Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 01:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить проблему социализации детей с последующей ее коррекцией.
В ходе исследования мы должны будем решить следующие задачи:
Сделать теоретический анализ проблемы;
Провести диагностическое исследование;
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей;
разработать методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
Введение.…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы социализации ребенка………………… 7
1.1. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка мире…………………………………………………………………………………….…..7
1.2. Теоретические основы исследования……………………………………………13
1.3. Общение со сверстниками как фактор социального личностного развития детей………………………………………………………………………...…………….16
1.4.Проблемы социализации детей………. ………………………………………....23
1.5.Технические факторы, неблагоприятно влияющие на социальное развитие дошкольника……………………………………………………………………………..26
1.6. Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений………………………………………………………………………………..33
1.7. Социальное воспитание ребёнка в ДОУ...……………………………………….37
1.8. Игры в социально-личностном развитии дошкольников………………………40
Глава 2. Опытно-практическая работа.……………………………………………...…46
2.1. Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников……………………………………………………………………………46
2.2.Формирование социальной компетентности ……………………………………53
2.3. Контрольная диагностика уровня социализации детей………………………...59
Заключение…………………………………………………………………………….....61
Библиография………………………………
Предполагаемые ниже краткий сравнительный анализ проблем социального воспитания в программах «Я - Человек» и «Основы безопасности детей дошкольного возраста» позволит пояснить основные практические моменты.
Авторы программы «Я- Человек» в качестве главной цели определили в помощь ребенку в решении следующих проблем социального воспитания:
Своеобразие подходов авторов проявляется и в конкретизации задач. В качестве основной определена задача по формированию у дошкольника собственного ведения мира через приобщение его к социальной действительности [11;32]. Данный процесс отражен в следующих разделах программы:
Авторы программы рекомендуют проводить работу с дошкольниками по принципу выделения доминирующих воспитательных целей на основе знаний о человеке. Обращают внимание на необходимость организации на занятии (познавательные беседы, чтение художественной литературы, изодеятельность и конструирование, музыкальное воспитание, экспериментирование) и в повседневной жизни (игры, наблюдения, упражнения, индивидуальные беседы, труд, развлечения, праздники).
Программа «Я - Человек» носит комплексный характер. В ее центре – деятельность педагога, который является носителем знаний и организатором процесса формирования у ребенка собственного введения мира.
В качестве главной цели программы «основы безопасности детей дошкольного возраста» авторы определили развития личности ребенка в процессе целенаправленной работы, позволяющий развивать социальную компетентность, строить взаимодействия между педагогом и детьми. Авторы программы делают акцент на контакте с семьей. Совместная работа продумана по шести направлениям: ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, здоровье ребенка, эмоциональное благополучие ребенка, ребенок на улице города.
Педагогам программа рекомендует использовать игры, проблемные ситуации, продуктивные виды деятельности. Итоги работы анализируются с учетом таких показателей, как уровень коммуникативности ребенка, интерес ребенка к себе, отношения детей к группе, природе, и окружающим людям.
Данная программа разработана как парциальная учитывающая современные стандарты образовательной деятельности и потребности семьи. Процесс социального воспитания ребенка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсроченного времени. Основная цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством (негативных) явлений. Социальное развитие – формирования отношения ребенка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей, самопознание. Оно связано с социализацией, т.е. взаимодействием ребенка с окружающим миром и преобразование его благодаря этому взаимопониманию. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Социальное развитие связано с формирование Я – концепции, т.е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников являются следующие:
Аксиомой является положение о том, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Все игры могут и должны использоваться для их социального развития, т.к. игра – это в большинстве случаев коллективная деятельность, предполагающая необходимость общения со сверстниками или взрослыми, определение лидеров, «звезд» и «отверженных».
Педагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числе учитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия. В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр для детей.
Самое последние, в основе которой лежит положение о том, кому принадлежит инициатива в игре, была предложена в 90-ые годы ХХ века С.А. Новоселовой. [7;15]
1-й класс игр – по инициативе детей (самостоятельные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).
2-й класс – по инициативе взрослых (дидактические, подвижные, игры– забавы, интеллектуальные).
3-й класс – народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).
Кроме классификации педагогам необходимо знать правила игр и владеть технологией их проведения.
Социальный характер детской игры
Игра – путешествие как форма развития познавательной активности детей.
Детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вышло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «древних греков», «африканцев», «обитателей подводного царства», «полярников», «знаменитых русских полководцев» и т.п. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, мифологии. Всемирной истории и истории России, знакомятся с культурой, традициями и обычаями народов мира. Готовясь к «путешествиям», дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать и читать. Организация проведение игры напоминают подготовку к театральному спектаклю. Главное отличие – отсутствие зрителей. Здесь есть только участники, причем число их неограниченно. Хотелось бы отметить, что игры – путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д.Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д.Ушинский определил игру как «посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых» [7;16]. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «...материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой» Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. К.Д.Ушинский писал: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги...» [7;16].
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Р.И.Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом» [8;10].
В развернутой форме ролевой игры, которая наблюдается у детей начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.
Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н.Я.Михайленко, «не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.)» [8;10].
Игры в группе. Игровая разминка.
Прежде чем приступить к какой-либо из групповых игр, описываемых ниже, воспитатель должен провести «разминку». Ее психологический смысл – побудить группу в целом и каждого ее участника выйти за рамки привычных стереотипов общения. Достигается это различными способами.
1. Изменение аудиовизуальной среды. В помещении должна звучать необычная музыка, вместо имеющегося освещения включаются цветные, мигающие лампы;
2. Изменение двигательно-пространственных и вокальных стереотипов.
Участники изображают различные пляски и хоровые выкрики, используют мимику, жесты, рассаживаются необычным образом ( на полу, под столами, скамьями, «верхом» на стульях).
3.Изменение шаблонов поведения группы. Здесь можно рекомендовать две специальные игры.
«ПРОХОД СКВОЗЬ ГРУППУ»
Группа образует в центре комнаты плотную массу. Ведущий подает инструкцию: «Сейчас я пойду на вас от двери с закрытыми глазами. Вы должны расступаться так, чтобы я никого не задел, хотя я буду двигаться не по прямой, а зигзагом».
«ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ БЕЗ СЛОВ»
Ведущий объясняет: «Сейчас один человек выйдет, а остальные договорятся о том, какую информацию хотят ему передать. Я позову его в комнату, и вся группа жестами и мимикой начнет передавать ему условленную информацию. Его задача – отгадать сообщение».
Дети могут воспринять игровую атмосферу как попустительство старших и повод для неблаговидных выходок. Но обычно сама играющая группа выражает неодобрение тем, кто использует ситуацию для шалостей и проказ.
Ведущий в таких случаях быстро (без комментариев и нравоучений) удаляет шалуна из комнаты. Можно заранее договориться с группой, что ведущий, подобно судье на футбольном поле, обладает правом показать желтую, а затем красную карточку тому, кто ведет себя неподобающим образом; процедура «удаления игрока» тем самым перестает быть проблемой.
Учитывая
необычность занятия, игровое помещение
рекомендуется запирать
Основные принципы проведения игровых занятий.
1. Принцип свободного участия.
Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Если кто-нибудь из детей к этому не склонен, постарайтесь найти для него игру, которой он мог бы заняться в другой части комнаты. Разрешите детям спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.
2. Принцип взаимного уважения.
Это своего рода кодекс правил взаимодействия. Вы можете в беседе с детьми расширить это понятие, например:
3. Принцип осознанности
Перед началом занятия воспитатель объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, следует объяснить их.
4. Принцип рефлексии.
Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия воспитатель совместно с детьми подводит итоги: что больше, а что меньше всего понравилось, какой опыт ребята приобрели.
Методические рекомендации по проведению игр.
Если в вашей группе есть проблемные дети, которые мешают другим играть, вы должны вводить таких детей в игру через собственное общение с ним: подойти и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях проблемного ребенка мягко вывести из игры, предложить ему индивидуальную игру (конструктор, кубики).
Информация о работе Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников