Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: на основе изучения особенностей познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующий развитию познавательных интересов у данной категории детей.
Объект - процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - комплекс дидактических игр как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический
феномен в современной литературе............................................................7
1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе………………………………………………………7
1.2. Специфика познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………..….14
1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов…………………………………………………………………………21

Глава 2. Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития…………..30
2.1. Организация и методики исследования…………………………………..30
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента……………38

Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………...47
3.1. Организация и принципы коррекционно – педагогической………….47
3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы…………………49
3.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………......51

Заключение…………………………………………………………………….57

Библиография………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Бурыкина.docx

— 198.73 Кб (Скачать файл)

Оборудование. Игрушки (машина, мячик, кукла, неваляшка, пирамидка).

Содержание игры. Дефектолог выступает в роли продавца, дети становятся покупателями. Чтобы купить игрушку ребенок должен её назвать, описать по плану: Что это? Какая она? Что у неё есть? Как с ней можно играть? Используя в речи вежливые обращения: «добрый день», «скажите, пожалуйста», «я хочу купить у вас игрушку», «спасибо».

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Куколки и мячики,

Пушистые котята.

Матрешки, медвежата –

Все на полочках сидят,

С нами поиграть хотят.

                                 Н. Воронина

 

«Запомни на каком месте»

Цель. Закреплять у детей названия новых игрушек, учить запоминать место их расположения в определенной зоне групповой комнаты; начинать и заканчивать игру по команде педагога; ставить игрушки на свое место, которое было определено педагогом. Развивать память, внимание; воспитывать умение внимательно слушать педагога, действовать по правилам, интерес к игрушкам.

Оборудование. Новые игрушки.

Содержание игры. Дефектолог раскладывает в игровой комнате  в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть их и назвать. Затем педагог предлагает: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены игрушки. Теперь возьмите их и начинайте играть. Но как только я дам сигнал: «Поиграли – игрушки на место убрали», верните их на место в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил расположение».

 

 

 

 

II Раздел. Ознакомление с природой:

  • Сезонные изменения

«Когда это бывает?»

Цель. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.  Развивать интерес к неживой природе.

Содержание игры. Дефектолог спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»  -  читает текст. Дети отгадывают.

                                                                                                                        Открываем календарь –                                Белая береза

Начинается январь.                                       Под моим окном

В январе, в январе                                         Принакрылась снегом,

Много снегу на дворе.                                  Словно серебром.

Снег – на крыше, на крылечке.                    На пушистых ветках

Солнце в небе голубом.                                Снежною каймой

В нашем доме топят печки,                           Распустились кисти

В небо дым идет столбом.                             Белой бахромой.

                          С. Маршак                                                     С. Есенин

 

Белый снег пушистый                                   Уж тает снег, бегут ручьи,

В воздухе кружится                                      В окно повеяло весною…

И на землю тихо                                           Засвищут скоро соловьи,

Падает, ложится.                                           И лес оденется листвою!

                         И. Суриков                           Чиста небесная лазурь,

                                                                       Теплей и ярче солнце сало;

Под голубыми небесами                               Пора метелей злых и бурь

Великолепными коврами,                             Опять надолго миновала.

Блестя на солнце, снег лежит;                                                  А. Плещеев

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,                           Люблю грозу в начале мая,

И речка подо льдом блестит.                        Когда весенний первый гром,

                              А. Пушкин                       Как бы резвяся и играя,

                                                                        Грохочет в небе голубом…

Гонимы вешними лучами,                                С горы бежит поток проворный,

С окрестных гор уже снега                           В лесу не молкнет птичий гам,

Сбежали мутными ручьями                              И гам лесной, и шум нагорный –

На потопленные луга.                                    Все вторит весело громам.

Улыбкой ясною природа                                                           Ф. Тютчев                                          

Сквозь сон встречает утро года;

                                 А. Пушкин                   Пришел июнь.

                                                                        «Июнь, июнь!» -

Зеленейся, зеленейся,                                     В саду щебечут птицы.

Мой зеленый сад.                                           На одуванчик только дунь –

Расцветайте, расцветайте,                              И весь он разлетится.

Мои алые цветочки                                                                       С.  Маршак

Поспевайте. Поспевайте,                               Мелькает желтый лист

Вкусны ягоды скорей                                    На зелени дерев.

                       М. Кольцов                        Работу кончил серп на нивах золотых.

                                                                       И покраснел уже вдали

Ярко солнце светит,                                      Ковер лугов,

В воздухе тепло,                                          И зрелые плоды висят

И куда не взглянешь,                                    В садах тенистых.

Все кругом светло.                                                                 А. Толстой

По лугу пестреют

Яркие цветы,                                                 В Октябре, в октябре                                         

Золотом облиты                                           Чистый дождик на дворе.

Темные листы.                                               На лугах мертва трава,

                  И. Суриков                                Замолчал кузнечик.

                                                                       Заготовлены дрова

 Кроет уж лист золотой                               На зиму для печек.

Влажную землю в лесу…                                                       С. Маршак

Смело топчу я ногой

Внешнюю леса красу.

                                  А. Майков

 

«Какое это время года?»

Цель: Закреплять знания детей о временах года, об их характерных признаках. Развивать память, внимание, интерес к неживой природе.

Содержание игры. Дефектолог детям предлагает ответить детям на вопросы.

Птицы улетают в теплые края… (Осень)

Дети купаются на речке… (Лето)

На деревьях распускаются листья… (Весна).

Лепят снеговика… (Зима) и т.п.

 Выигрывает тот, кто  больше всего ответил правильно.

 

«Как дикие звери готовятся к зиме»

Цель. Закреплять знания детей о том, какие дикие звери и как готовятся к зиме; учить находить соответствующую картинку, объяснять её содержание. Развитие интереса к животным.

Оборудование. Картинки с изображением диких зверей, их жилищ, корма.

Содержание игры. Дефектолог называет зверя, а дети должны выбрать соответствующие картинки, рассказать, что он делает и почему.

 

«Какое время года?»

Цель: закреплять знания детей о временах года, об их характерных признаках. Развивать память, внимание, интерес к явлениям неживой природы.

Содержание игры. Дефектолог детям предлагает ответить детям на вопросы.

Птицы улетают в теплые края… (Осень)

Дети купаются на речке… (Лето)

На деревьях распускаются листья… (Весна)

Лепят снеговика… (Зима) и т.п.

 Выигрывает тот, кто  больше всего ответил правильно.

 

  • Растения

«Что сажают в огороде?»

Цель: Учить детей классифицировать предметы по месту произростания. Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, интерес к растительному миру.

 Содержание  игры. Дефектолог называет детям разные предметы. Если называет то, что сажают в огороде, дети говорят «да», если же то, что в огороде не растет, отвечают «нет». Кто ошибся, тот платит фант, который потом отыгрывает.

 

«Опиши - мы отгадаем»

Цель. Закреплять знания об овощах, воспитывать умение описывать предмет и отгадывать по описанию. Развивать внимание связную речь, сообразительность, интерес к растительному миру.

Оборудование. Картинки с изображением овощей (огурец, помидор, лук, морковь, капуста).

Содержание игры. Дефектолог предлагает одному ребенку загадать загадку – описать, какой – либо овощ, так, чтобы дети узнали, о чем он говорит. Педагог напоминает последовательность описания: сначала надо рассказать о форме, её деталях, затем об окраске, вкусе.

 

«Сложи картинку»

Цель. Закреплять знания об овощах, упражнять в составление целостного изображения из частей. Развивать целостное восприятие, аналитико – синтетическую деятельность, пространственную ориентировку. Развивать интерес к растительному миру.

Оборудование. Картинки с контурным изображением овощей (огурец, помидор, лук, морковь, капуста, свекла) разрезанные на 5-6 частей.

Содержание игры. Дефектолог предлагает детям сложить картинки из частей и назвать овощ.

                                                 «Овощи»

Цель. Учить детей узнавать овощи по описанию, различать на вкус. Активизировать речь детей. Развивать память, сосредоточенность, выдержку, интерес к растительному миру.

Оборудование. 2 подноса с овощами, на одном: огурец , морковь, капуста, редис, помидор, лук.  На другом те же овощи, сырые, вареные и соленые  разрезанные на кусочки из расчета на каждого ребенка, вилка.

Содержание игры.  Дефектолог демонстрирует поднос с овощами. Спрашивает, что на подносе лежит и как все это назвать одним словом.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития