Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 21:59, курсовая работа
В практической части работы излагаются: обследование словаря у детей общего недоразвития речи на материале дидактических игр и работа по коррекции словаря у детей с ОНР в первый и второй годы обучения по периодам ( три периода обучения ежегодно).
В работе представлен дидактический материал для обследования словаря у детей ОНР, а также перспективный план работы по формированию словаря первого и второго года обучения (5 – 6 – 7 лет) по периодам, а также разработаны подробные карты обследования словаря у детей 5 – 7 лет.
Введение……………………………………………………………………… 3
Часть I
Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по
формированию словаря………………………………………………………..4
Отечественные педагоги о значении коррекционной работы по
развитию словарного запаса детей………………………………………..5
Овладение словарным запасом – основа речевого развития детей…..…...5
а) роль слова в языке и речи
б) возрастные периоды формирования словаря
4. Периоды усвоения частей речи у детей по Гвоздеву А.Н……………….7
5. Характеристика развития словаря у детей с ОНР………………………..8
6. Дидактические игры – широко распространенный метод
словарной работы…………………………………………………………….10
Часть II
Обследование словаря у детей с ОНР на материале
дидактических игр…………………………………………………………….15
Коррекция словаря у детей ОНР…………………………………………17
а) первый год обучения……………………………………………………….19
б) второй год обучения……………………………………………………….22
в) работа с родителями……………………………………………………….24
3. Результативность работы по данной теме……………………………….25
Библиография……………………………………………
Активный словарный запас детей вырос как в количественном (объем) так и в качественном (синтаксическое содержание) отношении по всем лексическим темам. Таким образом, в результате двухлетней, каждодневной работы по коррекции словаря (на материале) по средствам дидактических игр и упражнений у детей ОНР словарный запас у семи детей нашей группы соответствует возрастной норме, что составляет 87,5 % от общего количества. И только у одного ребенка степень сформированности словарного запаса соответствует значительному улучшению, и составляет 12,5%.
Результаты работы по расширению словарного запаса и воспитанию навыков словообразования указывают на то, что методы и приемы коррекции словаря правильные и обеспечили детям переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса (1 год обучения) к активному использованию речевых средств.
У детей сформировался навык правильной эмоциональной речи. Они научились преодолевать речевые трудности, легко вступать в речевые контакты, говорить свободно, выразительно. В общении, сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях … скованность, стеснительность детей исчезла, речь стала интересной, эмоционально выразительной благодаря расширившемуся о обогатившемуся словарному запасу. На музыкальных занятиях, утренниках дети с удовольствием изображают персонажей, героев сказок, войдя в определенный образ, они говорят свободно и выразительно, действуют расковано и легко, уверенно общаются со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, расширяя, уточняя и обогащая словарь детей с общим недоразвитием речи, мы помогаем не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной школе. За десять лет работы с детьми с общим недоразвитием речи мы подготовили и «выпустили» в школу 82 ребенка. Большинство детей учатся на 4 и 5, пятеро из них окончили начальную школу на отлично, четыре мальчика успешно учатся в кадетском классе. Из выше сказанного и результатов диагностики можно сделать вывод, что работа по коррекции словаря на основе дидактических игр и упражнений велась в правильном направлении, а педагогические средства, используемые в работе, способствовали эффективно решить задачи коррекции словаря у детей общего недоразвития речи.
Библиография.
4. Антипова
Ж.Б. «Формирование словаря у
5. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 1991г.
6. Васильева С.Н. «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников», Москва, 2000г.
7. Васильева С.А., Соколова Н. «Логопедические игры для дошкольников», Москва, «Школьная пресса», 2001г.
8. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2005г.
9. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей», Москва, «ГНОМиД», 2001г.
10. Головин Б.Н. «Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи», Москва, «Высшая школа», 1988г.
11. Грибова
О.Е. «Технология организации
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва, «Просвещение», 1990г.
13. Кондратенко
И.Ю. «Выявление и преодоление
речевых нарушений в
14. Коноваленко
В.В. «Коррекционная работа
15. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет (сценарии занятий)», Москва, Творческий центр «Сфера», 2004г.
16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, «Союз», 2001г.
17. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», Москва, «Просвещение», 1991г.
18. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2007г.
19. Русланова
Н.С. «Дидактический материал для
развития лексико-
20. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, «Издательство АСТ», 2001г.
21. Селиверстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми», Москва, «Просвещение», 1987г.
22. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду (занятия с детьми 5-6 лет)», Москва, «Мозаика-синтез», 2004г.
23. Ткаченко Т.А. «В первый класс – без дефектов речи», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2000г.
24. Ткаченко
Т.А. «Альбом индивидуального
25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии», Москва, «Просвещение», 1989г.
26. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. «Логопедическая работа в специальном детском саду», Москва, «Просвещение», 1987г.
27. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста; Практическое пособие», Москва, «Айрис-пресс», 2004г.
Информация о работе Задачи логопедического воздействия на детей с ОНР по формированию словаря