Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, дипломная работа
Краткое описание
Цель работы: на основе изучения особенностей познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующий развитию познавательных интересов у данной категории детей. Объект - процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предмет - комплекс дидактических игр как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен в современной литературе............................................................7 1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе………………………………………………………7 1.2. Специфика познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………..….14 1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов…………………………………………………………………………21
Глава 2. Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития…………..30 2.1. Организация и методики исследования…………………………………..30 2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента……………38
Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………...47 3.1. Организация и принципы коррекционно – педагогической………….47 3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы…………………49 3.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………......51
Содержание
игры. Дефектолог выступает в роли
продавца, дети становятся покупателями.
Чтобы купить игрушку ребенок должен её
назвать, описать по плану: Что это? Какая
она? Что у неё есть? Как с ней можно играть?
Используя в речи вежливые обращения:
«добрый день», «скажите, пожалуйста»,
«я хочу купить у вас игрушку», «спасибо».
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
Куколки и мячики,
Пушистые котята.
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.
Н. Воронина
«Запомни на каком
месте»
Цель. Закреплять у детей названия
новых игрушек, учить запоминать место
их расположения в определенной зоне групповой
комнаты; начинать и заканчивать игру
по команде педагога; ставить игрушки
на свое место, которое было определено
педагогом. Развивать память, внимание;
воспитывать умение внимательно слушать
педагога, действовать по правилам, интерес
к игрушкам.
Оборудование. Новые игрушки.
Содержание
игры. Дефектолог раскладывает в
игровой комнате в определенном порядке
знакомые детям и новые игрушки. Просит
внимательно рассмотреть их и назвать.
Затем педагог предлагает: «Постарайтесь
запомнить, в каком порядке расположены
игрушки. Теперь возьмите их и начинайте
играть. Но как только я дам сигнал: «Поиграли
– игрушки на место убрали», верните их
на место в том порядке, в каком они стояли.
А я проверю, кто из вас лучше запомнил
расположение».
II Раздел. Ознакомление
с природой:
Сезонные изменения
«Когда это бывает?»
Цель. Учить детей соотносить описание
природы в стихах или прозе с определенным
временем года; развивать слуховое внимание,
быстроту мышления. Развивать интерес
к неживой природе.
Содержание
игры. Дефектолог спрашивает: «Кто
знает, когда это бывает?» - читает
текст. Дети отгадывают.
Открываем календарь –
Белая береза
Начинается январь.
Под моим окном
В январе, в январе
Принакрылась снегом,
Много снегу на дворе.
Словно серебром.
Снег – на крыше, на крылечке.
На пушистых ветках
Солнце в небе голубом.
Снежною каймой
В нашем доме топят печки,
Распустились кисти
В небо дым идет столбом.
Белой бахромой.
С. Маршак
С. Есенин
Белый снег пушистый
Уж тает снег, бегут ручьи,
В воздухе кружится
В окно повеяло весною…
И на землю тихо
Засвищут скоро соловьи,
Падает, ложится.
И лес оденется листвою!
И. Суриков
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце сало;
Под голубыми небесами
Пора метелей злых и бурь
Великолепными коврами,
Опять надолго миновала.
Блестя на солнце, снег лежит;
А. Плещеев
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
Люблю грозу в начале мая,
И речка подо льдом блестит.
Когда весенний первый гром,
А. Пушкин
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
Гонимы вешними лучами,
С горы бежит поток проворный,
С окрестных гор уже снега
В лесу не молкнет птичий гам,
Сбежали мутными ручьями
И гам лесной, и шум нагорный –
На потопленные луга.
Все вторит весело громам.
Улыбкой ясною природа
Ф. Тютчев
Сквозь сон встречает утро года;
А. Пушкин
Пришел июнь.
«Июнь, июнь!» -
Зеленейся, зеленейся,
В саду щебечут птицы.
Мой зеленый сад.
На одуванчик только дунь –
Расцветайте, расцветайте,
И весь он разлетится.
Мои алые цветочки
С. Маршак
Поспевайте. Поспевайте,
Мелькает желтый лист
Вкусны ягоды скорей
На зелени дерев.
М. Кольцов
Работу кончил серп на нивах золотых.
И покраснел уже вдали
Ярко солнце светит,
Ковер лугов,
В воздухе тепло,
И зрелые плоды висят
И куда не взглянешь,
В садах тенистых.
Все кругом светло.
А. Толстой
По лугу пестреют
Яркие цветы,
В Октябре, в октябре
Золотом облиты
Чистый дождик на дворе.
Темные листы.
На лугах мертва трава,
И. Суриков
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
Кроет уж лист золотой
На зиму для печек.
Влажную землю в лесу…
С. Маршак
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
А. Майков
«Какое это время
года?»
Цель: Закреплять знания детей о
временах года, об их характерных признаках.
Развивать память, внимание, интерес к
неживой природе.
Содержание
игры. Дефектолог детям предлагает
ответить детям на вопросы.
Птицы улетают в теплые края…
(Осень)
Дети купаются на речке… (Лето)
На деревьях распускаются листья…
(Весна).
Лепят снеговика… (Зима) и т.п.
Выигрывает тот, кто
больше всего ответил правильно.
«Как дикие звери
готовятся к зиме»
Цель. Закреплять знания детей о
том, какие дикие звери и как готовятся
к зиме; учить находить соответствующую
картинку, объяснять её содержание. Развитие
интереса к животным.
Оборудование. Картинки с изображением диких
зверей, их жилищ, корма.
Содержание
игры. Дефектолог называет зверя,
а дети должны выбрать соответствующие
картинки, рассказать, что он делает и
почему.
«Какое время года?»
Цель: закреплять знания детей о
временах года, об их характерных признаках.
Развивать память, внимание, интерес к
явлениям неживой природы.
Содержание
игры. Дефектолог детям предлагает
ответить детям на вопросы.
Птицы улетают в теплые края…
(Осень)
Дети купаются на речке… (Лето)
На деревьях распускаются листья…
(Весна)
Лепят снеговика… (Зима) и т.п.
Выигрывает тот, кто
больше всего ответил правильно.
Растения
«Что сажают в огороде?»
Цель: Учить детей классифицировать
предметы по месту произростания. Развивать
быстроту мышления, слуховое внимание,
интерес к растительному миру.
Содержание
игры. Дефектолог называет детям
разные предметы. Если называет то, что
сажают в огороде, дети говорят «да», если
же то, что в огороде не растет, отвечают
«нет». Кто ошибся, тот платит фант, который
потом отыгрывает.
«Опиши - мы отгадаем»
Цель. Закреплять знания об овощах,
воспитывать умение описывать предмет
и отгадывать по описанию. Развивать внимание
связную речь, сообразительность, интерес
к растительному миру.
Оборудование. Картинки с изображением овощей
(огурец, помидор, лук, морковь, капуста).
Содержание
игры. Дефектолог предлагает одному
ребенку загадать загадку – описать, какой
– либо овощ, так, чтобы дети узнали, о
чем он говорит. Педагог напоминает последовательность
описания: сначала надо рассказать о форме,
её деталях, затем об окраске, вкусе.
«Сложи картинку»
Цель. Закреплять знания об овощах,
упражнять в составление целостного изображения
из частей. Развивать целостное восприятие,
аналитико – синтетическую деятельность,
пространственную ориентировку. Развивать
интерес к растительному миру.
Оборудование. Картинки с контурным изображением
овощей (огурец, помидор, лук, морковь,
капуста, свекла) разрезанные на 5-6 частей.
Содержание
игры. Дефектолог предлагает детям
сложить картинки из частей и назвать
овощ.
«Овощи»
Цель. Учить детей узнавать овощи
по описанию, различать на вкус. Активизировать
речь детей. Развивать память, сосредоточенность,
выдержку, интерес к растительному миру.
Оборудование. 2 подноса с овощами, на одном:
огурец , морковь, капуста, редис, помидор,
лук. На другом те же овощи, сырые, вареные
и соленые разрезанные на кусочки из
расчета на каждого ребенка, вилка.
Содержание
игры. Дефектолог демонстрирует
поднос с овощами. Спрашивает, что на подносе
лежит и как все это назвать одним словом.