Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить проблему социализации детей с последующей ее коррекцией.
В ходе исследования мы должны будем решить следующие задачи:
Сделать теоретический анализ проблемы;
Провести диагностическое исследование;
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей;
разработать методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы социализации ребенка………………… 7
1.1. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка мире…………………………………………………………………………………….…..7
1.2. Теоретические основы исследования……………………………………………13
1.3. Общение со сверстниками как фактор социального личностного развития детей………………………………………………………………………...…………….16
1.4.Проблемы социализации детей………. ………………………………………....23
1.5.Технические факторы, неблагоприятно влияющие на социальное развитие дошкольника……………………………………………………………………………..26
1.6. Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений………………………………………………………………………………..33
1.7. Социальное воспитание ребёнка в ДОУ...……………………………………….37
1.8. Игры в социально-личностном развитии дошкольников………………………40
Глава 2. Опытно-практическая работа.……………………………………………...…46
2.1. Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников……………………………………………………………………………46
2.2.Формирование социальной компетентности ……………………………………53
2.3. Контрольная диагностика уровня социализации детей………………………...59
Заключение…………………………………………………………………………….....61
Библиография………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа - Социоигровая педагогика в воспитании дошкольников.docx

— 291.37 Кб (Скачать файл)

   Она  диктует  «волю  к  победе»,  даже  если  играешь  с  машиной.  Любая  азартная  игра  потакает  темным  сторонам  натуры.  Тем  более  опасно,  если  это  происходит  с  детьми.  …Умненький  розовощекий  мальчик  сидит  за  столом.  Прикусив  губу  и  держа  пальцы  на  кнопках  сложной  машины,  он  не  сводит  напряженного  взгляда  с  экрана,  на  котором  мелькают  рисованные  картинки.  Мальчик  занят  игрой.  Он  дома,  а  не  в  подворотне.  И  на  экране – ничего  страшного  или  неприличного.  Взрослых  это  устраивает.  Они  могут  хоть  каждые  пять  минут  заходить  и  смотреть  на  своего  ребенка.  Но  увидят  только  внешнее,  только  тело.  А  что  происходит  в  это  время  с  душой?  Она  пребывает  вдали  от  Бога,  от  родителей,  от  реальной  настоящей  жизни.

   Ее  глубочайшее  волнение  поднялось  на  пустом  месте.  Происходит,  в  общем,  то  же,  что  при  просмотре  теле – или  видеофильмов.  Однако  есть  одна  принципиальная  разница.  Специфика  компьютерной  игры  делает  человека  не  пассивным  зрителем,  а  активно  действующим  лицом.  И  живет,  действует  он  уже  не  нашем,  а  другом,  иллюзорном,  мире.  Мир  же  этот  существует  по  примитивным  и  жестким  законам,  которым  игрок  вынужден  подчиняться.  Он  принимает  решения,  уже  предусмотренные  для  него.  Так  в  сознании  ребенка  происходит  программирование  определенных  навыков  и  нравственных  стереотипов.

   Во-вторых,  игры  учат  жить  по  законам  этого  бесовского  мира,  где  «побеждает»  сильнейший,  хитрейший,  безжалостнейший.  Человеческая  личность  в  этом  мире  перестает  что-либо  значить;  она  воспринимается  не  как  ближний,  не  как  образ  Божий,  а  как  «условный  противник»  или  «строительный  материал».  То,  что  компьютерные  игры  якобы  развивают  интеллект,  давно  развенчанный   в  медицинской  и  в  православной  литературе  миф.  Они  помещают  ребенка  в  сильно  упрощенный  мир,  регулируемый  несколькими  четко  сформулированными  правилами,  тогда,  как  и  в  науке,  и  в  любой  «живой»  человеческой  деятельности  требуется  не  набор  алгоритмов,  а  творческая  интуиция.

   Высказываясь  против  компьютерных  игр,  психологи,  священники  не  против  игры  как  таковой – они  против  именно  этой  конкретной  игры,  разрушающей  здоровье  ребенка  и  отрицательно  влияющей  на  его  интеллект  и  психику.  Ребенку  действительно  необходимы  игры,  но  они  должны  развивать,  а  не  губить  интеллект,  воспитывать,  а  не  подавлять  душу  ребенка.  Желательны  и  подвижные  игры  на  воздухе.

   Виртуальная  реальность  дает  полную  возможность  составителям  программ  управлять  психикой  человека,  программировать  его  поведение,  образ  жизни,  мышления.  И  этой  возможностью  непременно  кто-нибудь  воспользуется – вряд  ли  это  будет  во  благо  человечества  и  каждой  отдельной  личности.  Можно  ли  сегодня  изолировать  ребенка  от  бесовщины,  окружающей  нас  со  всех  сторон?  Вряд  ли.  Даже  забрав  его  из  школы  и  обучая  дома  (что  под  силу  далеко  не  всем),  родители  не  уберегут  его  от  множества  вредных  впечатлений.  

 

 

1.6 Психолого-педагогические принципы  воспитания межличностных отношений

 

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений  группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» и «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и прочее. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другим. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.

    Воспитание  нравственных чувств на первых  этапах должно базироваться на  следующих принципах:

1.   Безоценочность.

       Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах. Достоинствах и недостатках. Именно этим и обусловлен запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверсинику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.

2.    Отказ от реальных предметов и игрушек.

       Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3.     Отсутствие соревновательного момента в играх.

        Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.  

Главная цель нравственного развития заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого является тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям.

 Программа  чрезвычайно проста и не требует  никаких специальных условий. Проводить  ее может как воспитатель, так  и психолог, работающий в детском  саду.  Программа состоит из  семи этапов, каждый из которых  имеет свои цели и задачи.

Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим.

На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к  согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним.

Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания – как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство  общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания и прочее). И наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

 Для  дошкольника  сверстники  выступают  носителями  конкретных  норм  и  форм  поведения,  задаваемых  взрослыми.  Регуляция  поведения  ребенка  осуществляется  при  помощи  социального  контроля  со  стороны  взрослых  и  сверстников.  Групповые  нормы  вступают  в  силу  главным  образом  тогда,  когда  кто-то  нарушает  принятые  в  детском  сообществе  стандарты  поведения  и  тем  самым  противопоставляет  себя  другим.  В  этом  случае  ребенок  оказывается  в  условиях  психологической  изоляции:  сверстники  отказывают  ему  в  эмоциональной  поддержке,  не  хотят  с  ним  «водиться».  Сужение  сферы  межличностных  контактов,  отрицательно  влияя  на  развитие  его  личности,  препятствует  удовлетворению  потребностей  ребенка  в  общении.  Чем  меньше  в  группе  отвергаемых,  тем  благоприятнее  в  ней  психологический  климат.

   В  дошкольном  возрасте  закладываются  основные  стереотипы  социального  поведения  личности.  Детские  сады – это  первые  организованные  сообщества  детей,  где  целенаправленно  осуществляется  формирование  коллективного  поведения.  Входя  в  контакт  друг  с  другом,  младшие  дошкольники  оценивают  не  столько  личность  партнера,  сколько  его  поступки:  поделился  игрушкой – «добрый»,  не  поделился – «жадный».  Отношения  к  сверстнику  могут  изменяться  много  раз  в  течение  дня.  Взаимоотношения  ограничены  рамками  актуальной  ситуации  взаимодействия.

   Как  отмечает  М.И.Лисина,  характеристики  партнера,  не  связанные  с  конкретной  ситуацией,  появляются  лишь  к  старшему  дошкольному  возрасту.  Мотивы  межличностной  привлекательности  не  осознаются  дошкольниками.  Контакты,  возникающие  либо  спонтанно, когда  дети  сами  выбирают  себе  партнера  для  совместной  игры,  либо  организуемые  взрослыми  носят  непродолжительный  характер.  Источником  представлений  о  нормативном    поведении  выступают  взрослые.  Усвоение  же  норм  и  правил  межличностных  отношений  происходит  в  реальном  взаимодействии  со  сверстниками.  Обращение  к  взрослым  отражает  стремление  ребенка  уточнять  и    поддержать  правила  взаимодействия,  если  они  кем-то  нарушаются.  Таким  образом,  довольно  распространенное  среди  дошкольников  явление  «ябедничества»  в  основе  своей  содержит  отношение  детей  к  соблюдению  правил  поведения.  Усвоение  норм  происходит  только  в  опыте  изменения,  нарушения  и  восстановления  этих  норм  (В.С.Мухина).  Дети  младшего  школьного  возраста,  как  показали  исследования психологов,  не  предъявляют  каких-либо  требований  к  личным  качествам  и  способностям  партнеров.  В  среднем  дошкольном  возрасте  ребенок  уже  может  дифференцировать  свои  личные  отношения.

   Межличностные  связи  становятся  более  избирательными  и  приобретают  относительно  устойчивый  характер.  У  детей  старшего  дошкольного  возраста  пробуждается  желание  осознать  поступки  товарищей,  с  которыми  они  хотят  установить  более  прочные  отношения.  Исследователями  показано,  что  старшие  дошкольники  уже  могут  идентифицировать  себя  с  игровой  ролью  и  оценить  себя  и  свои  действия  с  точки  зрения  партнеров.  Так,  при  изучении  детерминации  положения  ребенка  в  группе  сверстников  Я.М.Коломенским  были  выявлены  «модели»  личности  наиболее  и  наименее  предпочитаемых  партнеров.  Значимыми  характеристиками  «звезд»  оказались  качества  хорошего  партнера  по  игре:  умение  организовать  игровое  взаимодействие,  согласовывать  роли,  развивать  игровые  сюжеты,  следовать  правилам  игры.  Дошкольники  отдают  предпочтение  также  тем,  кто  отличается  аккуратностью,  стремлением  к  взаимопомощи,  дружелюбием  и  внешней  привлекательностью.  Ценится  и  общее  развитие.

   Выделяются  и  недостатки  «звезд»:  «любит  командовать»,  «не  очень  слушается».  Но  эти  отрицательные  качества  воспринимаются  как  незначимые  характеристики.

   «Изолированные»  дошкольники характеризуются  дефектностью  развития  нравственно-волевой  сферы:  грубостью,  замкнутостью,  ябедничеством,  агрессивностью  (все  портит,  ломает  игрушки)  и  т.д.

   Групповые  нормы,  регулирующие  межличностные  отношения  дошкольников,  находятся  в  стадии  формирования.  Отсутствие  личного  социального  опыта  побуждает  детей  в  своих  действиях  ориентироваться  на  мнение  большинства,  чтобы  быть  таким  «как  все».

   Даже  тогда,  когда  ребенок  не  осознает  причин  своих  симпатий  и  антипатий,  он  воспринимает  сверстников  в  связи  с  реально  существующими  у  них  положительными  и  отрицательными  характеристиками  личности.  Симпатии  и  антипатии  дошкольников  обусловлены  тем,  в  какой  степени  члены  группы  соответствуют  социальному  эталону,  который  формируется  на  основе  оценок  взрослых  и  взаимооценок  сверстников.

 

1.7 Социальное воспитание ребенка  в ДОУ

 

Социальное воспитание – одно из направлений современного дошкольного образования. Для успешной реализации его целей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности. В последние годы в ДОУ широко используются программы «Я - Человек», «Наследие», «Дружные ребята», «Основы безопасности детей в дошкольном возрасте». Программы формируют педагогов дошкольных учреждений на следующие цели:

  • Создавать условия для полнейшего социального развития детей (предоставлять каждому из них возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать адекватный ситуации, стиль поведений, совершенствовать социальную компетентность и т.п.).
  • Придумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувства собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих детей, потребность в сопереживании и т.п.
  • Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, к сверстникам, к группе д/с и д.р.).

В условиях, когда существуют разные программы, воспитателю важно проанализировать методическое обеспечение, что позволит конкретизировать их ведущие характеристики: в программе «Я - Человек» социальное развитие трактуется как проблема познания социального мира; в программе «Дружные ребята» акцент сделан на этических проблемах социального развития дошкольника; авторы программы «Наследия» обращаются к проблеме социализации ребенка в семье и ДОУ средствами народной культуры; авторов «Основы безопасности детей дошкольного возраста» интересует проблема социальной адаптации детей с учетом реалии современного мира.

Информация о работе Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников