воспитания, план воспитательной  работы; педагогическая картотека,  отражающая индивидуальное и  духовное развитие школьника).

3. Документация, отражающая профессионализм педагогических кадров, осуществляющих воспитательный процесс (сведения о функционале, об организации методической работы и т. п.).

4. Материалы по обобщению  опыта работы классного руководителя, психолога, библиотекаря, социального педагога.

 

II. Схема анализа  воспитательной работы школы

1. Какие цели и задачи  решались.

2. Каков реальный результат:  воспитанность, динамика социально-культурного  развития.

3. Расхождение целей  и реального результата. Тенденции.

4. Причины положительных и отрицательных тенденций, расхождения целей с реальным результатом. Для выявления причин необходимо проанализировать:

а) внутренние условия-факторы, влияющие на процессы воспитания, обучения и развития школьника:

  • систему взаимоотношений (демократизация, гуманизация);
  • профессионализм, мастерство педагогов, самообразование, отношение к работе;
  • организацию внутришкольной жизни;
  • уровень эстетического, санитарно-гигиенического состояния школы;
  • наличие инноваций;
  • отслеживание результатов на научной основе;
  • работу с кадрами;
  • систему стимулирования;
  • организацию воспитывающей деятельности;
  • уровень координации, согласованности, взаимодействия;
  • материальную базу;

б) внешние факторы:

  • работу с родителями;
  • с общественностью;
  • с социально-культурными и образовательными центрами;
  • влияние природной среды.

5. Новые задачи на  следующий учебный год. 

 

III. Критерии  успешности организации воспитательной  работы в школе

1. Включенность в воспитательный  процесс всего педагогического  коллектива.

2. Включенность родителей в воспитательный процесс.

3. Создание воспитывающей  среды и положительного психолого-педагогического  климата.

4. Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют).

5. Наличие сложившейся  системы стимулирования участников воспитательного процесса.

6. Охват учащихся деятельностью,  соответствующей их интересам  и потребностям.

7. Наличие естественной  связи: воспитание на уроке,  воспитание вне урока, воспитание  вне школы.

8. Удовлетворенность  уровнем и характером профессионального повышения квалификации и организации воспитательного процесса его участниками.

9. Наличие детского  самоуправления, соответствующего  различным направлениям детской  самостоятельной деятельности.

10. Удовлетворенность  учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания.

11. Нарастание динамики  оценки учащимися роли школы,  класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, проведением досуга, отношениями с родителями.

Программа анализа воспитательной работы  
с классным коллективом 
(I вариант)

1. Краткая характеристика  коллектива и отдельных учащихся:

  • общие сведения об учащихся и их семьях;
  • общественная и познавательная активность учащихся;
  • ответственность за общее дело;
  • самодисциплина;
  • умение преодолевать возникающие трудности;
  • культура поведения в школе и в быту;
  • трудолюбие;
  • уважение к закону.

2. Воспитательные цели  и задачи, поставленные в прошлом  году (причины невыполнения тех  или иных из них).

3. Содержание воспитательного процесса: какие формировались знания, умения, навыки, привычки, способы мышления и т. д.

4. Использованные формы  воспитательной работы (классные  часы, собрания, экскурсии, коллективные  творческие дела и т. д.).

5. Использованные методы (личный пример, убеждение, требование, стимулирование, беседа, разъяснение, игра, соревнование, определение перспективы и т. д.).

6. Условия воспитания.

Внутришкольные:

  • санитарно-бытовые;
  • гигиенические;
  • эстетические.

Внешние:

  • социально-культурная среда;
  • общественные ценности;
  • природная среда.

7. Средства воспитания:

  • ученический воспитательный коллектив (уровень сплоченности, сформированность общественного мнения, традиции; наличие лидеров, неформальных групп общения, изолированных учащихся);
  • развитие ученического самоуправления (его эффективность).

8. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:

  • с педагогически запущенными детьми (количество состоящих на учете, снятых с учета, причины постановки на учет, характеристика методов и приемов, использованных в работе);
  • детьми, не проявляющими заинтересованность в учебе;
  • одаренными учащимися.

9. Работа с педагогическим  коллективом:

  • предъявление единых педагогических требований к школьникам;
  • уровень воспитания учащихся в учебном процессе;
  • участие педагогов во внеурочной и внеклассной воспитательной работе;
  • взаимодействие с руководителями кружков, секций.

10. Работа с родителями  и общественностью:

  • степень надежности взаимодействия с семьей (единство позиций, требований);
  • тематика родительских собраний, их результативность.

11. Результат воспитательной работы:

  • уровень воспитанности, динамика его изменения;
  • расхождение целей и реальных результатов, причины.

 

 

Программа анализа  воспитательной работы  
с классным коллективом 
(II вариант)

1. Анализ эффективности  целеполагания и планирования  воспитательной работы в прошедшем учебном году:

  • приоритетные воспитательные задачи прошедшего года, целесообразность их постановки;
  • соответствие поставленных задач актуальным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде;
  • правильность выбора основных направлений воспитательной деятельности, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение;
  • необходимость корректировки воспитательных целей; причина корректировки;
  • результаты решения поставленных задач; расхождение целей и реальных результатов, их причины.

2. Анализ развития  коллектива класса:

  • социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса;
  • степень сформированности и уровень сплоченности коллектива;
  • традиции класса;
  • особенности общения в классном коллективе: характер взаимоотношений учащихся; взаимоотношения мальчиков и девочек; развитие коммуникативных умений, нравственных отношений; развитие духа товарищества, взаимопонимания и эмпатии;
  • особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся;
  • преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе;
  • доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса;
  • негативные явления в жизни коллектива;
  • наличие конфликтов, их разрешение;
  • степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
  • развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности);
  • уровень развития коллективной творческой деятельности в классе.

3. Анализ участия учащихся  класса в жизнедеятельности школы:

  • участие учащихся в работе школьных кружков, секций, клубов, творческих объединений;
  • участие учащихся класса в общешкольных мероприятиях, основные мотивы участия;
  • степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы;
  • активность и результативность участия членов классного коллектива в школьных делах.

4. Анализ работы органов  самоуправления:

  • участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, организаторской деятельности;
  • эффективность самоуправления;
  • периодичность и сменяемость органов самоуправления;
  • влияние деятельности органов самоуправления на воспитание и развитие личности учащихся.

5. Анализ развития учащихся класса:

  • уровень воспитанности учащихся; позитивная динамика; факторы, повлиявшие на изменение уровня воспитанности; соответствие уровня воспитанности запланированным воспитательным целям;
  • степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, трудовой, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности; вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность;
  • уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
  • изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экологической, экономической и физической культуры, культуры труда, семейных отношений; адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности);
  • наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
  • сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
  • влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств занятий в кружках, секциях и других объединениях, влияние творческих дарований и физических способностей их ближайшего социального окружения (родителей, сверстников);
  • изменения состава класса, произошедшие в течение года; индивидуальные особенности новеньких учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;
  • индивидуальные особенности учащихся группы риска, их потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее эффективные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся.

6. Анализ организации  и эффективности воспитательного  процесса в классе:

  • использованные формы воспитательной работы; достаточное разнообразие дел внутри каждого вида деятельности; сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы;
  • соответствие форм работы интересам, запросам и потребностям личности и возникающим в детской среде проблемам;
  • насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году;
  • удовлетворенность школьников проведенными воспитательными мероприятиями (указать мероприятия, в которых учащиеся участвовали с наибольшим удовольствием; прошедшие скучно, формально; к которым учащиеся остались равнодушными);
  • фамилии учащихся, активно участвовавших в классных делах; не проявляющих интереса к ним;
  • от каких классных дел и почему следовало бы отказаться в новом учебном году;
  • новые формы работы, апробированные в прошедшем году; целесообразность их использования в дальнейшем;
  • методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического воздействия, наиболее положительно повлиявшие на развитие личности учащихся (нравственное становление учащихся, формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду, развитие познавательных интересов, формирование здорового образа жизни и т. д.);
  • мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем учебном году, способствовавшие сплочению классного коллектива.

7. Анализ результативности  индивидуальной воспитательной  работы:

  • с одаренными детьми;
  • слабоуспевающими и не проявляющими интереса к учебе;
  • трудными детьми: количество стоящих на учете в ИДН, причины постановки на учет, количество снятых с учета, характеристика использованных методов и приемов.

8. Анализ взаимодействия  с педагогическим коллективом:

  • взаимодействие с учителями-предметниками, предъявление единых требований к учащимся;
  • взаимодействие с руководителями кружков, спортивных секций, творческих объединений;
  • проведение совместных открытых мероприятий, их результативность.

9. Анализ педагогического  взаимодействия с семьей:

  • влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
  • вопросы воспитательной работы, интересующие родителей;
  • организация совместных с родителями мероприятий;
  • изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке;
  • тематика родительских собраний, их результативность; родители, не посетившие ни одного собрания.

Информация о работе Воспитательная система в школе