Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по формированию словаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

В практической части работы излагаются: обследование словаря у детей общего недоразвития речи на материале дидактических игр и работа по коррекции словаря у детей с ОНР в первый и второй годы обучения по периодам ( три периода обучения ежегодно).
В работе представлен дидактический материал для обследования словаря у детей ОНР, а также перспективный план работы по формированию словаря первого и второго года обучения (5 – 6 – 7 лет) по периодам, а также разработаны подробные карты обследования словаря у детей 5 – 7 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Часть I
Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по
формированию словаря………………………………………………………..4
Отечественные педагоги о значении коррекционной работы по
развитию словарного запаса детей………………………………………..5
Овладение словарным запасом – основа речевого развития детей…..…...5
а) роль слова в языке и речи
б) возрастные периоды формирования словаря
4. Периоды усвоения частей речи у детей по Гвоздеву А.Н……………….7
5. Характеристика развития словаря у детей с ОНР………………………..8
6. Дидактические игры – широко распространенный метод
словарной работы…………………………………………………………….10
Часть II
Обследование словаря у детей с ОНР на материале
дидактических игр…………………………………………………………….15
Коррекция словаря у детей ОНР…………………………………………17
а) первый год обучения……………………………………………………….19
б) второй год обучения……………………………………………………….22
в) работа с родителями……………………………………………………….24
3. Результативность работы по данной теме……………………………….25
Библиография……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2015.docx

— 80.06 Кб (Скачать файл)

     Дети не знают времена года и их признаки, не образуют форму множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательную форму (многие не понимают способа образования этой формы), не согласуют прилагательные с существительными (кроме мужского рода); приставочные глаголы образуют только с помощью приставкой у-, при-. Результаты обследования представлены в «Карте обследования словаря у детей с ОНР» (начало 1-го года обучения) и «Оценки степени сформированности словарного запаса детей с ОНР в % мы видим, что на начало обучения у 2 детей словарный запас ниже возрастной нормы.

 

        На практике при коррекции подобных нарушений мы опираемся на программу по обучению и воспитанию детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Работа по коррекции словаря, навыков словообразования в речи детей планируется нами в соответствии с периодами обучения, предусмотренными данной программой, с учетом закономерности развития словарного запаса в норме, с учетом результатов обследования. В планировании перечислены задачи по расширению словарного запаса, формированию словаря, воспитанию навыков словообразования, которые могут быть сформированы в определенный период обучения. В нашей группе понедельное изучение лексических тем. На занятиях по развитию речи не только уточняется и обогащается словарь детей по данной лексической теме, но и закрепляются навыки словообразования, которые дети усвоили при обучении на специально организованных занятиях логопеда.

     Работа по коррекции словаря у детей с ОНР становится более эффективной при использовании дидактических игр. В процессе игр дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно оперировать им. Вырабатывающаяся в процессе игр ориентировка на звуковой облик морфемы (окончания) помогает овладеть словоизменением. Составляя план каждого занятия по развитию речи, я, опираясь на перспективный план по формированию словаря, включаю в него дидактические игры, помогающие уточнять и расширять словарный запас детей, способствующие усвоению обобщающих понятий, закрепляющие навык словообразования.

      Например, на занятии по теме «Человек и части его тела» (лексическая тема «Наше тело» - 1-й год обучения, 1 период) в игре «Один – много» у детей закрепляется умение использовать существительные в единственном и множественном числе; в игре «Составь портрет» дети упражняются в подборе прилагательных к существительным. На занятии «В путь за звездой – путешественницей» по теме «Инструменты» (2-й год обучения, 1 период) в игре «»Назови ласково» у детей закрепляется умение использования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

     На занятии «В гостях у Барби» по теме «Мебель» (1-й год обучения, 2 период) в игре «Разные столы» дети упражняются в согласовании существительных с прилагательными. В игре активизируют в речи слова: мебель, гарнитур, столяр и т.д. На занятии «Мы поможем Гномику» по теме «Моя квартира» (2-й год обучения, 2 период) в игре, «Какая мебель» у детей закрепляется умение образовывать относительные прилагательные, в игре «Нет – много» дети упражняются в образовании родительного падежа существительных единственного и множественного числа в сочетании со словами: «нет – много».

       На занятии по теме «Посуда» (1-й год обучения, 3 период) предлагаю детям игру, «Какая посуда» с целью формирования у них умения образовывать относительные прилагательные. На занятии «Ранняя весна» (2-й год обучения, 3 период) дети упражняются: в образовании сложных слов в игре «Назови одним словом», употреблять в речи синонимы в игре «Скажи наоборот», согласовывать местоимения с глаголами в физкультминутке. На всех занятиях ставлю задачу: активизировать словарь или ввести в активный словарь: существительные, признаки (прилагательные), действия.

      Эти и множество других игр помогают детям овладеть сложным программным материалом, закрепить его усвоение, расширить и активизировать словарь по всем лексическим темам. Каждая игра самостоятельна, имеет свои учебные задачи.

При организации дидактических игр я строго учитываю следующие моменты:

  1. При закреплении любой лексической темы в начале использую игры, не предъявляющие к собственной речи детей сложных требований. Ответ одним словом, повторение хором за взрослым, ответ действием доступен любому ребенку.
  2. Любую игру провожу 5 – 10 – 15 минут, не более.
  3. Игры провожу в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку.
  4. Игры, проводимые мной, живые, интересные, заманчивые для ребенка, в некоторых из них присутствует элемент соревнования.
  5. В игре добиваюсь активного участия всех детей, при этом по возможности максимально использую двигательную активность, пальчиковую гимнастику.
  6. В игре развиваю у детей навыки контроля речи  своей и чужой, а также стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощряю детскую инициативу.
  7. В процессе игры я принимаю непосредственное участие.  Степень моего участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры. По ходу игры вношу необходимые коррективы и поправки в речь детей. В заключение обязательно поощряю всех детей, отмечаю наиболее успешных и обещаю в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.
  8. Дидактические игры стараюсь проводить не только на занятиях, но и в других режимных моментах (на прогулке, в минуты отдыха). Итак, качественный уровень словарного запаса наиболее полно и непринужденно для ребенка помогают выявить различные дидактические игры и упражнения.

      И преодоление ОНР у детей осуществляется наиболее эффективно и легко непосредственно в дидактических играх и упражнениях, так как игры помогают обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Дидактические игры, как включенные в занятия, так и вне занятий, являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.

Основными задачами игр можно назвать:

  • Развитие понимания речи;
  • Воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка;
  • Формирование обобщающих понятий;
  • Формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
  • Умение употреблять простые распространенные предложения;
  • Умение употреблять некоторые виды сложных синтаксических структур.

   Коррекционная работа по расширению словарного запаса и воспитанию навыка словообразования у детей с ОНР рассчитана на 2 года. Каждый год обучения предусматривает 3 периода. Каждый период имеет свою продолжительность, отличаются задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.

       Работа по формированию словаря во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, и проводится в нашей группе по понедельникам, т.е. мы готовим детей к восприятию материала логопедических занятий. Дидактические игры использую для расширения словарного запаса и при закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях, и при проведении занятий по заданию логопеда, а также в индивидуальных занятиях с детьми.

        При изучении каждой темы мы (воспитатели) совместно с логопедом намечаем тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Так же уточняем с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.

       Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие мышления, внимания, памяти. В первом периоде  первого года обучения первозадачей можно назвать: развитие понимания речи, т.е. умение детей вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков. При изучении любой лексической темы включаются дидактические игры, направленные на активизацию словаря, на уточнение и расширение представлений детей об окружающих предметах. Например, изучая темы «Овощи», «Фрукты», проводится игра «Собери плоды в вазы». Дети учатся различать и называть овощи, фрукты, ягоды; учатся их классифицировать; употреблять существительные с обобщающим значением: фрукты, ягоды, овощи, плоды.

        В лото «Деревья» при прохождении темы «Деревья» дети знакомятся  с названием деревьев, их плодами, цветками. На обогащение речи детей направлены игры: «Каких игрушек нет на полке?» (тема «Игрушки»); «Дружные слова» и «Подбери действия» (тема «Части тела»); «Помоги Оле» (тема «Одежда», «Обувь») и многие другие по всем лексическим темам. На первом году обучения в первом периоде на занятиях и вне занятий мы также закрепляем у детей умение образовывать множественное число существительных. Это непростая задача для детей с ОНР и поэтому в течение двух лет обучения мы к ней постоянно обращаемся. На материале различных лексических тем, («Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Грибы», «Игрушки», «Части тела», «Одежда, обувь», «Дом и его части», «Мебель») я играю с детьми в игру «Один – много».

      Дети с удовольствием играют в игру «Что в магазине?». Игра нацелена на дифференциацию существительных единственного и множественного числа. У меня один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») – несколько предметов. Я говорю: «У меня огурец, а в магазине?». Ребенок отвечает: «А в магазине – огурцы», и т.п.

     В игре «Что есть в доме?» дети учатся образовывать существительные множественного числа. Игра сопровождается показом предметных картинок. Я говорю: «У меня комната, а у тебя?».  Ребенок отвечает: «А у меня комнаты» и т.д.

      В первом периоде  первого года обучения закрепляем у детей и навык практического употребления в речи притяжательных местоимений «мой», «моя», «мое». Для этого я использую игры: «Исправь ошибки Гнома» /тема «Овощи»/, «Чей?» /тема «Грибы»/, «Скажи со словом мой, моя» /тема «Части тела»/, «4-й лишний» /темы «Одежда, обувь», «Мебель».

      Одна из сложных тем формирования словаря второго периода первого года обучения «Образование и правильное употребление относительных прилагательных». Ее удобно закреплять на материале лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»; я играю с детьми в игру «Что приготовили?» («Мы – повара»). В игре «Соберем листочки» /тема «Деревья»/, дети образуют и употребляют в предложениях относительные прилагательные «дубовый», «кленовый». Для закрепления практического образования относительных прилагательных я использую пальчиковые игры, тексты которых насыщены словами данной категории.

Изучая лексическую тему «Дом и его части», играем в игру «Какой – какая?». Вначале дети дают короткий ответ, а затем – полный: «дом из бревен (какой) – бревенчатый», дом из камня – каменный» и т.д.  Изучая тему «Одежда и обувь» - играем в игру, «Какая одежда», а тему «Посуда» - «Из чего сделан предмет?».

     В играх дети узнают, из какого материала бывают те или иные предметы и какие они. На лексическом материале тем «Зимующие птицы», «Семья», «Дикие животные», «Домашние животные» в играх «Скажи про Таню и Ваню», «Эхо», «Исправь ошибки Гнома» закрепляем в речи детей навык практического употребления глаголов прошедшего времени мужского и женского рода. Упражняем детей в употреблении глаголов мужского и женского родов в игре «Скажи правильно».

    Во второй период первого года обучения в игре «Какой? Какая? Какое?» на лексических темах «Одежда и обувь», «Мебель», «Посуда», «Транспорт» у детей закрепляется умение различать  и выделять названия признаков по назначению. Например: «пальто: зимнее, меховое, теплое», «транспорт: водный, воздушный, легковой, грузовой».

      В этот период продолжаем работу по усвоению детьми навыка согласования (подбора) прилагательных с существительными в играх: «Какая? Какие?» /тема «Одежда, обувь»/, «О ком можно сказать?»,  «Мои родственники» /тема «Семья»/, «Подбери признаки», «Подбери предметы к признакам» /тема «Зима»/, «Один – много» /тема «День Защитников Отечества»/, «Угадай и повтори» /тема «Дикие животные»/.

     Во втором периоде обучения также уделяем внимание закреплению понимания категории одушевленности предметов, для усвоения этой темы детям предлагаются игры «Бегите ко мне» /тема «Домашние животные/, «Живые – неживые», «Что или кто это?» /тема «Дикие животные».

     В третьем периоде первого года обучения проводим с детьми множество игр, нацеленных на закрепление навыка пользования приставочными глаголами «Водичка» /тема «Посуда»/, «Где стоит машина?» /тема «Транспорт»/, «Доскажи Слово» /тема «Перелетные птицы»/. Закрепление навыка согласования прилагательного с существительными провожу в играх «Какой это предмет?» /тема «Весна»/, «Назови ласково» /тема «Насекомые»/, лото «Луговые и лесные цветы», «Радуга», «Юный художник» /тема «Цветы»/, «Какая погода?» /тема «Лето»/.

     В третьем периоде продолжаем с детьми работу по закреплению навыка образования относительных прилагательных, обучаем детей употреблению в речи притяжательных прилагательных: «Бюро находок» /тема Зима»/, «Загадки о животных» /тема «Дикие животные»/, «Чей дом?», «Чей хвост?» /Темы «Домашние животные, «Домашние птицы»/ и т.д.

Информация о работе Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по формированию словаря