Воспитательная система в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель контрольной работы - изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы.
В целях достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.
Раскрыть основное содержание понятия «воспитательная система», выделив ее признаки.
Рассмотреть процесс становления воспитательной системы школы: пути создания и этапы становления, обозначить критерии сформированности воспитательной системы.
Определить источники и условия развития воспитательной системы школы.
Проанализировать содержание деятельности педагога по управлению развитием личности и коллектива в воспитательной системе школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Теоретическое изучение темы.

§1. Воспитательная система как объект управления
Понятие «воспитательная система», ее признаки ……………………………. .. 5
Структура воспитательной системы …………………………………………….. 7
§2. Становление воспитательной системы школы
2.1. Моделирование воспитательной системы………………………………........... …. 10
2.2. Организация совместной деятельности детей и взрослых…………………… …. 11
2.3. Ориентация на общечеловеческие ценности………………………………….. …. 13
2.4. Гуманизация отношений………………………….. ………………………………. 14
2.5. Пути создания и этапы становления воспитательных систем ………………….. 15
2.6. Определение уровня сформированности воспитательной системы ……………. 17
§3. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия ……………… …… 19
§4. Управление развитием воспитательной системы
4.1. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы ……… 22
4.2. Способы и средства управления развитием воспитательной системы…………… 24
4.3. Личность в воспитательной системе школы……………………………………….. 26
4.4. Воспитательное пространство как средство управления развитием ребенка……. 27
4.5. Ошибки в управлении воспитательной системой школы…………………………. 28
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Практическая.
Анализ воспитательной работы в школе ……….…………………………………………. 30
3. Варианты программ анализа воспитательной работы школы (схемы)..…………......... 32
Схема описания структуры воспитательной системы школы. ………………………….. 40
Заключение …………………………………………………………………………………….. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. …………………. 42

Вложенные файлы: 1 файл

КР по теории воспитания.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, игра является методом организации  детской жизни; игры дают детям важный навык совместной работы; педагогическая  позиция взрослых характеризуется тем, что воспитатель занимает позицию увеличенной дистанции, частичной  включенности  в игру [1].

Учение — деятельность, занимающая самую большую долю времени  обучающегося. Ее следует рассматривать не просто как познавательную деятельность. Продуктивен подход, который отражает изменяющееся положение, статус и самооценку обучающегося. Такой подход позволяет повысить уровень субъектности обучающихся в учебной деятельности. Это можно осуществить за счет:


  • эмоциональной поддержки со стороны учителя в системе «учитель — ученик»;
  • развития сотрудничества в системе «ученик — соученики»;
  • гуманитаризации содержания образования в системе «ученик — учебный материал».

Воспитывает прежде всею содержание образования. Единственным способом эффективного его усвоения является переживание, связанное с удовлетворением потребностей детей в знаниях. Подходов, обеспечивающих такое переживание, в педагогике известно достаточно много. Воспитывает и организация учебного процесса. Традиционно сложившейся является классно-урочная система. Основное ее достоинство - возможность организовать учебную деятельность большого числа школьников одновременно, а также чередовать учебные дисциплины. К недостаткам следует отнести ограниченные возможности индивидуализации в обучении школьников. Снятию указанных ограничений будет способствовать использование разнообразных форм взаимодействия учеников с учителем и между собой, с содержанием образования и пр. Важно освободить ученика от страха и «обязаловки», вызвать сознательное, заинтересованное отношение к учению [6].

Труд в контексте воспитания следует рассматривать как совокупность физических, интеллектуальных и душевных усилий, направленных на осознанное создание социально значимых ценностей. Труд младших школьников — это подвижная практическая деятельность в игровой, художественно-романтической форме с конкретным предметно-вещественным результатом. В дальнейшем на первое место выходит социально значимый эвристический, эстетический, нравственный замысел, т.е. идея, связанная с результатом. Именно для достижения замысла и нужны определенные трудовые умения и навыки. В связи с этим в организации трудовой деятельности должны преобладать временные проекты, предполагающие участие ребят и взрослых. Труд является фактором личностного развития учащегося. Это происходит, если процесс труда связан с переживанием собственной необходимости и полезности, личных и коллективных успехов, с идеей служения людям, нравственным и общественным идеалам, со стремлением к удовлетворению личных и коллективных потребностей, самоопределению и самореализации. Труд поверхностно-суетливый, без глубокого участия головы и сердца, может привести к огрубению чувств. Воспитательным системам В.А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, Р. Штейнера было присуще сочетание продуктивного труда с сосредоточенным наблюдением жизни.

Поиск объектов труда, для современных обучающихся значительно затруднен. В связи с этим усиливается роль обычных воспитательных мероприятий, к подготовке которых надо привлекать каждого ребенка.

Итак, в гуманистической  системе воспитания труд должен выступать как носитель человеческой культуры — материальной, нравственной, интеллектуальной, эстетической и как созидательный способ взаимодействия школьников с окружающим миром [6].

 

2.3.   Ориентация на общечеловеческие ценности

Все происходящее в школе должно быть педагогически  целесообразно, а целесообразно то, что полезно для развития человека. Этим и следует руководствоваться при организации воспитания, под которым понимается целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитание строится на определенной совокупности идеалов, ценностей. Современные педагоги считают, что такими ценностями могут быть общечеловеческие ценности [12].

Следует знать, что в их определении существуют различные подходы и уровни.

1-й — уровень религиозного сознания. Он включает в себя Божьи заповеди и догматы учения Церкви, в которых сконцентрирована мудрость многих поколений. Однако в разных религиях эти ценности формулируются по-разному. Кроме того, они являются нравственным ориентиром для верующих, а не для атеистов.

      2-й — уровень житейского сознания, где человеческие отношения регулируются морально-нравственными установками. В их основе лежит правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

3-й - уровень обращения к фундаментальным ценностям:

  • Человек -  абсолютная ценность;
  • мир человека — это взаимодействие людей;
  • семья — начальная структурная единица общества;
  • труд -  основа человеческого бытия;
  • знания — результат творческого труда;
  • культура — богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека;
  • отечество — единственная уникальная для каждого Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков;
  • Земля — общий дом человечества;
  • мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.

Следовательно, общечеловеческие ценности должны быть идеологической основой при создании любой воспитательной системы. Формирование же общечеловеческих ценностей происходит через специально создаваемые ситуации, которые побуждают детей к их адекватному восприятию [12].

2.4.   Гуманизация отношений

Главным воспитывающим фактором системы являются отношения, которые складываются между детьми и их общностями, между детьми и взрослыми. Эти отношения возникают в ходе совместной деятельности. Важно, чтобы деятельность была хорошо продумана и четко организована. Но этого недостаточно для формирования гуманистических отношений. Кроме этого, по мнению педагогов, ребенок должен получить опыт отношений, основанный на взаимопомощи, взаимной ответственности, терпимости и уважении [11].

В воспитательных системах выделяют следующие уровни отношений:

  • отношения в детской среде — межличностные и групповые (однополовые и разнополовые, избирательные и функциональные);
  • отношения с педагогами — с отдельными и их группами или объединениями;
  • отношения дети — родители — педагоги, а также дети — педагоги — другие взрослые. Особо выделяются отношения между обучающимися, так как они в основном определяют самочувствие ребенка в классе и школе в целом [12] .

Все отношения можно отнести к  двум группам:

1) деловые  или функциональные отношения (зависимости, ответственности, субординации, иерархии и т.п.), возникающие в процессе деятельности, эмоционально-ролевого общения;

2) эмоционально-психологические отношения, которые формируются в ходе личностного общения.

На  формирование отношений можно влиять. Прямому воздействию подвергаются деловые отношения,  косвенному - эмоционально-психологические. Успешному формированию отношений способствуют создание и развитие ученического коллектива. Изменения в одной из групп отношений влекут за собой изменения в другой группе. Гуманизм отношений заключается в доброжелательности и оптимистичной  атмосферы, в вере в силы и возможности детей, в наличии чувства защищенности у каждого ребенка [12].

Основным средством  гуманизации отношений являются воспитывающие ситуации[11]:

  • успеха для каждого в совместной деятельности;
  • авансирования доверием;
  • свободного выбора;
  • непринужденной принудительности («свобода — осознанная необходимость»);
  • эмоциональной заряженности;
  • творчества;
  • соотнесения (соревнования).

Управление  отношениями включает их изучение, целенаправленное формирование и корректировку стихийно складывающихся отношений.

 

2.5.   Пути создания и этапы становления  воспитательных  систем 

 Создавая  воспитательную систему, следует определиться с:

  • ведущей деятельностью,
  • характером предполагаемых отношений,
  • смыслом тех «писаных» и «неписаных» законов, норм, которые будут регулировать школьную жизнь [4].                                                                                                                                   

Для этого необходимо изучить:

  • материальную базу школы,
  • кадровый состав,
  • культурный и профессиональный уровень педагогического коллектива,
  • уровень развития школы  и пр.

При создании воспитательной системы надо учитывать социальное окружение школы (город, село, где работают жители, какие предприятия и учреждения имеются) [4].

Существуют  различные воспитательные системы. Рассмотрим некоторые из них.

«Коммунарская школа» лежащую в ее основе определенную деятельность трудно выделить. Это может быть соединение разнообразных видов деятельности: художественно-творческой, спортивной, познавательной, трудовой и др. Отношения складываются на основе психологического комфорта для каждого, высокого уровня удовлетворенности от общения, эмоционального творческого подъема, острого переживания чувства «мы». Структура управления постоянно совершенствуется. Идеологию коммунарской школы определяют границы приемлемого поведения. Школа воспринимается как целостность и ценность, растет общий уровень культуры. Коммунарская методика  очень технологична, так как не требует значительных затрат материальных средств, специального оборудования, выдающегося педагогического состава. Эта методика лучше реализуется в городских школах, в которых не столь крепки связи учеников с семьями, как в сельских школах. У данной системы есть и недостатки: очень силен эффект новизны, который через несколько лет проходит, и наступает неудовлетворенность; перестает удовлетворять уровень творчества по сравнению с первоначальным, с ростом обшей культуры; на начальном этапе возможно временное снижение успеваемости и дисциплины [8].

    «Колледж». Системообразующей деятельностью является познавательная. В колледж идут, чтобы учиться. В принципе это — элитарная школа, чаще имеющая свой профиль. Другие виды деятельности также присутствуют, причем многие из них могут быть очень хорошо развиты. Отношения характеризуются как либеральные для тех, кто, по сути, прошел жесткий отбор. Требования — минимальные. Сердцевину идеологии составляет корпоративная этика на основе высокого престижа школы. Недостатками данной системы являются трудности комплектования, не удовлетворяющие педагогов взаимоотношения между обычными и элитарными классами, дискриминация непрофильных учебных предметов [12].

      В основе создания других систем могут быть коллективный труд и трудовые отношения. Основой может быть клубная деятельность. Тогда школа — это объединение клубов, которые могут лучше обеспечить личностный подход в развитии личности.

 

Этапы становления воспитательной системы.

  • Выявление целей и определение конечного результата ее функционирования. Инициатор создания модели воспитательной системы должен представлять, какую школу он хочет создать, т.е. должен ответить на вопросы: «Что будем делать, какие отношения строить, какие идеи развивать?»
  • Создание группы единомышленников, которая формируется, прежде всего, в сфере личностных отношений, поэтому совместное проведение досуга, обсуждение не только производственных вопросов создает условия для изучения личностных особенностей и установления тесных контактов.
  • Введение в жизнь школы опережающей ситуации. Задача этапа — показать желаемое будущее, конкретный ориентир. Для этого надо провести интересное дело, которое показало бы всем характер новой деятельности и стиль тех отношений, которые формируются в ее процессе. Важно продемонстрировать преимущества новой системы. Таким образом, средством решения задачи данного этапа является создание противоречия между реальностью и мечтой.
  • Введение в жизнь школы цепочки изменений.  Важные условия: вводимые изменения должны быть логически взаимосвязаны; очередное новшество должно назреть, для чего надо дать проявиться существующим проблемам; сущность новшества должна быть осознана учителями и активом обучающихся; вокруг лидера должно быть создано поле уверенности и увлеченности; в школе должно быть радостно и интересно [11].

2.6.   Определение  уровня сформированности

воспитательной  системы

Для определения  уровня сформированности  воспитательной системы используют две группы оценок:

  • критерии факта - позволяет определить, есть ли  в данной  школе воспитательная система.

Включает:  упорядоченность  жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы); наличие сложившегося единого школьного коллектива; интегрированность воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

  • критерии  качества - дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.  Включает: степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы; общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;  уровень воспитанности обучающихся, причем определяющей чертой выпускника школы должно стать чувство собственного достоинства.

Информация о работе Воспитательная система в школе