Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по формированию словаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

В практической части работы излагаются: обследование словаря у детей общего недоразвития речи на материале дидактических игр и работа по коррекции словаря у детей с ОНР в первый и второй годы обучения по периодам ( три периода обучения ежегодно).
В работе представлен дидактический материал для обследования словаря у детей ОНР, а также перспективный план работы по формированию словаря первого и второго года обучения (5 – 6 – 7 лет) по периодам, а также разработаны подробные карты обследования словаря у детей 5 – 7 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Часть I
Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по
формированию словаря………………………………………………………..4
Отечественные педагоги о значении коррекционной работы по
развитию словарного запаса детей………………………………………..5
Овладение словарным запасом – основа речевого развития детей…..…...5
а) роль слова в языке и речи
б) возрастные периоды формирования словаря
4. Периоды усвоения частей речи у детей по Гвоздеву А.Н……………….7
5. Характеристика развития словаря у детей с ОНР………………………..8
6. Дидактические игры – широко распространенный метод
словарной работы…………………………………………………………….10
Часть II
Обследование словаря у детей с ОНР на материале
дидактических игр…………………………………………………………….15
Коррекция словаря у детей ОНР…………………………………………17
а) первый год обучения……………………………………………………….19
б) второй год обучения……………………………………………………….22
в) работа с родителями……………………………………………………….24
3. Результативность работы по данной теме……………………………….25
Библиография……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2015.docx

— 80.06 Кб (Скачать файл)

       В чем же заключаются основные функции дидактической игры?

     Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: ИГРЫ ЗАНЯТИЯ и ДИДАКТИЧЕСКИЕ, или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и т.п. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

      С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры – занятия, поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

     Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем,  и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

      Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила и действия им интересны, ими усвоены. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «Лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, участвует в поиске необходимых предметов, радуется, если выигрывает, то есть является равноправным участником игры. При определении победителя воспитатель дает возможность самим детям оценить действия игравших детей, назвать лучшего.

      Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности у детей с общим недоразвитие речи. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи; таким образом, решается задача умственного воспитания детей с ОНР.

       У детей формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

       Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Таким образом, решается трудовое воспитание детей.

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

       Дидактические игры решают вопрос физического воспитания, так как двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и, вместе с тем, требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется МЕЛКАЯ МУСКУЛАТУРА РУК, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему воспитанию и обучению в школе. Известно, что у некоторых детей с ОНР, наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Поэтому ценность дидактических игр, направленных на пополнение и активизацию словаря, в ходе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, возрастает.

      В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные (парные картинки, лото, домино), словесные игры.

   Независимо  от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.  Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. (Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982, с. 13). Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым воспитатель в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

     Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила  могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

     И так, игра становится ДИДАКТИЧЕСКОЙ, если в ней имеются обязательные структурные элементы: ДИДАКТИЧЕСКАЧЯ ЗАДАЧА (обучающая и воспитывающая), ПРАВИЛА, ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

Организация дидактических игр воспитателем осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

  В подготовку и проведение  дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
  • определение количества играющих детей (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка  к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика, арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

  В конце  игры педагог спрашивает у  детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий  раз можно играть в новую  игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением  ждут этого дня.

   Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это может совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

     Наряду с дидактическими играми существуют разные виды дидактических упражнений. Известно, что дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарного упражнения состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому следует особое внимание уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий. Их связи с предыдущими этапами работы над словом.

       Упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов. Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов:

  • по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда);
  • по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные);
  • подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси);
  • составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами;
  • распространение предложений с использованием заданных слов.

      Дидактические упражнения, как и дидактические игры, оказывают многостороннее влияние на речь детей, а, следовательно, у детей с общим недоразвитием речи расширяется и активизируется словарь.

 

                                                    ЧАСТЬ II.

       Чтобы наиболее эффективно скорректировать работу с детьми ОНР, направленную на развитие словарного запаса, я при поступлении детей в нашу группу провожу обследование словаря. Обследование провожу в интересной и занимательной форме. При обследовании ребенок включается в естественную для него игровую деятельность, требующую актуализации определенных речевых умений и навыков. Для выявления уровня сформированности словарного запаса детей я использую дидактические игры и упражнения.

       При обследовании отмечаю представленность в словарном запасе различных морфологических категорий – существительных, глаголов, прилагательных, наречий; соотношение активного и пассивного словаря; уровень сформированности обобщающей функции слова; усвоение терминологической лексики в соответствии с программой.

Игры «Что это?», «Кто у кого?» я провожу для выявления у детей предметного словаря. Использую игры «Один – много», «Найди пару» - для выявления у ребенка умения образовывать форму множественного числа существительных: кукла – куклы, стул – стулья…

        Для выявления умения у детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных я играю с ними в игры «Назови ласково» или «Большой и маленький». Детям предлагается набор картинок. Показываю картинку и говорю: «У меня дом, а у тебя домик», «У лены гриб, а у Вовы грибок» и т.д.

   Уровень  сформированности обобщающей функции слова обследую при помощи игр: «Назови одним словом» или «Скажи одним словом». Например: «Кукла, мяч, пирамидка, кубик это –  игрушки», «Помидор, морковь, огурец – это …» и т.д.

        Для выявления умения подбирать прилагательные к существительным предлагаю детям игру «Какой, какая, какое?», при подборе антонимов играем в игру «Скажи наоборот»».

       В игре «Что из чего» проверяю у детей умение образовывать относительные прилагательные, а в играх «Чей хвост?», «Чей дом?» умение образовывать притяжательные прилагательные.

      Глагольный словарь детей обследую в играх «Кто что делает?», «Кто, как передвигается?», «Кто как голос подает?».

    Знания детей о профессиях проверяю в игре «Узнай и назови», а усвоение притяжательных местоимений детьми в игре «Про что можно сказать: мой, моя, мое?»

     Для того, чтобы выяснить умеют ли дети образовывать приставочные глаголы я предлагаю им «закончить предложение» или «вставить пропущенное слово в предложении».

  Проведя  обследование словарного запаса  у поступивших вновь в нашу  группу детей с ОНР в сентябре  месяце, было выявлено, что у детей  преимущественно представлена конкретная  бытовая лексика: «вещи» вместо  «одежда», «стул» вместо «кресло», незначительный объем прилагательных; дети не подбирают антонимы, многие  не понимают смысла задания  подбора синонимов; не умеют образовывать  относительные и притяжательные  прилагательные или допускают  аграмматизмы: кубик из дерева – «деревный», сумка из кожи – «кожавая», хвост (чей) – «ихин», «лисов», «волкин»…

    Большинство детей не знают названия у детенышей животных и птиц, правильно обобщают только игрушки и овощи, затрудняются называть многие действия, допускают много аграмматизмов – например, в игре «Кто как голос подает?»: кошка – «мякает», петух – «крикует», «курекает»…

Информация о работе Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по формированию словаря