Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа
Основная цель контрольной работы - изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы.
В целях достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.
Раскрыть основное содержание понятия «воспитательная система», выделив ее признаки.
Рассмотреть процесс становления воспитательной системы школы: пути создания и этапы становления, обозначить критерии сформированности воспитательной системы.
Определить источники и условия развития воспитательной системы школы.
Проанализировать содержание деятельности педагога по управлению развитием личности и коллектива в воспитательной системе школы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Теоретическое изучение темы.
§1. Воспитательная система как объект управления
Понятие «воспитательная система», ее признаки ……………………………. .. 5
Структура воспитательной системы …………………………………………….. 7
§2. Становление воспитательной системы школы
2.1. Моделирование воспитательной системы………………………………........... …. 10
2.2. Организация совместной деятельности детей и взрослых…………………… …. 11
2.3. Ориентация на общечеловеческие ценности………………………………….. …. 13
2.4. Гуманизация отношений………………………….. ………………………………. 14
2.5. Пути создания и этапы становления воспитательных систем ………………….. 15
2.6. Определение уровня сформированности воспитательной системы ……………. 17
§3. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия ……………… …… 19
§4. Управление развитием воспитательной системы
4.1. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы ……… 22
4.2. Способы и средства управления развитием воспитательной системы…………… 24
4.3. Личность в воспитательной системе школы……………………………………….. 26
4.4. Воспитательное пространство как средство управления развитием ребенка……. 27
4.5. Ошибки в управлении воспитательной системой школы…………………………. 28
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Практическая.
Анализ воспитательной работы в школе ……….…………………………………………. 30
3. Варианты программ анализа воспитательной работы школы (схемы)..…………......... 32
Схема описания структуры воспитательной системы школы. ………………………….. 40
Заключение …………………………………………………………………………………….. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. …………………. 42
Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе[12].
ВЫВОД:
§3. Развитие воспитательной системы:
источники, этапы, условия
В процессе создания воспитательной системы выделяют две тенденции. Первая тенденция — локализация системы. В этом случае создается свое производство, своя спортивная школа, своя музыкальная школа и т.п. Круг лиц, занятых воспитанием, в рамках самой школы расширяется. Окружающая среда неадекватна целевым установкам системы. Вторая тенденция —- это выход воспитательной системы за рамки школы и включение в духовную и производственную жизнь окружающей среды. В данном случае среда является позитивно действующим фактором и в итоге становится компонентом системы [4].
Воспитательную систему нельзя создать приказом. Решающим фактором становится реальная деятельность педагогического коллектива. Позаимствовать воспитательную систему одной школы для другой нельзя. Можно позаимствовать идею, но воплощать ее придется в своих условиях, поэтому система будет другой.
Любая воспитательная система развивается поэтапно. Для каждого этапа характерны свои задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи. В развитии воспитательной системы выделяют три этапа[5].
Первый этап начинается с выработки главных ориентиров, коллективных ценностей. Он характеризуется тем, что в педагогическом коллективе усиливаются разногласия, обозначаются лидеры, актив, формируются группы. В среде учеников также наступает период исканий и дискуссий, выделяются обладающие организаторскими способностями, тяготеющие к коллективной деятельности. Может наступить временный период разобщенности. Коллективность выражается на уровне классов, групп сверстников. Чувство принадлежности к коллективу школы присуще преимущественно активу. Взаимодействие с окружающей средой носит стихийный, реактивный характер. Отмечается недостаточная прочность внутренних связей. В управлении преобладают организационные аспекты. Компоненты системы работают порознь, автономно. Главной целью на первом этапе является создание коллектива школы.
На втором этапе утверждается системообразующий вид деятельности. Идет отработка эффективных форм и методов деятельности. Бурно развивается ученический коллектив за счет межвозрастного общения и ученического самоуправления, возникают различные временные объединения, рождаются коллективные традиции. Коллективность выражается в желании детей больше времени проводить вместе. Педагоги начинают осознавать роль взаимной ответственности в достижении общих успехов. На данном этапе детский коллектив более динамичен и революционен, педагогический более статичен и консервативен. Отношения с внешней средой складываются сложно, особенно с молодежным окружением: возникает борьба за влияние на личность ученика. Главное в управлении — согласовать темпы развития ученического и педагогического коллективов, чтобы педагоги не стали тормозом в развитии детского коллектива, а, наоборот, проявляли инициативу в организации его жизни. Важным также является упорядочение отношений с внешней средой. Поэтому в школе нужна социологическая служба.
Третий этап характеризуется тем, что ученический и педагогический коллективы чаще выступают как единое целое, как содружество, объединенное общей целью, деятельностью, отношениями творчества и общей ответственности. У большинства формируется «чувство школы», доминирует педагогика отношений. Становится интенсивным процесс педагогизации всей школы, старшие дети принимают на себя педагогические функции: по отношению к младшим они — воспитатели, а по отношению к учителям — коллеги. Происходит ориентация на педагогическую профессию. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на самоанализе и педагогическом творчестве, возникает искренний интерес к педагогической науке, формируется тип учителя-исследователя. Система накапливает традиции. Возникает черта всех хороших систем — социальное наследование. В управлении школой практически исчезают административно командные формы, повышается интенсивность процессов самоуправления, саморегуляции. Возникает потребность в социально-психологической службе. Воспитательная система входит и состояние равновесия, но оно нестабильно, так как возникает вопрос о соотношении традиции и инновации, которые вступают в противоречие [5].
Развитие воспитательной
системы, в конечном счете, связано
с введением новаций и переводо
Воспитательная система не может существовать постоянно. Совершенствуясь, она приближается к своему концу, так как из жизни школы исчезают непредсказуемые, нестандартные ситуации. Все можно просчитать наперед. Чрезмерно стабильная гуманистическая школа может давать тепличный эффект, когда степень защищенности ребенка превышает меру, нужную для его развития.
В большинстве случаев воспитательная система развивается быстрее, чем многие другие социальные системы, и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. Это естественно, так как в любом воспитательном учреждении идет довольно быстрая смена поколений детей. Каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, должно вносить в нее что-то свое, новое. Следовательно, развитие воспитательной системы детерминируется не столько объективными, сколько субъективными факторами[12].
Из теории самоорганизующихся систем известно, что поле путей развития определяется сугубо внутренними свойствами самой системы. Воспитательная система как социально-педагогическая является самоорганизующейся системой, поэтому при перестройке возникает задача изучения ее свойств и состояний. Системе сложно что-либо навязать. В ней должна содержаться основа для развития новой системы, тогда процесс построения будет более эффективным. При моделировании выбирается главное; что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы - концепция и цели создания системы. Важной особенностью целеполагания воспитательной системы является то, что ее цель составляет не столько продукт — создание системы, сколько субъект — ребенок, педагог.
Существует множество путей развития воспитательной системы. Значительным фактором ее существования и развития является воздействие среды. Даже малые воздействия на тот или иной компонент системы могут направить ее развитие по новому пути. Такими воздействиями могут оказаться изменение системообразующей деятельности, приход в коллектив нового педагога с иными педагогическими идеями, с новыми личностными возможностями и т.д. Все это приводит к бесконечному процессу моделирования. Вариативность воспитательной системы может возникнуть даже на базе единой исходной педагогической концепции, ведь достижение желаемого возможно разными путями и способами, в ходе различных видов деятельности. Процесс обучения является основным средством воспитания и важной составной частью системы. Его нужно организовать так, чтобы он стал реальным условием развития воспитательной системы. Это возможно, если процесс обучения выступает как:
ВЫВОД:
§4. Управление развитием воспитательной системы
4.1.Сущность и специфика управления развитием
воспитательной системы
Теоретическую основу управления развитием воспитательной системы определяет синергетика — наука, изучающая самоорганизующиеся системы. В.Л. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова считают важным в максимальной степени учитывать естественные свойства складывающейся системы, ее внутренние качества, историю развития. Нужны «малые воздействия», которые дадут «большие результаты»[12]. С этой целью нужно найти точки «резонансного» воздействия на систему. Необходимо также учитывать то обстоятельство, что управлять такой системой извне можно лишь отчасти, так как она, будучи неравновесной, обладает своими внутренними степенями свободы, недостижимыми для воздействия извне. Учитывая все это, важно в каждом конкретном случае управлять эволюцией системы сбалансированно, гармонично сочетать внешние и внутренние воздействия, не только сохраняя уже имеющиеся степени свободы системы, но и создавая новые.Управляемость системы и ее способность к самоорганизации взаимосвязаны, но не очень жестко, что дает возможность при управлении сочетать естественное и искусственное.Эффективность такою подхода во многом зависит от информационного обеспечения процесса управления: важно знать не только то, что ты хочешь от системы, но и то, что направлено на поддержание ее устойчивости в условиях неравномерного развития. Достигаемая при этом устойчивость не означает строгой упорядоченности. Воспитательная система должна включать зоны упорядоченности и хаоса[4]. Необходимость зон порядка и хаоса объясняет Л.И. Новикова[7].С одной стороны, развитие есть движение к целостности, полной упорядоченности, а с другой — целостность может стать причиной стагнации (застоя) системы. Есть множество фактов, иллюстрирующих реальность данного противоречия. Ни одна система не может существовать без определенной унификации, стандартизации повеления людей, без воспроизводства повторяющихся ситуаций, без единства мыслей и действий ее субъектов. Вместе с тем по мере развития системы в различной форме (не обязательно конфликтной) проявляется неудовлетворенность отдельных личностей тем, что необходимо подчиняться общему ходу жизни. Объективно, независимо от желания человека, в системе складывается механизм отторжения того, что не вписывается в рамки принятого.
Противоречие между хаосом и упорядоченностью (в форме противоречий между личностью и системой, между традициями и новациями) проявляется и разрешается в воспитательной системе иначе, чем в других социальных сферах. Воспитательная система развивается быстрее и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. И это естественно, так как в любом образовательном учреждении быстро происходит смена поколений детей, постоянно привносится что-то новое[7].
В соответствии с таким представлением управление должно осуществляться:
Управление развитием воспитательной системы может осуществляться двумя путями — революционным и эволюционным. Первый путь назван А.С. Макаренко «методом взрыва» (он, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами). При революционном пути хорошо представленная объективная информация о состоянии и функционировании системы, стремление педагогов и ученического актива к постоянному творческому поиску делают процесс обновления планомерным, управляемым.
Эволюционный путь постепенно усложняет систему: обогащаются цели, становятся разнообразнее содержание деятельности, более тонкими отношения, более разветвленными связи, организационные и управленческие процессы[12].
Управление не сводится к регулированию процессов становления и развития системы, так как это не главная цель. Самоцель — личность развивающегося человека, включенного в систему. Это значит, что надо управлять процессом взаимодействия и взаимовлияния системы и развития личности. Данный аспект управления требует поиска путей оптимального включения каждого обучающегося в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, создания ситуаций, побуждающих каждого (как обучающегося, так и педагога) к рефлексии, самопознанию, самореализации.
Таким образом, управление воспитательной системой можно рассматривать как трехаспектный процесс: