Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа
Основная цель контрольной работы - изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы.
В целях достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.
Раскрыть основное содержание понятия «воспитательная система», выделив ее признаки.
Рассмотреть процесс становления воспитательной системы школы: пути создания и этапы становления, обозначить критерии сформированности воспитательной системы.
Определить источники и условия развития воспитательной системы школы.
Проанализировать содержание деятельности педагога по управлению развитием личности и коллектива в воспитательной системе школы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Теоретическое изучение темы.
§1. Воспитательная система как объект управления
Понятие «воспитательная система», ее признаки ……………………………. .. 5
Структура воспитательной системы …………………………………………….. 7
§2. Становление воспитательной системы школы
2.1. Моделирование воспитательной системы………………………………........... …. 10
2.2. Организация совместной деятельности детей и взрослых…………………… …. 11
2.3. Ориентация на общечеловеческие ценности………………………………….. …. 13
2.4. Гуманизация отношений………………………….. ………………………………. 14
2.5. Пути создания и этапы становления воспитательных систем ………………….. 15
2.6. Определение уровня сформированности воспитательной системы ……………. 17
§3. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия ……………… …… 19
§4. Управление развитием воспитательной системы
4.1. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы ……… 22
4.2. Способы и средства управления развитием воспитательной системы…………… 24
4.3. Личность в воспитательной системе школы……………………………………….. 26
4.4. Воспитательное пространство как средство управления развитием ребенка……. 27
4.5. Ошибки в управлении воспитательной системой школы…………………………. 28
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Практическая.
Анализ воспитательной работы в школе ……….…………………………………………. 30
3. Варианты программ анализа воспитательной работы школы (схемы)..…………......... 32
Схема описания структуры воспитательной системы школы. ………………………….. 40
Заключение …………………………………………………………………………………….. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. …………………. 42
Программа анализа
воспитательной работы школы
(II вариант)
I. Составляющие анализа воспитательной работы школы
1. Материально-техническое обеспе
2. Документация, фиксирующая
организацию воспитательного
3. Документация, отражающая профессионализм педагогических кадров, осуществляющих воспитательный процесс (сведения о функционале, об организации методической работы и т. п.).
4. Материалы по обобщению
опыта работы классного
II. Схема анализа воспитательной работы школы
1. Какие цели и задачи решались.
2. Каков реальный результат:
воспитанность, динамика
3. Расхождение целей и реального результата. Тенденции.
4. Причины положительных и отрицательных тенденций, расхождения целей с реальным результатом. Для выявления причин необходимо проанализировать:
а) внутренние условия-факторы, влияющие на процессы воспитания, обучения и развития школьника:
б) внешние факторы:
5. Новые задачи на следующий учебный год.
III. Критерии
успешности организации
1. Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива.
2. Включенность родителей в воспитательный процесс.
3. Создание воспитывающей
среды и положительного
4. Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют).
5. Наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.
6. Охват учащихся деятельностью, соответствующей их интересам и потребностям.
7. Наличие естественной
связи: воспитание на уроке,
воспитание вне урока,
8. Удовлетворенность уровнем и характером профессионального повышения квалификации и организации воспитательного процесса его участниками.
9. Наличие детского
самоуправления, соответствующего
различным направлениям
10. Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания.
11. Нарастание динамики оценки учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, проведением досуга, отношениями с родителями.
Программа анализа воспитательной работы
с классным коллективом
(I вариант)
1. Краткая характеристика
коллектива и отдельных
2. Воспитательные цели и задачи, поставленные в прошлом году (причины невыполнения тех или иных из них).
3. Содержание воспитательного процесса: какие формировались знания, умения, навыки, привычки, способы мышления и т. д.
4. Использованные формы воспитательной работы (классные часы, собрания, экскурсии, коллективные творческие дела и т. д.).
5. Использованные методы (личный пример, убеждение, требование, стимулирование, беседа, разъяснение, игра, соревнование, определение перспективы и т. д.).
6. Условия воспитания.
Внутришкольные:
Внешние:
7. Средства воспитания:
8. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
9. Работа с педагогическим коллективом:
10. Работа с родителями и общественностью:
11. Результат воспитательной работ
Программа анализа
воспитательной работы
с классным коллективом
(II вариант)
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
2. Анализ развития коллектива класса:
3. Анализ участия учащихся
класса в жизнедеятельности
4. Анализ работы органов самоуправления:
5. Анализ развития учащихся класса:
6. Анализ организации
и эффективности
7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:
9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей: