«Сегодня мы с вами будем отгадывать
загадки про овощи. Отгадав загадку не
выкрикивайте с места, а поднимайте руку
и говорите: «Вижу девицу, которая раньше
сидела в темнице. Она оранжевого цвета.
Её можно чистить, тереть на терке. Она
вкусна и полезна».Дефектолог с блюдом,
на котором лежат кусочки сырых, выреных
и соленых овощей, подходит к ребенку,
поднявшему руку, просит его зажмуриться,
показывает на вилке овощ остальным детям
и дает ребенку. Тот пробует, говорит: «Не
об этом овоще говорилось в загадке. - А
что ты ел?- спрашивает дефектолог. Соленый
огурец» (Дети подтверждают или опроверзают
ответ». Педагог дает попробовать овощи
ещё двум – трем детям. Последний ребенок
получает морковь. Примерный ответ: «Да,
об этом овоще была загадка. Я попробовал
морковь»
Загадки
Живет дед.
Во сто шуб одет.
Сверху легкий шуршащий чехол.
Кто отгадку нашел? (Лук.)
Желтая, а не солнце, круглая,
а не луна.
Её и варят и парят, и сырую едят.
И сказки о ней говорят. (Репа.)
Не красавица и собой темна.
Её жарят, варят, запекают
И кормилицей называют (Картофель.)
После каждой загадки дефектолог
угощает ещё двух, трех. Остальные следят
за ответами, оценивают их. В заключении
дефектолог спрашивает, не догадался ли
кто – нибудь, как сочиняются загадки.
(Надо рассказать главное о предмете, не
называя его самого.) Дети пробуют самостоятельно
сочинять загадки про овощи.
«Найди о чем расскажу»
Цель. Закреплять знания детей о
фруктах, учить находить предметы по перечисленным
признакам: развивать внимание. Развивать
интерес к растительному миру.
Оборудование. Муляжи фруктов (яблоко, груша,
лимон, апельсин, слива, банан)
Содержание
игры. Дефектолог подробно описывает
один из лежащих на столе предметов, т.е.
называет форму фруктов их окраску и вкус.
Затем предлагает кому – либо из ребят:
«Покажи на столе, а потом назови, о чем
я рассказала». Игра продолжается до тех
пор, пока все дети не угадают предмет
по описанию.
«Угадай, что съел»
Цель. Закреплять знания фруктов;
упражнять детей в определении вкуса фруктов
(сладкий, кислый, кисло – сладкий и
т.д.). Активизировать речь детей. Развивать
память, сосредоточенность, выдержку,
интерес к растительному миру.
Оборудование: 2 подноса с фруктами, на одном:
яблоко, груша, апельсин, банан, на другом
те же фрукты, разрезанные на кусочки из
расчета на каждого ребенка, бумажные
салфетки.
Содержание
игры: Дефектолог обходит с подносом
всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает
закрыть глаза, кладет на салфетку один
кусочек фрукта и просит ребенка взять
этот кусочек в рот. Тот, не открывая глаз,
отгадывает на вкус и по запаху название
фрукта. Затем находит фрукт на столе.
«Почтальон принес
письмо»
Цель. Закреплять знания детей о фруктах,
учить описывать предметы и узнавать их
по описанию. Развивать речь, внимание,
интерес к растительному миру.
Оборудование. Фрукты (апельсин, груша, яблоко,
лимон, банан), по одному разложены в бумажные
пакеты и помещенные в коробку.
Содержание
игры. Дефектолог говорит: «Сегодня
нам почтальон принес посылку. В ней разные
фрукты». Педагог дает нескольким детям
по пакету и предлагает заглянуть в них.
«А теперь, не называя, что там, расскажите
по очереди, что вы получили в посылке,
но так, чтобы все догадались». Дети по
описанию называют фрукты. Отгаданные
предметы кладут на стол.
«Сложи картинку»
Цель. Закреплять знания о фруктах,
упражнять в составление целостного изображения
из частей. Развивать целостное восприятие,
аналитико – синтетическую деятельность
мышления, пространственную ориентировку,
интерес к растительному миру.
Оборудование. Картинки с контурным изображением
фруктов (яблоко, груша, апельсин, банан,
лимон), разрезанные на 5-6 частей.
Содержание
игры. Дефектолог предлагает детям
сложить картинки из частей и назвать
фрукт.
«Чудесный мешочек»
Цель. Упражнять детей в узнавании
фруктов при помощи тактильного анализатора.
Развивать тактильное восприятие, интерес
к растительному миру.
Оборудование. Муляжи овощей (огурец,
помидор, лук) и фрукты (яблоко, груша, лимон)
Содержание
игры: Дефектолог опускает в мешочек
овощи и фрукты и просит наблюдать, что
он будет делать. Затем предлагает одному
из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек,
что хочешь. А теперь скажи, что ты взял.
Что это овощ или фрукт? Где он растет?
(в саду или в огороде?)». По очереди задание
выполняют все дети.
Примечание в последующем при проведении
игры мешочек наполняют заранее. Дети
не должны видеть, что туда спрятано.
«Верни фрукты и овощи
на свои места»
Цель. Закреплять знания об овощах
и фруктах; учить классифицировать предметы
по месту произростания, называть обобщающие
понятия, конкретизировать их. Развивать
внимание, аналитико – синтетическую
деятельность мышления, интерес к растительному
миру.
Оборудование. 2 картинки с пейзажами огорода
и сада, маленькие картинки с изображением
овощей (огурец, помидор, лук, морковь,
капуста) и фруктов (яблоко, груша, апельсин,
банан, лимон).
Содержание
игры. Дети сидят на стульях вокруг
стола дефектолога. На столе лежат две
крупные картинки. В коробке педагога
трафареты с изображением овощей и фруктов.
Каждый ребенок берет из коробки один
трафарет. Педагог предлагает назвать
у кого что, и говорит, что овощи и фрукты
перепутались не могут вспомнить, где
они растут, предлагает им помочь найти
место где они растут. Дети один за другим
помещают трафареты в огород или сад. После
этого педагог предлагает взять свои картинки
и посадить фрукт или овощ. Дети выходят
из - за стульев и по очереди «сажают»,
проговаривая: «Я посадил лук, я посадил
яблоню» и т.д.
Затем дети поливают, полют
их, имитируя движения. Затем дефектолог
говорит о том, что фрукты и овощи поспели
пора их убирать. Дети по очереди «убирают»
урожай, проговаривая: «Я выдернула лук,
я сорвала яблоко» и т.д. После этого педагог
просит вернуть овощи и фрукты на места.
Дети должны выполнить более сложную задачу
– не только разделить картинки на овощи
и фрукты, но и правильно определить, где
они растут, - в земле, на земле, на яблоне
и т.д. Дети раскладывают картинки.
«Сложи картинку
и назови, что получилось»
Цель. Закреплять
знания детей о ягодах, упражнять в
составление целостного изображения из
частей. Развивать целостное восприятие,
аналитико – синтетическую деятельность
мышления, пространственную ориентировку.
Развивать интерес к растительному миру.
Оборудование. Картинки с изображением ягод
(малина, клубника, смородина, клюква, брусника,
черника) разрезанные на четыре части.
Содержание
игры. Дефектолог предлагает детям
сложить картинки из частей и назвать
ягоды.
«Четвертый лишний»
Цель. Закреплять знания детей о
садовых и лесных ягодах, обобщающие понятия
(ягоды, фрукты, овощи); формировать умение
находить общие признаки, по которым предметы
могут быть отнесены к одной группе. Развивать
аналитико – синтетическую деятельность
мышления, внимание, речь, интерес к растительному
миру.
Оборудование. 1 вариант. Группы
картинок: малина, клубника, смородина,
клюква; черника, брусника, клюква, клубника.
2 вариант. Группы картинок: малина, клубника,
клюква, банан; клубника, черника, брусника,
помидор.
Содержание
игры. 1 вариант. Дефектолог
предлагает детям картинки с изображением
ягод и просит исключить предмет не
подходящей к остальным трем, объяснить,
почему не подходит.
2 вариант. Дефектолог предлагает детям
картинки с изображением ряда предметов,
в которых один лишний. Дети должны назвать
лишний предмет и назвать обобщающим словом
все остальные.
«Грибная корзинка»
Цель. Совершенствовать умение определять
название гриба по внешнему виду; умение
дифференцировать съедобные и несъедобные
грибы; развивать внимание, память, речь,
интерес к растительному миру.
Оборудование. Корзинка, картинки грибов
Содержание
игры. Вариант 1.На
доске прикреплены картинки грибов (съедобных
и несъедобных) среди картинок деревьев.
Дети «срывают» съедобный гриб, называют
его и кладут в корзинку, при этом проговаривая:
«Я нашёл (сорвал) гриб-боровик».
Вариант 2.Дети сидят в кругу, передают
корзинку с картинками грибов. По очереди
достают гриб, называют его и говорят,
съедобный он или несъедобный. Например:
«Это мухомор — он несъедобный».
Примечание. При разучивании игры брать
картинки, внешний вид и названия которых
наиболее запоминающиеся (опята, боровик,
лисичка, мухомор).
Картинки с грибами одного вида
повторяются 2-3 раза.
«Грибники"
Цель. Закреплять знания детей о названиях
грибов, их внешний вид; развивать внимание,
память, речь.
Оборудование. Предметные
картинки грибов.
Содержание
игры: картинки грибов (каждого вида гриб -
по 2 картинки, количество картинок, по
количеству играющих) лежат в центре круга.
Дети идут по кругу со словами: «Раз, два,
три — гриб любой бери!». Берут любую картинку,
дети с одинаковыми картинками образуют
пару и называют свои грибы.
Примечание. Можно
усложнить игру: каждого вида грибов по
три картинки и тогда дети объединяются
в группы по три человека с одинаковыми
грибами (количество играющих должно быть
кратно трём)
« Найдите и покормите
зимующих птиц»
Цель. Закреплять знания детей о
зимующих птицах. Развивать память, внимание,
операцию обобщения, интерес к зимующим
птицам. Воспитывать желание помогать
птицам, особенно в зимнее время.
Оборудование.
Карточки с изображением перелетных и
зимующих птиц (ласточка, грач, скворец,
кукушка, синица, воробей, снегирь, голубь,
дятел, сорока), карточка с изображением
кормушки.
Содержание
игры. Дети должны разделить птиц
по группам, поместить около кормушки
зимующих птиц, рассказать о том, чем можно
и чем нельзя подкармливать птиц зимой,
как часто надо это делать. За каждый правильный
ответ ребенок получает фишку. Дети выполняют
игровую роль защитников природы.
«Каждую птицу на
свое место»
Цель. Упражнять детей в правильном
подборе картинок с изображением перелетных
и зимующих птиц. Учить детей группировать
предметы по определенному признаку. Развивать
память, внимание, операцию обобщения,
интерес к птицам.
Оборудование. Картинки с изображением дерева
и кормушки. Карточки с изображением перелетных
и зимующих птиц (ласточка, грач, скворец,
кукушка, синица, воробей, снегирь, голубь,
дятел, сорока).
Содержание
игры. Дефектолог делит детей на
две группы. Одна группа детей должна выбрать
зимующих птиц и поместить их около кормушки,
а вторая группа выбрать перелетных
птиц и поместить их на дерево. Выигрывают
дети, которые первые и без ошибок выполнили
задание.