Воспитательная система в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель контрольной работы - изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы.
В целях достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.
Раскрыть основное содержание понятия «воспитательная система», выделив ее признаки.
Рассмотреть процесс становления воспитательной системы школы: пути создания и этапы становления, обозначить критерии сформированности воспитательной системы.
Определить источники и условия развития воспитательной системы школы.
Проанализировать содержание деятельности педагога по управлению развитием личности и коллектива в воспитательной системе школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Теоретическое изучение темы.

§1. Воспитательная система как объект управления
Понятие «воспитательная система», ее признаки ……………………………. .. 5
Структура воспитательной системы …………………………………………….. 7
§2. Становление воспитательной системы школы
2.1. Моделирование воспитательной системы………………………………........... …. 10
2.2. Организация совместной деятельности детей и взрослых…………………… …. 11
2.3. Ориентация на общечеловеческие ценности………………………………….. …. 13
2.4. Гуманизация отношений………………………….. ………………………………. 14
2.5. Пути создания и этапы становления воспитательных систем ………………….. 15
2.6. Определение уровня сформированности воспитательной системы ……………. 17
§3. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия ……………… …… 19
§4. Управление развитием воспитательной системы
4.1. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы ……… 22
4.2. Способы и средства управления развитием воспитательной системы…………… 24
4.3. Личность в воспитательной системе школы……………………………………….. 26
4.4. Воспитательное пространство как средство управления развитием ребенка……. 27
4.5. Ошибки в управлении воспитательной системой школы…………………………. 28
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Практическая.
Анализ воспитательной работы в школе ……….…………………………………………. 30
3. Варианты программ анализа воспитательной работы школы (схемы)..…………......... 32
Схема описания структуры воспитательной системы школы. ………………………….. 40
Заключение …………………………………………………………………………………….. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. …………………. 42

Вложенные файлы: 1 файл

КР по теории воспитания.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

4.2. Способы и средства управления развитием

                  воспитательной системы

Управление  развитием воспитательной системы  как целостной системы происходит по двум путям: извне и изнутри. Управление извне (внешнее) осуществляется органами  управления  образования. Цель такого управления — создание условий, благоприятных для возникновения, развития и совершенствования воспитательной системы образовательного учреждения [4].

Управление  призвано обеспечить взаимодействие,  оно должно обеспечить взаимодействие педагогов с теоретическими основами создания и развития воспитательной системы, а также с соответствующим передовым педагогическим опытом прошлого и настоящего. Способы и средства организации такого взаимодействия (способы управления):

  • введение изучения теории воспитательных систем в учебные планы и программы курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
  • создание проблемных курсов для педагогов;
  • проведение научно-практических конференций;
  • обмен опытом с коллегами своего и других регионов;
  • подготовка управленческих кадров школ;
  • организация изучения соответствующего опыта в других странах;
  • создание консультационной психолого-педагогической службы из научно-педагогических кадров вузов для работников школ.

Перечисленные и другие способы и средства управления требуют ряда условий: поддержки первых достижений школ на пути создания системы, доброжелательного отношения к опыту школы по становлению и развитию воспитательной системы [4].

Первые достижения можно поддержать через:

  • проявление интереса органов управления  образования к деятельности педагогических коллективов по созданию воспитательной системы;
  • изучение опыта деятельности педагогического коллектива;
  • привлечение заинтересованных лиц к изучению опыта с целью формирования позиции общественного принятия новой идеи;
  • моральное поощрение и материальное вознаграждение за успешные и эффективные результаты деятельности.

Для создания доброжелательного  отношения к опыту становления и развития воспитательной системы можно  обратиться к такому феномену, как имидж, который понимается как непосредственно или преднамеренно создаваемое впечатление о личности или социальной структуре. Являясь конкретной психологической продукцией, имидж выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как зовущая мечта [12]. Поэтому как важные оцениваются следующие функции:

  • создание привлекательного в глазах других людей образа воспитательной системы школы;
  • формирование в педагогических коллективах, у родителей учащихся, общественности установки на принятие воспитательной системы как социально-педагогической ценности;
  • формирование потребности в стремлении к творчеству в педагогической деятельности и высоким нравственным идеалам.

Содержание управления изнутри (внутреннее) составляют организация совместной деятельности и общения детей и регулирование возникающих в детской среде отношений. Средствами внутреннего управления развитием системы являются:

  • включение всех учащихся в коллективные творческие дела;
  • создание воспитывающих ситуаций;
  • гуманизация отношений между детьми и между детьми и взрослыми;
  • регулирование познавательного,  эмоционально-мотивационного и поведенческого компонентов деятельности обучающихся [4].

Средствами управления развитием системы изнутри могут быть и структурные компоненты школы [5].

  • классные ученические коллективы,
  • кружки, спортивные секции, трудовые объединения, учебные кабинеты, школьные музеи и мастерские при условии превращения их в творческие центры для всего школьного коллектива.

Условиями такого управления развитием системы являются:

  • оптимальное соотношение традиций и новаций в организации школьной жизни,
  • опора на кадры педагогов — выпускников этой же школы,
  • использование творческого потенциала педагогов и учащихся.

Управление  системой связано с созданием  в школьной среде различных зон, поведение человека в которых обусловлено их спецификой. Это зоны:

  • повышенного внимания (малыши);
  • особой ответственности (обучающиеся, чье поведение и деятельность требуют коррекции);
  • упорядоченного поведения (когда нужно выполнять общепринятые правила поведения);
  • свободной деятельности и нерегламентированного поведения (зоны хаоса).

По своей  сути зоны являются моделями наиболее распространенных социальных ситуаций. Создание таких моделей необходимо для упражнения детей и подростков в выполнении различных социальных ролей в условиях принятия и самостоятельной выработки норм поведения и деятельности.  Важное условие – не должно быть формализма. Моделирование социальных (социально-педагогических) ситуаций должно быть ориентировано на вовлечение в них  обучающихся в качестве субъектов, творцов. Важным фактором является выработка у воспитанников  умений и способности «конструктивной» рефлексии[4].

 

4.3. Личность в воспитательной системе школы

На сегодняшний  день  нет такой целостной концепции, которая раскрывала бы роль и место  личности ребенка в рамках  воспитательной  системы. Если рассматривать понятие  «личность» в контексте воспитательной системы школы, то ребенок — цель любой системы, а это  значит, что личность ребенка является и результатом  функционирования, и показателем эффективности воспитательной системы. Сам же ребенок в рамках воспитательной системы реализует функции и объекта, и субъекта воспитания. Функции объекта он реализует потому, что целенаправленные влияния педагогов на детей через личный пример и слово, через включение и разные виды деятельности, через организацию общения, корректировку отношений ставят ребенка в положение объекта педагогических влияний. Но ребенок и их субъект. Во-первых, от него  самого как личности во многом зависит эмоциональное восприятие педагогических влияний, реакция на них, сопротивление одним воздействиям и охотное восприятие других; во-вторых, ребенок сам — источник влияния на сверстников и педагогов. В целом же процесс личностного развития ребенка в рамках воспитательной системы школы и под ее воздействием зависит от меры и характера его субъектности в данном процессе[4].

Личность  развивается не только под влиянием целенаправленных воздействий, но и под многообразным влиянием среды в процессе социализации. Она развивается и в силу саморазвития. Данные процессы и процесс целенаправленного воспитания могут быть неадекватными. Учитывая это, целенаправленное воспитание должно строиться с учетом влияния среды и с использованием ее воспитательного потенциала. Что же касается саморазвития, то его эффективность во многом зависит от того, в какой мере его закономерности будут учитываться в целенаправленном воспитании в рамках школы, в какой мере в ней будут создаваться условия, благоприятные для личностного саморазвития ребенка [4].

Педагог  - тоже рассматривается как  цель, объект, субъект, результат воспитательной системы и показатель ее эффективности.

 

4.4. Воспитательное  пространство как средство управления развитием ребенка

 

Воспитательная  система как любая социально-педагогическая система тесно связана с окружающей средой: оказывает на нее влияние и подвержена постоянным воздействиям среды. Показателем высокого уровня развития системы является включенность окружающей среды в состав ее компонентов. В этом случае окружающая среда системы существенно расширяет границы того социально-педагогического пространства, в котором происходит формирование и развитие личности ребенка. При таком условии социально-педагогическое пространство становится важным средством косвенного управления развитием личности.  Дело в том, что организованное социально-педагогическое пространство предоставляет возможность педагогу осуществлять рефлексивное управление деятельностью и поведением ребенка. В данном случае изменения в самом ребенке будут побуждаться изменениями социально-педагогического пространства, поэтому его можно считать воспитательным пространством. Действия педагога будут направлены не на личность ребенка (что определяет принудительный характер воспитания), а на условия его деятельности и поведения (что определяет уже побудительный характер воспитания) [2].

Исследователи воспитательных систем обосновывают понятие «воспитательное пространство» как новую педагогическую категорию [10]. В педагогике сложились три варианта определения воспитательного пространства.

  • «Воспитательное пространство – это педагогически целесообразно организованная среда, окружающая  отдельного ребенка или множество детей» Л.И. Новикова.
  • «Воспитательное пространство — результат деятельности созидательного и интеграционного характера» Н.Л. Селиванова. Л.И.
  • «Воспитательное пространство есть часть среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни». Ю.С. Мануйлов
  • «Воспитательное пространство  это динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, представляющая собой интегрированное условие развития личности и ребенка, и взрослого» Д.В. Григорьев [2].

В данных определениях нет противоречия, они скорее дополняют друг друга.

При создании воспитательного  пространства следует учитывать условия эффективного его функционирования: наличие цели, разделяемой всеми участниками процесса его создания; единую педагогическую концепцию, ориентированную на приоритеты гуманистических ценностей; «мягкую» структуру пространства, его событийность, диалоговый режим создания; разветвленную систему отношений между различными компонентами, субъектами[10].

Главными субъектами воспитательного пространства следует считать детские общественные объединения. Специфика позиции педагогов заключается в том, что невозможны запреты и указания, предпочтительно вовлечение самих детей в процесс создания и укрепления воспитательного пространства.

Н.Л. Селиванова называет возможности воспитательного пространства для развития личности обучающегося[9]:

  • свобода принятия обучающимися решения о его вхождении в воспитательное пространство (можно добавить: и свобода принятия решения о выходе из конкретного воспитательного пространства);
  • свобода выбора деятельности, которая позволит достичь наибольшего успеха, возможного самовыражения;
  • построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;
  • более интенсивное и разноплановое исполнение различных ролей;
  • выбор различных коллективов, общностей и возможности их смены.

Таким образом, воспитательное пространство способствует самореализации обучающегося, обеспечивает субъектность его позиции, причем сам обучающийся структурирует это пространство и, следовательно, имеет возможность самореализоваться в нем.

 

4.5.Ошибки  в управлении воспитательной  системой школы

Исследователи воспитательных систем главной ошибкой  в управлении считают нормативный подход педагогов к организации воспитательного процесса, что выражается в игнорировании природы системы, ее специфического своеобразия[12].

  Выделяют  главные качества воспитательной системы:

  • неравновесность, способность к самоорганизации, самореализации и саморазвитию;
  • открытый характер и неизбежное взаимодействие с окружающей средой;
  • самобытность каждой конкретной системы.

      Игнорирование специфического своеобразия проявляется в насильственном характере целеполагания, в поспешности и неосмотрительности при выборе системообразующих видов деятельности, а также в упрощенном подражании телевизионным развлекательным передачам и чрезмерном увлечении разыгрыванием воображаемых ситуаций взамен реальной жизни и нормальной человеческой деятельности.

Некоторые способы, предлагаемые исследователями  или можно избежать ошибок, если:

  • Постепенно, поэтапно формировать потребности обучающихся, постоянно изучать детей и отслеживать их развитие. Получаемый материал дает основание для формирования целей, которое не может проходить без участия самих детей. С участия в формировании целей своей деятельности начинается становление человека как субъекта.
  • Выбрать системообразующий вид деятельности, способный привести к желаемому результату. Выбранная деятельность должна отвечать и другим требованиям: она должна быть наиболее значимой и привлекательной для большинства детей и педагогов (прежде всего детей) школы. Необязательно стремиться к тому, чтобы деятельность была учебной, она может быть спортивная, художественно-творческая, трудовая деятельность и др. При развитии воспитательной системы будут расширяться зоны ее влияния, что обязательно приведет к включению в систему всех значимых сфер жизнедеятельности, в том числе и учебно-познавательной деятельности.
  • Создание воспитательной системы будет сопровождаться прогнозированием расширения воспитательного пространства, освоением социальной, природной, предметно-эстетической среды. Значительную роль в создании и развитии системы играет ученическое самоуправление.
  • Отсутствует  ликвидаторская позиция руководства образованием в отношении воспитания, которая приводит к упразднению внешнего звена управления воспитательной системой[12].

Информация о работе Воспитательная система в школе