Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по формированию словаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

В практической части работы излагаются: обследование словаря у детей общего недоразвития речи на материале дидактических игр и работа по коррекции словаря у детей с ОНР в первый и второй годы обучения по периодам ( три периода обучения ежегодно).
В работе представлен дидактический материал для обследования словаря у детей ОНР, а также перспективный план работы по формированию словаря первого и второго года обучения (5 – 6 – 7 лет) по периодам, а также разработаны подробные карты обследования словаря у детей 5 – 7 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Часть I
Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по
формированию словаря………………………………………………………..4
Отечественные педагоги о значении коррекционной работы по
развитию словарного запаса детей………………………………………..5
Овладение словарным запасом – основа речевого развития детей…..…...5
а) роль слова в языке и речи
б) возрастные периоды формирования словаря
4. Периоды усвоения частей речи у детей по Гвоздеву А.Н……………….7
5. Характеристика развития словаря у детей с ОНР………………………..8
6. Дидактические игры – широко распространенный метод
словарной работы…………………………………………………………….10
Часть II
Обследование словаря у детей с ОНР на материале
дидактических игр…………………………………………………………….15
Коррекция словаря у детей ОНР…………………………………………17
а) первый год обучения……………………………………………………….19
б) второй год обучения……………………………………………………….22
в) работа с родителями……………………………………………………….24
3. Результативность работы по данной теме……………………………….25
Библиография……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2015.docx

— 80.06 Кб (Скачать файл)

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и

Профессиональной переподготовки работников образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

            

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

 

 

 

 

Слушателя профессиональной переподготовки по направлению «Олигофренопедагогика»

Мухаметгалиевой Гулусы Нурияздановны

научный руководитель

М.П. Осиповская, к.п.н.


 

 

 

 

КАЗАНЬ – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………… 3

Часть I

  1. Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по

формированию словаря………………………………………………………..4

  1. Отечественные педагоги о значении коррекционной работы по

развитию словарного запаса детей………………………………………..5

  1. Овладение словарным запасом – основа речевого развития детей…..…...5

а) роль слова в языке и речи                                                            

б) возрастные периоды формирования словаря                             

4. Периоды  усвоения частей речи у детей  по Гвоздеву А.Н……………….7

5. Характеристика  развития словаря у детей с  ОНР………………………..8

6. Дидактические  игры – широко распространенный  метод

словарной работы…………………………………………………………….10

Часть II                                                                                                     

  1. Обследование словаря у детей с ОНР на материале

дидактических игр…………………………………………………………….15

  1. Коррекция словаря у детей ОНР…………………………………………17

а) первый год обучения……………………………………………………….19

б) второй год обучения……………………………………………………….22

в) работа с родителями……………………………………………………….24

3. Результативность  работы по данной теме……………………………….25

Библиография…………………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ВВЕДЕНИЕ.

 

    В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений  речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.

    Как известно, дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимый для учения в школе СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС и языковые грамматические нормы. Однако у детей с различными формами речевой патологии эти процессы замедляются почти в два раза. В связи с этим становится понятным, что сформировать словарный запас, соответствующий возрастной норме дошкольника с общим недоразвитием речи, первоочередная и главная задача воспитателя и логопеда дошкольного учреждения.

     В теоретической части курсовой работы излагаются задачи и сущность логопедического воздействия на детей с ОНР по формированию словаря. В работе описаны возрастные периоды формирования словаря у детей в норме и с общим недоразвитием речи. А также показана роль дидактической игры в словарной работе.

     В практической части работы излагаются: обследование словаря у детей общего недоразвития речи на материале дидактических игр и работа по коррекции словаря у детей с ОНР в первый и второй годы обучения по периодам ( три периода обучения ежегодно).

     В работе представлен дидактический материал для обследования словаря у детей ОНР, а также перспективный план работы по формированию словаря первого и второго года обучения (5 – 6 – 7 лет) по периодам, а также разработаны подробные карты обследования словаря у детей 5 – 7 лет.

     В работу включены дидактические игры по лексическим темам первого и второго года обучения детей, корректирующие  словарь, они развивают память, мышление, внимание. Эти игры помогают ребенку научиться классифицировать, сравнивать, строить умозаключение, а главное расширяют и обогащают словарный запас  детей.

        Конспекты занятий, представленные в работе, обобщают и систематизируют знания детей, содействуют обогащению их словарного запаса, развитию связной речи.

     Основное назначение моей работы – попытка создания строгой, продуманной системы логопедизации учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей при тесном взаимодействии с логопедом по коррекции словаря у детей с ОНР на материале дидактических игр и упражнений.

     Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики по формированию словаря, закреплению речевых навыков детей как на фронтальных занятиях воспитателя (развитие речи, математика, изобразительная деятельность и т.д.), так и в повседневной жизни.

 

                                             ЧАСТЬ I.

      Пройдет два недолгих года и ребенок пойдет в школу, а его речь отстает от возрастной нормы.  Сможет ли будущий школьник полноценно учиться? Справится ли со школьной программой? Подобные вопросы волнуют и родителей, и педагогов, тем более, когда дело касается такого сложного и трудно устранимого нарушения, как общее недоразвитие речи.

       Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, фонематический слух, звукопроизношение и связная речь. Коррекционная работа с такими детьми является наиболее сложной и напряженной, так как минимальный срок, позволяющий скорректировать общее недоразвитие речи, а так же подготовить ребенка к обучению в школе, - два учебных года.

     Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

      Работа по развитию речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок. Мы знаем, что первоосновой развития речи является уточнение и обогащение словаря.

      Поэтому, я в своей работе с детьми, имеющими диагноз общее недоразвитие речи, уделяю особое внимание уточнению имеющегося словаря и его обогащению. Педагоги, работающие с детьми, имеющими данный диагноз, знают, что для таких детей коррекция словаря одна из наиболее трудоемких сложных разделов обучения. Для того чтобы работа по уточнению и обогащению словаря у детей с общим недоразвитие м речи была более эффективной и результативной, чтобы в будущем в школе ребенок не испытывал ограниченный словарный запас, я решила максимально использовать в своей работе дидактические игры и упражнения. Всем известно, что дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности ребенка. Таким  образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и обеспечивают усвоение ребенком сложного программного материала.

      Дидактические игры и упражнения, которые я использую в соей работе, помогают детям формировать словарь. Максимальное использование этих игр на занятиях и во внеучебное время дает отличный результат при коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи.

     В отечественной методики развития речи задачи  словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой. М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Вопросом преодоления и предупреждения нарушения речи у детей ОНР посредством специального коррекционного обучения и воспитания посвятили свой труд Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. В их работах определены основные направления коррекционной работы с детьми общего недоразвития речи по формированию словаря, специфика работы воспитания в ДОУ для детей с нарушением речи. Т.Б. Филичева отмечала, что в работе с детьми ОНР «основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащения. Дети должны непросто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться».

        Закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии мною рассматривались на основании работ А.Н.   Гвоздева (три периода усвоения речи детьми).  В основу коррекционной работы по формированию словаря у детей ОНР по  развитию мелкой моторики  мною использовались   работы  Н.В. Нищевой, А.Б. Гавришевой, А.П. Савиной; пособий Г.Г. Галкиной и Т.И. Дубининой. В описанном мною опыте, по коррекции словаря у детей общего недоразвития речи,  в основу взяты дидактические игры и упражнения А.И. Сорокиной, В.И. Радина, А.К. Бондаренко, В.И. Селеверстова,…  в своих (пособиях и книгах) работах отмечали, что дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. И еще ценно то, что дидактические игры и упражнения являются неоценимым средством коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи. С.А. Миронова отмечает, что «особое место в педагогическом процессе в группах для детей с общим недоразвитием речи занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д.». 

 

      Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

    Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Для того чтобы сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.

   

 

         В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В основе кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

     Главной особенностью слова является единство его лексического  и грамматического значений. С физиологической точки зрения, слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители (И.П. Павлов). С психологической точки зрения, значение слова есть обобщение, выражающее понятие. Значение слова есть «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления». Именно в значении слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Л.С. Выготский). Взгляд на слово как на «феномен мышления» определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием понятийного мышления.

         Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они  входят в единую лексическую систему.  Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.

         Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон:

  • соотнесенности слова с предметом;
  • связи слова с определенным понятием;
  • соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (В.А. Звегинцев).

   Усвоить  значение слова – значит, овладеть  всеми его сторонами.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей с общим недоразвитием речи.

      Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень рознятся между собой, это: в 1 год – 10 – 12 слов; в 2 года – 300 – 400 слов; к  3 – м годам – 1500 слов; в 4 года – 1900 слов; в 5 лет – 2000 – 2500 слов; а в 6 – 7 лет – 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой – либо другой сфере психического развития».

Информация о работе Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по формированию словаря