Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по формированию словаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

В практической части работы излагаются: обследование словаря у детей общего недоразвития речи на материале дидактических игр и работа по коррекции словаря у детей с ОНР в первый и второй годы обучения по периодам ( три периода обучения ежегодно).
В работе представлен дидактический материал для обследования словаря у детей ОНР, а также перспективный план работы по формированию словаря первого и второго года обучения (5 – 6 – 7 лет) по периодам, а также разработаны подробные карты обследования словаря у детей 5 – 7 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Часть I
Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по
формированию словаря………………………………………………………..4
Отечественные педагоги о значении коррекционной работы по
развитию словарного запаса детей………………………………………..5
Овладение словарным запасом – основа речевого развития детей…..…...5
а) роль слова в языке и речи
б) возрастные периоды формирования словаря
4. Периоды усвоения частей речи у детей по Гвоздеву А.Н……………….7
5. Характеристика развития словаря у детей с ОНР………………………..8
6. Дидактические игры – широко распространенный метод
словарной работы…………………………………………………………….10
Часть II
Обследование словаря у детей с ОНР на материале
дидактических игр…………………………………………………………….15
Коррекция словаря у детей ОНР…………………………………………17
а) первый год обучения……………………………………………………….19
б) второй год обучения……………………………………………………….22
в) работа с родителями……………………………………………………….24
3. Результативность работы по данной теме……………………………….25
Библиография……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2015.docx

— 80.06 Кб (Скачать файл)

     Игры понятны и доступны детям, они легко образуют новые слова, так как подобная работа велась с детьми в первом и втором периоде. На материале лексических тем «Весна», «Перелетные птицы», «Насекомые», «Лето», дети с удовольствием играют в игры «Скажи ласково», образовывая существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В  игре «Один – много» - дети образовывают существительные множественного числа. В этом же периоде обучения уделяем особое внимание усвоению детьми слов антонимов. В игре «Скажи наоборот» /лексические темы «Времена года», «Насекомые», «Животные»/ на занятии дети усваивают слова антонимы. Дети учатся образовывать и употреблять в речи глаголы в единственном и множественном числах в играх: «Я – мы», «Делай – делайте» /тема «Весна»/, «Измени слово» /тема «Насекомые/, «Умная стрелка» /тема «Лето»/. Дети учатся понимать и использовать в речи глаголы будущего времени в играх «Зарядка» /тема «Весна»/, «Урожай» /тема «Лето»/, а различать глаголы настоящего и прошедшего времени в играх «Птичка» /тема «перелетные птицы»/, «За грибами», «Дети и волк» /тема «Лето»/.

    В третьем периоде мы продолжаем работу по обучению детей правильного согласования слов в предложении. В игре «День рождения свиньи» /тема «Домашние животные»/ дети усваивают практическое использование существительных в винительном падеже. В  играх  «Что с чем?» /тема «Посуда», «Кто, чем питается?», «Кто, чем защищается?»  /тема  «Домашние животные»/, закрепляется у детей правильное употребление существительных в творительном падеже.   В июне (в конце первого года обучения) я провела обследование словарного запаса детей. Обследование показала, что представления и знания детей расширились, обобщились и закрепились по пройденным (в течение учебного года) лексическим темам.

       На втором году обучения продолжаем работать по формированию словаря. Совместно с логопедом мы в каждом периоде обучения планируем лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. Намечаем объем работы по расширению и совершенствованию словарного запаса и дальнейшему воспитанию навыков словообразования.

      В течение всего второго года обучения продолжаю работу по обучению согласования слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам. Играю с детьми в игры: «Дополни предложение» (тема «Огород», «Ателье»), «Потерялись слова» (Тема «Лес»), «К нам пришла осень», «Найди и исправь ошибки», «Где находится лист?» (Тема «Осень»), «Составь предложение по опорным словам (или словам-картинкам)», «На дереве или на грядке?» (Тема «Сад»).

      В первый период второго года  обучения с детьми ОНР подготовительной к школе группы играем в игры: «Большой – маленький» (Тема «Поле, откуда хлеб пришел?»), «Катя и Катенька» (Тема «Ателье»), «Скажи ласково» (Тема «Сад», «Огород», «Зимующие птицы»), «Два брата НК и ИЩ» (Тема «Осень») с целью практического употребления в речи детей слов с ласкательными и увеличительными оттенками. Для  усвоения прилагательных со значениями соотнесенности проводим игры: «Что приготовим?» (Тема «Огород»), «Какой? Какая? Какое?» (Тема «Поле, откуда хлеб пришел?»), «Письмо с ошибками», «Соберем гербарий» (Тема «Лес»), «Мастер» (Тема «Моя квартира). Развивают мышление и речь детей игры: «Портной» (Тема «Ателье»), «Доскажи слово» (Тема «Перелетные птицы»), «Кто внимательнее?» (Тема «Осень»). Эти игры нацелены на формирование у детей умения образовывать и использовать в речи приставочные глаголы. Для закрепления навыка правильного употребления в речи простых предлогов (коротких слов) предлагаю игры: «Что изменилось?» (Тема «Русские народные игрушки»), «Что возле чего?» (Тема «Инструменты»), «Незнайкина тетрадь» (Тема «Осень»), «Скажи наоборот» (Игра с мячом,  Тема «Моя квартира»), «Где спрятались игрушки» (Тема «В гостях у Барби») и т.д.

       Дети с общим недоразвитием  речи испытывают затруднения  в усвоении и употреблении  в речи слов с эмоционально-оттеночным  и переносным значением, в умении  образовывать сложные слова. Для  решения этой задачи я играю  с детьми в игры: «Составь одно  слово из двух» (сложные прилагательные, Тема «Перелетные птицы»), «Какая  это птица?» (Тема «Зимующие птицы»), «Скажи одним словом» (Тема «Мы  поможем гномику»), «Назови одним  словом» (Тема «Ранняя весна»). В  течение всего учебного года  с детьми подготовительной группы  продолжаю вести работу по  обучению согласования имен прилагательных  с существительными по всем  лексическим темам. Игры: «Какой? Какая? Какое?», «Подбери предмет по признаку»  (Темы «Весна», «Библиотека», «Почта», «Лето»), «Красивые слова о маме» (Тема «Весна») и др.

       Во втором периоде второго  года обучения, изучая лексические темы: «Домашние животные и птицы», «Как звери зимуют», «На Крайнем Севере», «Животные жарких стран», закрепляем умения детей образовывать и употреблять в речи слова с уменьшительно-ласкательными оттенками. Для этого я использую игры: «Чьи детеныши?», «У кого кто?», «Назови ласково». В этот период обучения добиваемся также практического усвоения детьми слов, имеющих только единственное или только множественное число. Усваивают дети этот материал в играх: «Кто с кем?», «Добрый доктор Айболит»  (Темы «Как звери зимуют», «Домашние животные и птицы», «Зоопарк»). При изучении этих же лексических тем, дети учатся правильному употреблению в речи прилагательных в играх: «Чей? Чья? Чье? Чьи?», «Чьи хвосты?», «Ералаш», «Чей хвост длиннее», «Чья лапа больше?», «Узнай животных».  Во втором периоде играем с детьми в игры: «Составь предложение» (Тема «Огород»), «Сравни апельсин и редис» (Тема «Сад»), «Скажи наоборот» (упражнения с мячом, тема «Ранняя весна») с целью усвоения детьми слов с противоположным значением. В играх: «Подбери признаки, действия, родственные слова», «Подбери предметы к признакам» (Тема «Зима»), «Кто лишний?», «Кто чем защищается?», «Подбери признаки» (Тема «На крайнем Севере»), «Кто живет в Африке?» (Тема «Зоопарк») дети упражняются в образовании сложных и родственных слов, в подборе однородных определений, сказуемых. В речи детей активизируем глаголы в разных временных формах в играх: «Было – будет», «Кто что делал?». В играх «Портной» (Тема «Ателье»), «Назови картинку», «Где стоит машина?» (Тема «Транспорт») дети подготовительной к школе группы упражняются в употреблении приставочных глаголов. Во втором периоде второго года обучения с детьми продолжается работа в правильном употреблении в речи коротких слов (предлогов) по всем лексическим темам.

В третьем периоде обучения я продолжаю упражнять детей:

  • в подборе однородных определений, дополнений, сказуемых по всем лексическим темам в играх: «Подбери действие, признак, родственные слова», «Закончи предложение»;
  • в употреблении в речи слов с ласкательными и увеличительными оттенками  в игре «Кто лишний?» (Тема «Весна»);
  • в употреблении в речи слов обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков (Лото «Кем быть» (профессии);
  • в лото «Кем быть» учу детей образовывать: сложные слова: хлебороб, садовод, мореплаватель…
  • в образовании существительных от глаголов:  учить – учитель, ученик…

             регулировать – регулировщик… 

При прохождении темы «Почта» играем в игру «Образуй новое слово» Детей подготовительной к школе группы учу употреблять в предложении несклоняемые существительные. Для того, чтобы закрепить правильное употребление этих слов в речи, я провожу игры: «Чего не стало?», «Закончи предложение» (Тема «Почта»). В конце учебного года мы повторяем с детьми весь изученный материал, играем в наиболее полюбившиеся игры.

     Для того чтобы работа по коррекции словаря у детей с ОНР проходила более эффективно и давала в более короткие сроки положительный результат, я привлекала к участию в коррекционном процессе родителей. Особое значение родителей в развитии словарного запаса детей заключается в том, что, используя предложенный нами материал, они получают возможность закрепить с ребенком полученные на занятиях речевые умения и навыки по средствам речевого общения. Следует отметить, что успех коррекционной работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий». В качестве «домашних заданий» предлагаются дидактические игры, способствующие уточнению, расширению и формированию словаря у детей ОНР.    Изучая с  детьми старшей группы темы: «Предметы туалета», «Овощи – фрукты», «Мебель», «Город», рекомендую родителям поиграть с ребенком в игру «Один – много». (Цель: закрепление навыков образования существительных множественного числа). В игру «Назови ласково» или «Большой и маленький» я предлагаю родителям поиграть с детьми при прохождении лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Мебель» с целью практического усвоения использования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Изучая темы «Ягоды», «Семья», «Женские профессии», «Лето» и др., предлагаю родителям поиграть с ребенком в игры: «Какой? Какая? Какое?», «Подбери признак», «Скажи какой?» с целью закрепления умений подбирать признаки. Закреплять  навык образования относительных прилагательных в речи детей предлагаю родителям в игре  «Назови сок, варенье, начинку» при изучении тем «Фрукты», «Ягоды», «Что из чего» в теме «Дом, части дома».

      Перечисленные игры и многие другие знают и используют наши родители, занимаясь с детьми дома. Такие целенаправленные домашние занятия родителей с детьми дают хороший результат и помогают предупредить возникновение у ребенка школьных проблем, способствуют обогащению словарного запаса слов у детей. Для активизации словаря детей, закреплению употребления в речи слов со сложной слоговой структурой в помощь родителям предлагаю: «Тематические листы формирования словаря по лексическим темам», «Пальчиковые игры с учетом лексических тем», «Слова и предложения со сложной слоговой структурой». Провела с родителями консультацию на тему: «Формирование словаря» с целью ознакомления родителей с целями и задачами расширения словарного запаса у детей и воспитание у них навыка словообразования. В группе я организовала игротеку. Родители могут взять ту или иную игру, поиграть с ребенком дома, а также посмотреть и изготовить себе подобную. В течение учебного года провела открытые занятия для родителей по темам: «Человек и части его тела», «День рождения мишутки», «Посуда». Цель этих занятий – познакомить родителей с некоторыми приемами проведения игр по коррекции словаря у детей.  Аналогично проводилась работа с родителями и на втором году обучения, т.е. в подготовительной группе. Для практического употребления в речи относительных прилагательных родителям предлагала поиграть с детьми в игры: «Что из чего?», «Назови какие, какое, какая, какой?» при изучении тем «Сад», «Ателье», «Моя квартира». Для практического употребления в речи детей притяжательных прилагательных предлагала родителям поиграть с детьми в игру «Чей? Чья? Чье? Чьи?» при изучении тем «Домашние животные», «Зоопарк». В игре «Подбери родственные слова» (Тема «Моя квартира»), «Измени слово» (Тема «Как звери зимуют») родители упражняют детей в подборе родственных слов и т.д. Для родителей провела занятие по формированию элементарных математических представлений (Тема «Заколдованный лес»). Цель занятия – показать родителям как на занятии по математике решаются вопросы коррекции словаря у детей ОНР.

       Так, в тесном контакте с родителями, логопедом решаю задачи по расширению словарного запаса и воспитанию навыка словообразования у детей общего недоразвития речи.      

 

     Дети научились сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Знания детей отразились в количественном (объем) и качественном (семантическое содержание) росте активного (продуктивного и пассивного, рецептивного) словарного запаса.  У детей нашей группы к концу учебного года появились в речи слова с обобщенным, абстрактным и переносным значением. Благодаря дидактическим играм и упражнениям, проводимых с детьми ОНР, они усвоили простые способы словообразования и словоизменения, закрепили навыки образования относительных прилагательных, употребление притяжательных прилагательных, усвоили слова антонимы. Результаты представлены в таблице «Оценки степени сформированности словарного запаса детей с ОНР в %».

Оценка степени сформированности словарного запаса детей с ОНР в %

 

Начало первого года обучения

Конец первого года обучения

Начало второго года обучения

Конец второго года обучения

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Значительно ниже возрастной нормы

 

6

 

75%

           

ниже возрастной нормы

 

2

 

25%

           

Без значительных улучшений

   

 

2

 

25%

 

2

 

25%

   

Значительное улучшение

   

 

6

 

75%

 

6

 

75%

 

1

 

12,5%

Соответствует возрастной норме

           

 

7

 

87,5%


 

      Мы  видим, что у: детей словарь значительно улучшился и только у двух ребят он остался без значительного улучшения.  Возможно,  это обусловлено тем, что у детей: низкий уровень запоминания лексических тем; недостаточность фонематического восприятия. У мальчиков, кроме общего недоразвития речи, задержка психического развития и стертая дизартрия и поэтому к ним планирую дополнительную коррекционную работу по формированию словаря.

   В  конце второго года обучения  детей ОНР обследование показало, что:

  • дети легко выполняют упражнения на словообразование;
  • от одного корня образуют различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др.;
  • справляются с заданиями на образование:
  • прилагательных от существительных;
  • существительных от глаголов;
  • сравнительной степени прилагательных и т.д.
  • дети усвоили лексику с обобщенным и переносным значением; математическая и лингвистическая терминология соответствует возрасту.

Информация о работе Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по формированию словаря