Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 01:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить проблему социализации детей с последующей ее коррекцией.
В ходе исследования мы должны будем решить следующие задачи:
Сделать теоретический анализ проблемы;
Провести диагностическое исследование;
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей;
разработать методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
Введение.…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы социализации ребенка………………… 7
1.1. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка мире…………………………………………………………………………………….…..7
1.2. Теоретические основы исследования……………………………………………13
1.3. Общение со сверстниками как фактор социального личностного развития детей………………………………………………………………………...…………….16
1.4.Проблемы социализации детей………. ………………………………………....23
1.5.Технические факторы, неблагоприятно влияющие на социальное развитие дошкольника……………………………………………………………………………..26
1.6. Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений………………………………………………………………………………..33
1.7. Социальное воспитание ребёнка в ДОУ...……………………………………….37
1.8. Игры в социально-личностном развитии дошкольников………………………40
Глава 2. Опытно-практическая работа.……………………………………………...…46
2.1. Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников……………………………………………………………………………46
2.2.Формирование социальной компетентности ……………………………………53
2.3. Контрольная диагностика уровня социализации детей………………………...59
Заключение…………………………………………………………………………….....61
Библиография………………………………
Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребенка. Уже к двум – трем годам ребенок ощущает себя как личность, а к четырем – пяти годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.
Надо стараться, чтобы ребенок был задействован в большем количестве «малых групп»: не только детский сад, а еще, например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т. д. Это не только поможет ему гармонично развиться. Учеными замечено, что успех в одном роде деятельности может неожиданно помочь обрести уверенность в другом, занять более высокое положение в детском социуме.
Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребенок осознает свое «я». Ребенку надо внушить мысль о том, что он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако все это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.
Ребенок должен научиться не гипертрофировать свои интересы, но и не растворяться в интересах общественных.
Необходимо помочь ребенку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чем: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребенка.
Ссоры между детьми происходят по различным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки и прочее. У детей своя логика, свой мир, с нашей взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребенка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребенок замкнется в себе и доверительные отношения будут нарушены.
Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно-ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра невозможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками в процессе игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.
Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития ребенка. От рождения до семи лет взаимодействие со сверстниками проходит несколько стадий, которые различаются мотивами и формами общения, местом в системе общей жизнедеятельности, а также значением в психическом развитии ребенка.
Исходя из таблицы 1, можно
выделить условия, способствующие развитию
произвольности в общении.
Таблица 1
Коллективная
деятельность - ребенок «под продукт, его самосознание
«подчинен»
Объективная и субъективная необходимость партнера
для достижения общей цели;
потребность в обществе сверстников и общении с
ними;
потребность в положительных эмоциях;
адекватная самооценка;
высокий уровень развития навыков совместной
деятельности.
Условие первое - совместная с другими людьми деятельность ребенка. В отечественной психологии разработано положение о том, что деятельность человеческого индивида вообще, и ребенка в частности, носит, во всяком случае в своих начальных формах, общественный, коллективный характер и требует для своего осуществления определенных форм общения и сотрудничества с другими людьми. Развитие совместной деятельности ребенка с другими людьми находится в прямой зависимости от развития его форм общения. Если у ребенка появилась и развивается произвольность в общении, то это служит фундаментом для реализации им совместной с другими людьми деятельности. Таким образом, для участия в коллективной деятельности ребенок должен овладеть соответствующими формами общения.
Вторым условием развития произвольности в общении является организация такой совместной продуктивной деятельности, где продукт выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с другими участниками. Дети дошкольного возраста по своим психологическим особенностям активно направлены на получение оценок, нуждаются в них, требуют оценок от взрослого. Прямая оценка со стороны взрослого зачастую неприемлема для детей дошкольного возраста, а косвенная оценка очень часто воспринимается ребенком не как оценка успешности деятельности, а как характеристика его личностных свойств и качеств. Таким образом, при организации общения оценка обязательно нужна, но характер ее должен быть особым. Функцию такой оценки может выполнить продукт, получаемый в совместной деятельности.
Третьим условием является овладение ребенком разными позициями в общении со взрослым и сверстниками в определенной логике и преемственности: ребенок «над» партнером – ребенок «подчинен» партнеру – ребенок «на равных» с партнером.
Взрослый играет особую роль в развитии у детей произвольности. Ребенок не приспосабливается к требованиям, предъявляемым взрослым, и не подчиняется им, а изначально присутствует и развивается внутри сферы деятельности взрослого, внутри человеческого общения и в связи с ним. Произвольность должна осознаваться ребенком. В старшем дошкольном возрасте осознание своего поведения формируется в социальном взаимодействии со взрослым, где смысл и средства деятельности передаются ребенку в единстве. Взрослый дает ребенку возможность почувствовать и осознать себя, свое действие. Вне опоры на отношение взрослого ребенок не может знать, что и как он делает. Отношение взрослого к правилу превращает это правило в мотив собственных действий ребенка. Это взаимодействие выводит осознание ребенка за пределы наличной ситуации и позволяет взглянуть на собственное поведение с точки зрения с некоторой внеситуативной стороны, делая поведение ребенка произвольным и осознанным.
Четвертым условием является индивидуальная деятельность детей. Развитие произвольности в общении предполагает не просто совместную деятельность ребенка с другими людьми, а осознание ребенком этой совместности.
Развитие самосознания личности происходит параллельно с осознанием внешнего мира. В старшем дошкольном возрасте детям доступно осознание себя как субъекта коллективных взаимоотношений. Быстрый темп развития самосознания происходит благодаря тому, что ребенок находит готовые представления, знания об окружающем мире в обобщенном виде: языке, науке.
В старшем дошкольном возрасте важно развивать такую мотивацию деятельности, которая обуславливает предпочтение детьми совместной формы ее организации. Это может быть:
Это факты, которые способствуют осознанию совместной деятельности. Произвольность в общении следует формировать как можно раньше. Детям младшего и среднего возраста для осознания совместности необходима организация их полноценной индивидуальной деятельности.
Взаимодействие ребенка с равноправными партнерами развивает у него способность свободно вступать в разного рода контакты, координировать свои действия, мысли и чувства с действиями, мыслями и чувствами других, предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях; снижает когнитивный эгоцентризм в социальных отношениях и совершенствует индивидуальные системы когнитивной координации; способствует развитию рефлексии, формированию социальной чувствительности и моральных установок. В целом общение с ровесниками открывает для детей возможности социоэмоциональной регуляции поведения. Исходя из этого формулируется важный для данного цикла исследований вопрос: что происходит с ребенком, если он по какой-то причине лишается полноценного общения со сверстниками, и каковы последствия социальной изоляции для его развития?
Говоря о социальной изоляции, мы не всегда можем понять, что имеется в виду – собственная изоляция ребенка от других людей или изоляция, являющаяся следствием отвержения его другими. Понятие «социальное отдаление» выступает в качестве обобщающего термина описывающего разные формы одиночного поведения, инициатором которого является сам ребенок, а не его окружение. Социальное отдаление имеет разные лики. Одним из них является застенчивость, которое проявляется в тревоге или в страхе ребенка при встрече с незнакомыми людьми преимущественно в новых ситуациях. Ее мотивация связана с боязнью социальных оценок. Другая форма социального отдаления – скованность, или заторможенность, которую ребенок демонстрирует не только при встрече с незнакомыми людьми, но по отношению к новым ситуациям вообще. Такое отношение соотносимо с осторожным поведением. Его мотивом является боязнь новизны и социальной оценки. Это внутреннее конфликтное поведение, основанное на борьбе мотивов приближения-избегания.
Близким, но не идентичным этой форме «социального отдаления» является «сдержанное поведение». Его можно наблюдать в ситуациях, когда ребенок находится вблизи других людей (знакомых или незнакомых), но не вступает с ними в контакты, ограничиваясь наблюдением за их действиями. Такое поведение отражает тревожность, которую ребенок испытывает перед лицом социальных стимулов. В его основе также лежит конфликт мотивов приближения - избежания. Этот термин относится и к молчаливым детям.
«Социальная изоляция», «отчуждение», «застенчивость» - вот некоторые из терминов, которые описывают состояние человека, страдающего от одиночества. Семантически близкие к ним являются такие понятия, как социальная тревожность, чувство небезопасности, страхом перед окружающим миром. Эти проблемы чрезвычайно актуальны в наши дни, однако эксперименты исследований, посвященных выявлению причин социальной изоляции, явно недостаточно. В связи с этим представляется интересным знакомство с некоторыми поправлениями в этой области, которые разрабатываются группой американских психологов и их западноевропейскими коллегами. Не смотря на различие в теоретических взглядах, этих ученых объединяют общие цели: изучение ранних форм социальной изоляции детей, механизмов ее возникновения и связи с последующим социоэмоциональным развитием. Особое внимание уделяется прогнозу будущих трудностей в общении ребенка с другими людьми.
Общение со сверстниками и социальная изоляция детей.
Ранние формы детской изоляции
При анализе проблемы социальной изоляции в терминах «социальная
«отдаленность», «застенчивость», «заторможенность», и др. были выделены шесть типов одиночной активности детей (таблица 2), которые могут быть или стать формой отчуждения ребенка от ровесников. Это:
Пассивные виды игр – нормальное и естественное проявление познавательной активности детей, особенно в раннем возрасте. Такие игры поощряются взрослыми и не вызывают отчуждения сверстников. Следовательно, данный вид одиночного поведения отражает линию исследовательской деятельности дошкольников. Ее значительное преобладание в поведении ребенка связано с высоким познавательным мотивом и сниженной потребностью в общении.
Наибольшую тревогу точки зрения социального одиночества вызывает скованное поведение.
Роль ранней социальной изоляции в социальном развитии детей.
Информация о работе Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников