Воспитательная система в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель контрольной работы - изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы.
В целях достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.
Раскрыть основное содержание понятия «воспитательная система», выделив ее признаки.
Рассмотреть процесс становления воспитательной системы школы: пути создания и этапы становления, обозначить критерии сформированности воспитательной системы.
Определить источники и условия развития воспитательной системы школы.
Проанализировать содержание деятельности педагога по управлению развитием личности и коллектива в воспитательной системе школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Теоретическое изучение темы.

§1. Воспитательная система как объект управления
Понятие «воспитательная система», ее признаки ……………………………. .. 5
Структура воспитательной системы …………………………………………….. 7
§2. Становление воспитательной системы школы
2.1. Моделирование воспитательной системы………………………………........... …. 10
2.2. Организация совместной деятельности детей и взрослых…………………… …. 11
2.3. Ориентация на общечеловеческие ценности………………………………….. …. 13
2.4. Гуманизация отношений………………………….. ………………………………. 14
2.5. Пути создания и этапы становления воспитательных систем ………………….. 15
2.6. Определение уровня сформированности воспитательной системы ……………. 17
§3. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия ……………… …… 19
§4. Управление развитием воспитательной системы
4.1. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы ……… 22
4.2. Способы и средства управления развитием воспитательной системы…………… 24
4.3. Личность в воспитательной системе школы……………………………………….. 26
4.4. Воспитательное пространство как средство управления развитием ребенка……. 27
4.5. Ошибки в управлении воспитательной системой школы…………………………. 28
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Практическая.
Анализ воспитательной работы в школе ……….…………………………………………. 30
3. Варианты программ анализа воспитательной работы школы (схемы)..…………......... 32
Схема описания структуры воспитательной системы школы. ………………………….. 40
Заключение …………………………………………………………………………………….. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. …………………. 42

Вложенные файлы: 1 файл

КР по теории воспитания.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

 

ВЫВОДЫ:

1. Смыслом управления  развитием   воспитательной системы является  развитие личности человека, включенного в систему, что требует управления взаимодействием и взаимовлиянием системы и личности, а  также определяет выбор средств и способов управления.

2. Человек есть цель, объект, субъект  воспитательной  системы,  ее результат  и показатель эффективности.

3. Воспитательное пространство является главным средством управления развитием личности ребенка.

4. Основные ошибки в управлении воспитательной системой связаны с доминированием нормативного подхода педагогов к организации воспитательного процесса.

 

 

ЧАСТЬ  ВТОРАЯ

Содержание практической части:

1. Анализ воспитательной работы в школе:

  • Группы критериев.
  • Цель  анализа воспитательной работы.

  2. Варианты программ  анализа воспитательной работы  школы

3. Схема  описания структуры воспитательной системы школы.

 

1. Анализ эффективности воспитательной работы в школе

Воспитательная работа является одним из основных компонентов воспитательной системы  школы. Проведение всестороннего анализа воспитательного процесса – обязательный этап деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ и планирование позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности школьника.

При подготовке педагогического  анализа воспитательной работы следует  ориентироваться на группу критериев  – функциональности и надежности, отражающих процессуальную сторону качества воспитательной работы. В числе показателей, раскрывающих данные критерии, можно использовать результаты анкетных опросов учителей, учащихся и родителей об их удовлетворенности состоянием воспитательной работы, морально-психологическим климатом в классных коллективах, а также количественные данные:

  • о материально-технической базе воспитательной работы;
  • проведенных мероприятиях воспитательной направленности;
  • состоянии дисциплины и правопорядка (по данным инспекции по делам несовершеннолетних, на основании статистики правонарушений).

Показатели за анализируемый  период целесообразно дополнить  сравнительными данными, раскрывающими динамику отдельных показателей в суммарных итогах или обобщенных характеристиках (например, динамика развития в школе сети кружков культурно-массовой и спортивной направленности за последние три года; удельный вес учащихся, занятых в системе внеклассной работы; процент респондентов из числа учителей и учащихся, полностью удовлетворенных морально-психологическим климатом в школе).

Табличная и текстовая  формы представления материала  в анализе при необходимости  могут быть дополнены графиками, диаграммами. Для ясности изложения и лучшего восприятия его содержания целесообразно оперировать данными, прошедшими первичную обработку, сгруппированными по определенным признакам.

Перечень нормативных  документов (внешних и внутренних) представляется с целью определения  качества нормативно-методического обеспечения воспитательной работы на основании критериев современности, системности и комплексности.

Качественная характеристика кадров, осуществляющих организацию  воспитательной работы в школе, имеет  цель дать исходную информацию для  последующего определения качества деятельности представителей администрации и педагогического коллектива по руководству и организации воспитательной работы. Для этого используется критерий работоспособности. Он показывает, насколько управленцы, специалисты способны выполнять специфические функции в области организации и проведения воспитательной работы. В силу многомерности данного критерия желательно, чтобы материал таблиц был дополнен краткой качественной характеристикой кадров по названным выше основаниям.

Цель анализа  воспитательной работы

  Цель анализа воспитательной работы – показать результаты и эффективность воспитательной работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, определить, как они связаны с деятельностью воспитателей и классных руководителей, влиянием семьи и внешней среды, с уровнем использования учителями воспитательного потенциала урока.

Результаты воспитательной работы – это те изменения, которые  произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. В то же время высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Поэтому под эффективностью воспитательного процесса понимается степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.

Изучение результатов  и эффективности воспитательного  процесса имеет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При  этом решается ряд задач:

  • выявление реального состояния воспитательного процесса;
  • выявление возможностей его развития;
  • анализ произошедших изменений;
  • изучение эффективности и педагогической целесообразности различных условий и средств, их влияния на результаты работы;
  • определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

При изучении эффективности  воспитательного процесса надо иметь  в виду, что динамика показателей  может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти  не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Варианты программ анализа воспитательной работы школы

Программа анализа  воспитательной работы школы 
(I вариант)

1. Какие воспитательные  цели и задачи ставились в  прошедшем учебном году. (Если  какие-либо не выполнены, указываются причины.)

2. Каковы были приоритетные  направления воспитательной работы.

3. Какие исследования  проводились в школе, их цели, результаты.

4. Какие условия и  средства воспитания были задействованы:

  • кадры;
  • методы;
  • формы;
  • организация внутришкольной жизни;
  • воспитание через урок;
  • окружающая социокультурная и природная среда;
  • санитарно-гигиеническое и эстетическое состояние школы;
  • система взаимоотношений (учитель – ученик, учитель – учитель, ученик – ученик, учитель – родители, учитель – администрация);
  • ученический воспитательный коллектив (сформированность общественного мнения, традиции);
  • развитие ученического самоуправления.

5. Какова степень влияния  всех условий и факторов на  воспитание:

  • какие условия и факторы были эффективны (указать причинно-следственные связи);
  • какие условия и факторы были малоэффективны (указать причинно-следственные связи).

6. Какова результативность работы с педагогическим коллективом:

  • методической и инструктивной работы;
  • индивидуальной работы и посещения открытых мероприятий;
  • работы с руководителями кружков, секций, клубов и других объединений;
  • наличие инноваций.

7. Как использовался  в воспитательной работе научный потенциал.

8. Каков результат  воспитательной работы школы  (уровень воспитанности учащихся).

Показатели  уровня воспитанности учащихся:

  • идеалы, установки, ценностные ориентации; характер нравственных представлений и жизненных ценностей; стремление к самореализации и жизненному самоопределению
  • умение отстаивать свои убеждения и взгляды; система разумных потребностей; готовность к самосовершенствованию;
  • качества гражданина; отношение школьника к Родине, уважение государственных символов, традиций, бережное отношение к истории и языку своего народа; уровень активной жизненной позиции;
  • качества школьника (наличие положительных мотивов к учению; прилежание и трудолюбие; старательность и добросовестность в учении, регулярность и систематичность занятий, самостоятельность и организованность в труде; умение ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность; сознательность выполнения требований устава, норм и традиций своей школы);
  • качества семьянина (отношение к семье, уважение к родителям, братьям и сестрам; интерес к родословной семьи; особенности ролевого поведения, обусловленного полом; уровень знаний об этических и правовых аспектах хозяйственно-экономической стороны жизни; уровень умения строить отношения с людьми на основе партнерства; уровень владения основами культуры поведения в быту и др.);
  • качества делового человека (экономическая подготовленность; готовность и способность сотрудничать с другими людьми; решительность и предприимчивость; наличие жизненной цели и стремления к ее достижению; умение преодолевать трудности, уверенность в себе; отношение к богатству и профессиональной карьере; умение разбираться в людях; готовность к разумному риску и т. д.);
  • готовность к межличностному общению (умение слушать и слышать собеседника; умение вести диалог, используя различные средства – речь, мимику, жесты, позу, взгляд и др.; умение быстро и легко входить в контакт с другими людьми; умение проектировать и анализировать результаты общения; умение предупреждать и гасить конфликты; уровень культуры управления собой; умение вести деловые переговоры; уровень культуры речи и объем словарного запаса и т. п.);
  • экологическая воспитанность (уровень экологической грамотности; бережное отношение к земле, растениям и животным; стремление сохранять природу; понимание роли человека в преобразовании окружающей среды и др.);
  • умения самоконтроля, самоанализа, самооценки (умения самонаблюдения и выявления причинно-следственных связей в своих действиях; умения контролировать свое поведение, давать оценку качествам своей личности; умения контролировать и анализировать познавательную деятельность; адекватность уровня самооценки и притязаний).

Выводы. Каковы тенденции изменения уровня воспитанности учащихся? Какие факторы благоприятно влияют на воспитание учащихся? Влияние каких негативных факторов необходимо нейтрализовать в новом учебном году?

Для анализа воспитательной работы школы можно воспользоваться  следующей памяткой.

Памятка 
по составлению проблемно-ориентированного анализа воспитательной работы школы

Направления анализа.  
Формирование требования  
социального заказа

Фактические результаты

Причины  
возникновения проблем

положительные

недостаточные

1. Организационно-педагогические  условия

Личные качества классного  руководителя

     

Знания и умения по теории и методике воспитания

     

Умение формировать  систему ведущих позитивных отношений, составляющих ядро личности

     

Умение контролировать и направлять воспитывающие воздействия среды на личность учащихся

     

Умение управлять процессом воспитания на диагностической основе

     

2. Уровень  воспитанности школьников

Состояние воспитывающей  деятельности в школе, районе, городе

     

Состояние воспитания в  семье

     

Воспитывающее воздействие  средств массовой информации

     

Воспитывающее воздействие неформальной среды общения

     

3. Социальные  условия

Взаимодействие общества и школы, направленное на создание условий  для формирования разносторонне развитой личности (через различные формы сотрудничества)

     

4. Внеурочная  воспитывающая деятельность

Наличие условий для  организации внеурочной воспитывающей  деятельности, отвечающей потребностям личности и школьного коллектива

     

5. Материально-технические  условия

Наличие материально-технической  базы, необходимой для организации разносторонней воспитывающей деятельности, удовлетворяющей потребности коллектива и личности школьника

     



Информация о работе Воспитательная система в школе