Воспитательная система в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель контрольной работы - изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы.
В целях достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.
Раскрыть основное содержание понятия «воспитательная система», выделив ее признаки.
Рассмотреть процесс становления воспитательной системы школы: пути создания и этапы становления, обозначить критерии сформированности воспитательной системы.
Определить источники и условия развития воспитательной системы школы.
Проанализировать содержание деятельности педагога по управлению развитием личности и коллектива в воспитательной системе школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Теоретическое изучение темы.

§1. Воспитательная система как объект управления
Понятие «воспитательная система», ее признаки ……………………………. .. 5
Структура воспитательной системы …………………………………………….. 7
§2. Становление воспитательной системы школы
2.1. Моделирование воспитательной системы………………………………........... …. 10
2.2. Организация совместной деятельности детей и взрослых…………………… …. 11
2.3. Ориентация на общечеловеческие ценности………………………………….. …. 13
2.4. Гуманизация отношений………………………….. ………………………………. 14
2.5. Пути создания и этапы становления воспитательных систем ………………….. 15
2.6. Определение уровня сформированности воспитательной системы ……………. 17
§3. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия ……………… …… 19
§4. Управление развитием воспитательной системы
4.1. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы ……… 22
4.2. Способы и средства управления развитием воспитательной системы…………… 24
4.3. Личность в воспитательной системе школы……………………………………….. 26
4.4. Воспитательное пространство как средство управления развитием ребенка……. 27
4.5. Ошибки в управлении воспитательной системой школы…………………………. 28
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Практическая.
Анализ воспитательной работы в школе ……….…………………………………………. 30
3. Варианты программ анализа воспитательной работы школы (схемы)..…………......... 32
Схема описания структуры воспитательной системы школы. ………………………….. 40
Заключение …………………………………………………………………………………….. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. …………………. 42

Вложенные файлы: 1 файл

КР по теории воспитания.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

10. Выводы:

  • главное достижение классного коллектива за прошедший год; удачи в организации воспитательной работы с учащимися класса, ее результативность; накопленный положительный опыт;
  • негативные моменты в воспитательной работе за прошедший год;
  • нереализованные возможности и неиспользованные резервы;
  • перспективные цели и ведущие задачи; приоритетные направления воспитательной работы в новом году;
  • новые формы работы, планируемые к использованию в новом году.

Примечание: дан примерный  перечень показателей уровня воспитанности. Рекомендуется  анализировать уровень воспитанности выборочно как по показателям, так и по классам. Все показатели даны в общем виде. Для разных возрастных групп (I, II, III ступени обучения) их можно адаптировать.

 

Источник: 

1September.ru//статья Автор : С.М. Курганский,  канд. пед. наук, доц. каф. естественно-математического образования Института  развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заслуженный учитель РФ

 

 

  1. Схема  описания структуры воспитательной системы школы
    1. Теоретическая концепция, лежащая в основе  воспитательной системы школы

Принципы, ведущие идеи.

Подход  к выбору общечеловеческих ценностей.

Педагогические  теории прогрессивных педагогов.

Создание условий для  развития личности.

    1. Подструктуры воспитательной системы
 

Цели

Субъекты (общность людей: учителя-обучающиеся-родители-общественность)

Деятельность

Сеть отношений

Технология

Среда, освоенная школой

Дидактическая

           

Воспитательная

           

Управленческая 

           
    1. Этапы развития
  • Становление
  • Отработка системы
  • Окончательное оформление
  • Выявление целей. Выработка главных ориентиров. Проектирование коллективных ценностей. Построение модели школы.

    Утверждение системообразующей деятельности. Отработка эффективной технологии.

    Содружество детей  и взрослых. В центре внимания – личность обучающегося. Демократический стиль руководства и отношений.

    Главные цели этапов

    Выработка нового педагогического мышления. Формирование коллектива педагогов-единомышленников.

    Развитие школьного  коллектива, органов самоуправления, развития коллективных традиций.

    Сотрудничество  детей и взрослых.


     

    Примечание:

    Для определения  уровня  сформированности воспитательной системы используют две группы оценок: критерии факта и критерии качества.

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

    Модернизация  содержания и технологий воспитания осуществляется на основе современных идей, подходов и принципов, адекватных новым условиям, российской ментальности, семейным, национальным, региональным и общероссийским культурным традициям. Именно это поможет создать необходимую развивающую среду, воспитательную систему, которая позволит не только выявлять, но и развивать склонности, интересы, активность каждого ребенка.

    Была поставлена следующая цель контрольной  работы  - изучить  теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы. Для достижения поставленной  цели  были решены  следующие задачи:

    • Изучена  научно-методическая литература по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.
    • Раскрыто  основное содержание  понятия  «воспитательная система»,  выделены  ее признаки.
    • Рассмотрен  процесс  становления воспитательной системы школы:   пути создания  и этапы становления, обозначены   критерии  сформированности  воспитательной системы.
    • Определены    источники  и  условия  развития   воспитательной системы школы. 
    • Проанализированы  содержание деятельности педагога по управлению развитием личности и коллектива в  воспитательной системе школы.

    В ходе выполнения контрольной работы сделан вывод:

    Воспитательная  система – это целостный социальный организм, который возникает в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладает рядом интегративных характеристик. Цель воспитательной системы школы -  создание целостной социокультурной среды, в центре которой находится личность обучающегося, вовлеченная в активный процесс развития и саморазвития средствами учебной и внеучебной деятельности. 

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Воронов В.В.  Электронная версия учебного пособия. «Педагогика школы в двух словах».        
    2. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: Взаимодействие. М., 2002.

     

    1. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов; Под ред. Л.И. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.
    2. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание. М, 1996.

     

    1. Куракин А. Т., Новикова Л.И. Школьный ученический коллектив: Проблемы управления. М., 2001г.

     

    1. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.

     

     

    1. Новикова Л. И. Воспитательная система: Исходные позиции//Советская педагогика. 1991. № 11. С. 61 —64.

     

    1. Поляков С. Д. О новом воспитании: Очерки коммунарской методики. ML, 1990.

     

    1. Селиванова П.Л. Воспитание: теория и реальность//Известия РАО. 1999. №2.

     

    1.   Селиванова И.Л. Современные представления о воспитательном пространстве //Педагогика. 2000. № 6. С. 35—39.

     

    1.   Сидоркин A.M. Процесс развития воспитательной системы школы // Советская педагогика. 1991. № 11. С. 65—69.

     

    1.   Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная  система школы / учебное пособие – М.: ЦГЛ, 2003. – 200 стр.

     


    Информация о работе Воспитательная система в школе