Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 01:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить проблему социализации детей с последующей ее коррекцией.
В ходе исследования мы должны будем решить следующие задачи:
Сделать теоретический анализ проблемы;
Провести диагностическое исследование;
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей;
разработать методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
Введение.…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы социализации ребенка………………… 7
1.1. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка мире…………………………………………………………………………………….…..7
1.2. Теоретические основы исследования……………………………………………13
1.3. Общение со сверстниками как фактор социального личностного развития детей………………………………………………………………………...…………….16
1.4.Проблемы социализации детей………. ………………………………………....23
1.5.Технические факторы, неблагоприятно влияющие на социальное развитие дошкольника……………………………………………………………………………..26
1.6. Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений………………………………………………………………………………..33
1.7. Социальное воспитание ребёнка в ДОУ...……………………………………….37
1.8. Игры в социально-личностном развитии дошкольников………………………40
Глава 2. Опытно-практическая работа.……………………………………………...…46
2.1. Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников……………………………………………………………………………46
2.2.Формирование социальной компетентности ……………………………………53
2.3. Контрольная диагностика уровня социализации детей………………………...59
Заключение…………………………………………………………………………….....61
Библиография………………………………
Данная проблема рассматривается в изучении социальной изоляции, агрессивного поведения детей и путей их развития от дошкольного до подросткового возраста.
Одним из интересных фактов – выявление разного психологического значения выделенных форм одиночной активности в разных возрастах. В то время как в дошкольном периоде детства частая одиночно-пассивная игра не коррелирует со скованным поведением, отражающим трудности личностного и социального развития, у младших школьников и подростков обнаруживаются тесные связи ее с низкой самооценкой и сложностями в общении со сверстниками.
Сближение двух типов поведения в онтогенезе делает их поведенческими индексами осторожность и социальную тревожность. В свою очередь, одиночно-активный тип поведения остается на протяжении дошкольных и школьных возрастов отражением агрессивных тенденций ребенка и приводит к устойчивому, негативному отношению детей к их чрезмерно импульсивным сверстникам.
Дошкольном возрасте дети обнаруживающие признаки социальной изоляции не вызывают тревоги взрослых и отвержения со стороны сверстников. Занятый индивидуальной игрой, ребенок удобен для воспитателей и родителей и не оценивается ими как проблемный. Однако более тщательное исследование общения таких детей с ровесниками уже в этом возрасте обнаруживает ряд потенциальных трудностей. Главные среди них:
1 слабая инициатива ребенка
во взаимодействии со
2 недостаточная «ценность»
3 несамостоятельность в решении межличностных проблем, частые обращения за помощью к взрослому;
4 более слабый авторитет таких детей среди ровесников;
5 сниженный уровень вербального
общения: меньшее число речевых
высказываний, обращений, просьб, вне
ситуативно-личностных
В целом таких детей можно охарактеризовать как более тихих, более уступчивых и склонных к подчинению.
К семи годам их личностные и социальные трудности увеличиваются. Про них еще нельзя сказать, что они не популярны или отвергаемы сверстниками, но последние уже отмечают некоторые странности в их поведении – застенчивость, робость, пугливость, стремление к одиночеству – и относятся к ним более пренебрежительно, чем к социально-активным ровесникам. Сами же социально-отдаляющиеся дети обнаруживают сниженный уровень социальных кондиций и самооценки.
В подростковом возрасте степень социального отвержения детей, склонных к одиночеству, возрастает. Они не пользуются любовью сверстников, не умеют постоять за себя, что углубляют их социальные и личные проблемы. В их поведении, самооценке ясно выражаются чувство подавленности, неуверенности в себе.
1.5
Технические факторы, неблагоприятно
влияющие на социальное
Наши дети проводят у мониторов все больше времени, и если одни родители поощряют интерес ребенка к электронике, то другие опасаются вредного воздействия на неокрепшую психику и зрение.
Конечно, опасения родителей понятны. Чаще всего их беспокоит, как скажется работа за компьютером на зрении, осанке ребенка и насколько вредно электромагнитное излучение. И, конечно, как влияют компьютерные игры на психику ребенка, не станет ли он зависимым, игроманом.
Компьютерные игры развивают у ребенка:
Компьютерные игры учат ребенка:
Если ребенок подолгу сидит у компьютера, у него могут возникнуть:
* покраснение глаз, бледность, тошнота и головокружение, вплоть до предобморочного состояния;
* перевозбуждение, излишняя эмоциональная, нервная реакция при общении как с взрослыми, так и со сверстниками;
* снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания, когда ребенку трудно усидеть на месте или заниматься чем-то одним;
* потливость (это признак не только общей тревожности, но и виртуальной перегрузки);
* перегрузка суставов кистей рук, онемение пальцев, ощущение, что в подушечках бегают мурашки.
Телевидение, электроника стали неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей. Как уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность воздействий? Как отвлечь его от «общения» с телевизором или компьютером? Что противопоставить их власти? В данной статье хочется подробнее рассмотреть один, но крайне важный – влияние ТВ и компьютеров на душу ребенка.
Оторванный от живой природы, современный городской ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры. Где рычат автомобили, воют сирены сигнализации, попискивают компьютеры. Где все вокруг звенит, грохочет, свистит. Где радио с телевизором день и ночь говорят, поют, плачут, угрожают человеческими голосами – «живут» рядом с людьми и втягивают их в свою искусственную жизнь.
Ребенок, конечно, как говорят ученые, адаптируется. Но воспринимает окружающий его мир как враждебный, страшный. Врачи именно этим объясняют увеличение в последнее время душевных расстройств у детей. Они говорят, что появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Этот так называемый «навязчивый страх» делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным, или наоборот – агрессивным: ведь он пытается побороть страх, но как это сделать?
Очень просто – самому стать страшным. Иногда одно сочетается с другим – у одного шестилетнего мальчика, вечно испуганного, робкого, была любимая игра: целыми днями, изображая полицейского, он пытал плюшевого Микки – Мауса на электрическом стуле. Ребенок изначально добр и радостен, не любит сказок с плохим концом. Сама мысль, что кто-то пострадал и в конце концов не получил утешения, вызывает глубокое потрясение в его душе. Откуда же появляется жестокость в детской душе? Где обычный современный ребенок может увидеть убийство, изнасилование, расчленение трупа, вышедшего из могилы покойника, монстра, беса? Конечно, по телевизору. Такими сценами и героями заполнены триллеры, которыми – под слабый протест родителей, или в их отсутствие, или в компании с ними – увлекаются подростки. У дел их младших братьев и сестер – пока «мультики». Дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. Для одних любимым был «Аленький цветочек», для других – «Чебурашка».
Нынешние смотрят мультфильмы, похожие на боевики. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то черепашки – это скорее «крутые парни», которые, наводя порядок, молотят противников направо и налево. Они напоминают не компанию детей, а подростковую банду. Если шалости Чебурашки с его друзьями остаются детскими и сами они – из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищам приспешников зла. Безусловно, знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее «адаптироваться» и войти мир героев «взрослых» боевиков и триллеров – маньяков, убийц, летающих суперменов и вампиров.
Вампиры (один мультфильм так и называется – «Вампиреныш»), чудовища, привидения, пришельцы из космоса (в сущности, бесы) проникают в ничем не защищенное сознание наших детей. Обилие страшного в конце концов притупляет чувствительность, и впоследствии ребенку уже самому хочется испытать новые, более сильные ощущения. А первоначально, на стадии «мультиков», развивается устойчивый невроз, - ведь ребенок, в отличие от взрослого, еще нечетко различает искусство и реальность. Он искрение и бурно реагирует на театральное, мульт-, кинопредставление, не признавая никакой условности. Не случайно, когда врачи-психиатры просят родителей ответить в анкете, что является главной причиной страхов ребенка, те часто пишут: «Мультфильмы».
Детские психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в 21 в. будут болезни от телевидения и компьютеров. Доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов) подробно объясняет, какой вред наносит телевизор детскому здоровью.
Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система.
Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (компьютера или с книгой) приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют.
Но заметнее всего психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка: слабеет память; он хуже соображает на уроках в школе, не может сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если они требуют оторваться от экрана. Это неудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять ему, даже если он критически воспринимает то, что смотрит.
Телевидение «кодирует» поведение ребенка или подростка – заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы, моделирует поведение ребенка. Показывая насилие даже в «мультиках», оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения. Люди попали в психологическую зависимость от телевизора: включаешь – и проходят, кажется, тоска и уныние, а если он вдруг сломается – наступает непривычная, пугающая тишина. И выясняется, что все члены семьи разобщены, часто не о чем поговорить, нет желания общаться друг с другом. На этот случай теперь почти во всех домах по два-три телевизора: один сломается – другой включим.
Часто телевизор включается утром, и «под него» проходит вся жизнь. Сериал сменяется новостями, потом – какими-то проблемными передачами, авторскими программами, потом опять новости, другой сериал, какое-нибудь шоу, «Поле чудес», боевик – вот и день прошел…
Ребенок находится тут же, впитывая восприимчивой душой ту пищу, которую навязывает ему домашний идол – «голубой экран». Потребляя ее без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются. Но в последние годы у телевизора появился конкурент – компьютер. Многие верующие люди старшего поколения относятся к любому компьютеру с суеверным ужасом, считая его чем-то вроде орудия антихриста. Но компьютер – всего лишь машина, дело рук человеческих. И, как из всякой вещи, из него можно сотворить идола – таковым он, впрочем, и является для некоторых программистов. Так же, как другие порождения технического прогресса, сам по себе он не плох и не хорош. Тем или другим его может сделать человеческая воля.
Ведь даже таким простым и полезным инструментом, как лопата, можно убить человека. В наши дни уже не обойтись без использования компьютера практически во всех сферах общественной жизни. И все же хотелось бы, чтобы дети держались от этих умных машин подальше. Вредное воздействие их на физическое здоровье человека не подлежит сомнению. И никакие защитные экраны не предохранят полностью от губительного облучения.
Недаром во всем мире установлены временные нормы работы за компьютером. Медики хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов в крови – значит, повреждена защитная организма, ослаблена сопротивляемость заболеваниям. Но, помимо вреда телесному здоровью, компьютер может нанести вред и человеческой душе, особенно детской. Компьютер не только вспомогательный инструмент в разных видах человеческой деятельности – на нем можно играть. Тут не нужны товарищи – твоим товарищем-партнером является машина, т. е. компьютер: ты играешь на нем, в него и с ним. Часто попытки родителей оторвать сына или дочь от игры завершаются страшными скандалами, истериками, припадками – такова сила азарта. Отвлечь ребенка от телевизора легче: любой самый страшный фильм имеет конец. А азартная игра может продолжаться бесконечно: проиграв, хочется выиграть, а выиграв – закрепить успех. Происходит полнейшее духовное расслабление, хотя самому игроку (или тому, кто за ним наблюдает со стороны) порой и кажется, что он максимально целеустремлен, сосредоточен и спокоен. Это страшное состояние может захватить любого, кто позволит игре овладеть собой. Если идет игра без ставок, азарт все равно присутствует: место одной страсти – сребролюбия, занимает другая – гордыня.
Информация о работе Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников