Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 01:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить проблему социализации детей с последующей ее коррекцией.
В ходе исследования мы должны будем решить следующие задачи:
Сделать теоретический анализ проблемы;
Провести диагностическое исследование;
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей;
разработать методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
Введение.…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы социализации ребенка………………… 7
1.1. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка мире…………………………………………………………………………………….…..7
1.2. Теоретические основы исследования……………………………………………13
1.3. Общение со сверстниками как фактор социального личностного развития детей………………………………………………………………………...…………….16
1.4.Проблемы социализации детей………. ………………………………………....23
1.5.Технические факторы, неблагоприятно влияющие на социальное развитие дошкольника……………………………………………………………………………..26
1.6. Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений………………………………………………………………………………..33
1.7. Социальное воспитание ребёнка в ДОУ...……………………………………….37
1.8. Игры в социально-личностном развитии дошкольников………………………40
Глава 2. Опытно-практическая работа.……………………………………………...…46
2.1. Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников……………………………………………………………………………46
2.2.Формирование социальной компетентности ……………………………………53
2.3. Контрольная диагностика уровня социализации детей………………………...59
Заключение…………………………………………………………………………….....61
Библиография………………………………
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему он не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной.
Очень важный момент – выбор игры. Предложенные игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей.
При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и сообщив, что игра окончена, предложить попрощаться (ритуал прощания вы можете придумать сами).
2 Опытно-практическая работа
2.1 Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников
После изучения теоретического материала перед нами возникла проблема: как влияет на самосознание и эффективность общения дошкольника социоигровая педагогика? Была выдвинута следующая гипотеза: если активизировать общение ребенка через игровую деятельность, то повысится его самооценка и поднимется уровень интеллектуальных возможностей ребенка. Для проверки гипотезы нами было проведено исследование, цель которого: выявить методы и приемы, активизирующие общение ребенка со сверстниками.
Исследование проводилось на базе МДОУ №4 в старшей специальной группе, воспитателем которой является Кулезнева Валентина Ивановна.
Исследование проходило в три этапа. В основу первого этапа легло проведение диагностики уровня развития социальной компетентности дошкольников. Целью данного этапа являлось выявление индивидуальных отклонений в социальном развитии детей, объединение проблемных детей. В подгруппу, состоящую из шести человек входили ребята в возрасте пяти-шести лет. Основным методом диагностики являлось наблюдение. В течение двух месяцев (февраль-март) мы обращали внимание на поведение детей в группе, отношение детей и родителей, плодотворную активность на занятиях. Результатом наблюдения является карта личности, составленная на каждого ребенка из подгруппы. Основными признаками выявления индивидуальных отклонений мы обозначили конфликтность детей и проявление агрессии ребенка по отношению к сверстнику.
Карта личности
Фамилия, имя ребенка:
1. Признаки повышенной
2. Состоит на диспансерном учете по поводу чего:
3. Психологическая атмосфера в семье
Данные о родителях:
а) образование
б) профессия, место работы
в) другие члены семьи
3.1. Тип семьи:
- благополучная
- неблагополучная, в том числе:
А) педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, отсутствие единства требований, ребенок безнадзорен, жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах).
Б) нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, имеют судимость, воспитанием не занимаются).
В) конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители раздражительны, жестоки, истеричны).
4. Особенности учебной
- отношение к воспитателю: положительное, равнодушное, отрицательное.
- интеллектуальные возможности ребенка: высокие, средние, низкие.
5. Позиция ребенка в коллективе:
- лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый (изолированный).
- с кем из группы наиболее близок:
- взаимоотношения с другими детьми: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.
- манера, стиль общения:
а) доминантный ( уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает);
б) недоминантный (застенчивый, уступчивый, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении);
в) экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
г) нитроверт (не стоек к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
6. Отношение к общественной деятельности и полезному труду:
- отношение к общественным поручениям: добросовестность, недобросовестность, по настроению, под нажимом, с инициативой.
7. Особенности поведения:
- положительные
поступки ребенка(как часто
- возможные мотивы их совершения:
- отрицательные поступки, их появление (эпизодически, систематически), характер проявления (грубость, драки, нарушение дисциплины в группе, отказ от поручений, не работает на занятиях);
- отношение к своим проступкам: равнодушие, переживает, оправдывает, осуждает.
Результаты наблюдений были неоднозначны. Выявляя признаки повышенной нервозности мы увидели следующее: у 64% испытуемых они отсутствуют, 12% детей раздражительны, у 12% проявляются вспышки гнева, оставшиеся 12% временами отказываются от контактов со сверстниками и взрослыми.
Диаграмма
Также выявилось, что среди испытуемых никто не состоит на диспансерном учете.
Психологическая атмосфера в семьях испытуемых соответствует норме. Абсолютно все семьи (100%) считаются благополучными.
Диаграмма
Далее, во взаимоотношениях воспитателя с испытуемыми обозначилось следующее: 66,5% детей относятся к воспитателю положительно, 33,5% показывают свое равнодушие.
Диаграмма
33,5% испытуемых
имеют высокие
Диаграмма
Позиция ребенка в коллективе определяет активность в общении со сверстниками. Проценты распределились следующим образом: 33,5% испытуемых являются лидерами среди сверстников, 50% - предпочитаемые дети в группе, оставшиеся 16,5% ребят относятся к принятым.
Диаграмма
У 64% наблюдаемых детей отношения со сверстниками дружеские, у 12% - деловые, у 24% отношения со сверстниками носят конфликтный характер.
Диаграмма
Почти половина испытуемых (49%) является экстравертами, 17% - нитровертами, доминантным стилем общения обладают 17%, столько же процентов приходится на обладателей недоминантным стилем общения.
Диаграмма
Проценты в определении отношения детей к общественно полезному труду разделились пополам: 50% с готовностью выполняют поручения, 50% - без особого интереса.
Диаграмма
Ровно 50% наблюдаемых детей часто совершают положительные поступки. Остальные 50% совершают их не так часто, как хотелось бы. И абсолютно все ребята совершают хорошие поступки из-за похвалы, постороннего внимания.
Что касается отрицательных поступков, то результат превосходит ожидания. 66,5% совершают их эпизодически, и только 33,5% - систематически.
Диаграмма
У 66% ребят это проявляется в нарушении дисциплины в группе, 17% грубят окружающим, 17% не работают на занятиях.
Диаграмма
Совершив отрицательный поступок, 33,5% относятся к нему равнодушно, в то время как 66,5% наблюдаемых пытаются его оправдать (диаграммы опытно-практической работы первого этапа смотри в приложении).
Диаграмма
Вывод: По результатам проведенного наблюдения видно, что взаимоотношения между детьми и взрослыми проблематичны. Проблемы носят легкий характер и подлежат корректировке.
2.2 Формирование социальной
Цель данного этапа: разработать методический материал, направленный на коррекцию индивидуальных отклонений в развитии социализации дошкольников; определить план-структуру осуществления целенаправленной коррекционной работы.
В основе второго этапа лежит проведение ряда игр, занятий, направленных на социально-эмоциональное развитие детей. Ниже изложены некоторые игры и занятия, активно используемые в коррекционной работе.
ЦЕЛЬ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ: учить детей доброжелательно относиться к сверстникам и взрослым; развивать чувство уверенности в самом себе; развивать эмоциональную отзывчивость; учить общаться друг с другом.
ГЛАЗА
В качестве образцов воспитатель использует изображения из геометрических фигур. Перед началом игры вместе с детьми анализирует эти изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого – нет (он – «глаза» своей пары). Далее ребенок с завязанными глазами рисует на бумаге, слушая команды «глаз». «Вправо, влево, вверх, вниз, влево…» (команды даются с опорой на образец). Затем дети меняются ролями, игра повторяется.
ЗАМРИ
С помощью считалки выбирается морской царь. Он следит за неподвижностью «морских фигур» и «волшебной палочкой» удаляет нарушителя. Ведущий говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура – замри!». Дети, замерев в любой позе, ждут сигнала: «Отомри».
СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ
Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
ПОВОДЫРЬ
В группе разложены и расставлены предметы – препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам, ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдем его». Затем дети меняются ролями.
АЗБУКА НАСТРОЕНИЙ
Воспитатель готовит шесть карточек, передающих разное настроение нескольких персонажей (кошка, попугай, мышка, мужчина, женщина и т.д.); радость, горе, испуг (страх), злость (агрессия), самодовольство (гордость), недовольство. Детям предлагают выполнить такие задания, как «определи настроение» (по карточкам); «Выбери героя» (с определенным настроением), расскажи, что с ним произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.
ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» фразу типа: «За мной пришла мама». «Говорящий» эмоционально повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал его друг в момент, когда произносил фразу.
АЗБУКА ПОЧЕМУЧЕК
Задавайте вопросы так, чтобы их первые слова начинались с каждой буквы алфавита (по порядку). Проигрывает тот, кто первый собьется, кто забудет последовательность букв в алфавите.
Арбуз – это фрукт или овощ?
Бегемот – это кто?
Волки водятся в наших лесах?
Где зимуют ежи?
Детей кто воспитывает?
Ель на ежика похожа?
Ерш – это птица?
Жадность в чем проявляется?
Зачем лисе хвост?
Ирис – это цветок или конфета?
Куда улетают осенью птицы?
Любишь ли ты животных?
Информация о работе Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников