Значение семьи в формировании личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.
Задачи исследования:
1)изучить современные подходы отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;
2)определить роль, значение семьи в становлении личности ребенка;
3)установить основные проблемы, с которыми сталкивается семья в современном обществе;
4)определить преобладающие методы воспитания;
5)выявить проблемы воспитания;
6)определить тон взаимоотношений детей и родителей;
7)выработать методические рекомендации для педагогов и родителей.

Содержание

Введение. 3

Глава 1: Семья в зеркале современных наук. 7
Понятия «семья» и основные функции семьи в жизнедеятельности человека. 7
Структура и динамика семьи как ее специфические характеристики. 13
Типология современной семьи. 15
Воспитательные возможности семьи. 19

Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с
жизнью семьи. 23
Как влияют на ребенка изменения в составе семьи. 23
Влияние личностных черт родителей и их взаимных эмоциональных связей на поведение ребенка. 24
Влияние на воспитание ребенка внутрисемейных отношений. 25
Влияние отношений родителей к ребенку на формирование его личности. 28
Функции социального педагога при работе с семьей. 31

Глава 3: Практическая часть. 35
Изучение особенностей воспитания детей в семьях. 35
Социально-педагогический автопортрет детства. 41
Методические рекомендации. 44

Заключение. 46

Литература. 48

Приложение. 50

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУК.doc

— 325.60 Кб (Скачать файл)

Функции семьи - жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов (№41). Функций семьи столько, сколько видов потребностей в ее устойчивой повторяющейся форме она удовлетворяет (№35).

Выполнение семьей ее функций имеет  значение не только для ее членов, но и для общества в целом. В исследовании «Психология и психотерапия семьи» автор Эйдемиллер Э.Г. определяет следующие функции семьи:

Воспитательная  функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми;

в том, что родители могут «реализовываться»  в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. 

Хозяйственно- бытовая  функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове, одежде и тому подобное), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных сил.

Эмоциональная функция  семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального  контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая  функция -  удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, чтобы семья при этом обеспечивала биологическое воспроизводство общества, то есть выполняла репродуктивную функцию. Социолог Харчев А.Г. считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека продолжение рода.

В современных условиях есть и другие классификации функций семьи. Так, российские социологи  В.Рясенцев и  Г.Свердлов называют важнейшими функциями  семьи: продолжение рода, воспитательную, хозяйственную и взаимопомощи; философ В. Ключников отмечает: продолжение рода, воспитание детей и хозяйственную; белорусский социолог С.Лаптенок определяет: хозяйственно-бытовую, воспроизводство населения, воспитание и организацию досуга своих членов семьи; философ А.Харчев : воспроизводство населения, социализации, хозяйственную, организации потребления и досуга; украинский социолог Н.Юркевич: духовного общения, сексуальную, рождение детей и сотрудничества в процессе воспитания, добывание необходимых средств для ведения домашнего хозяйства.

      Наиболее полным  на наш взгляд, функции современной  семьи представлены финским педагогом  Ю. Хямяляйнен.(№40) Выделяя периоды  формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных  отношений характерно определенные  функции, что может быть представлено следующей таблицей:

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

 

Стадии

семьи

Основные функции семьи

Родительские функции

Функции ребенка

1.Этап 

формиро-

вания семьи

Осознание партнерских отношений,

укрепления взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих; развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства; налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны; распределение времени между домом и работой; выработка порядка принятия решения, удовлетворяющих обе стороны; беседы между супругами о будущем семьи.

 

2.Семья, ждущая ребенка, семья  с младенцем

Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка ; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери ; привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка; забота о потребностях ребенка ; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей

Ребенок зависит от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками простейшего  социального взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены  покоя и действия; овладение словами, короткими фразами, речью

3.Семья с ребенком дошкольного  возраста

Развитие интересов и потребностей ребенка; преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения  по поводу хронической нехватки времени  для собственных нужд; поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье – открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы; развитие отношений с родителями в связи с появлением ими новой роли; сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей   

Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа

4.Семья школьника

Воспитать у людей интерес к  научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее  развитие взаимоотношений в семье               (открытость, откровенность); забота о  супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с родителями других школьников

Получение навыков необходимых  для школьного образования; стремление быть полноправным и  готовым к  сотрудничеству членом семьи; постепенный  отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают; включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; знакомство с правилами поведения и моралью группы; расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли; осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира

5.Семья с ребенком старшего  школьного возраста

Передача ответственности и  свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни  семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой  женщины, матери ); понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности

Положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим  изменениям; прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения

 

6.Семья со взрослым ребенком, входящим в мир

Отрыв от взрослеющего ребенка, способность  отказаться от прежней власти над  ним; внушение ребенку, что в любых  жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки; создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважения самостоятельности и индивидуальности обеих семей

Осознание своего положения как  положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; создание прочных и в тоже время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение

к собственной сексуальности и  ее удовлетворение в отношениях с  партнером; создание собственной системы ценностей, мировоззрение, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи. 

Партнерские функции

7.Семья среднего возраста     («пустое гнездо»)

Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое, радостное использование большого количества свободного времени; укрепления взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки) 

 

8.Постаревшая семья

Осознание собственного отношения  к смерти и одиночеству; изменение  дома в соответствии с потребностями  пожилых людей; приспособление к  жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшении собственных сил  принять помощь других людей; подчинении своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить годы и спокойно умереть

Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки)


 

           

Анализируя таблицу, можно сделать  вывод, что в различные периоды  становления и развития семьи  функции ее членов меняются.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи; одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Например, качественно изменилась функция первичного социального контроля, повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождением внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.).

Нарушения функций  семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.

Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. п.).

 

1.2. Структура  и динамика семьи как ее  специфические

       характеристики.

 

Структура семьи  – состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.(№41)

Анализ структуры семьи  дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуются функции  семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами  семьи права и обязанности. С  точки зрения структуры можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором – о демократической. Различной может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи. В большинстве случаев семьи ориентированны на равномерное распределение обязанностей, а также на равноправное участие в решении всех семейных проблем.

Нарушения структуры  семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.(№41)

Например, неравномерность  распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении).

Вопрос о том, что  в семье является нормой, а что  нарушением, - один из наиболее трудных  вопросов в современной науке  о семье.

Функции и структура  семьи могут изменяться в зависимости  от этапов ее жизнедеятельности. Это  изменение называется динамикой семьи.(№41) Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла.

Дюваль Е.М.(№34) выделил  следующие фазы в жизненном цикле  семьи:

        1.Вовлечение, встреча супругов, их  эмоциональное притяжение друг  к 

          другу.                                                               

2.Принятие и развитие  новых родительских ролей.

3.Принятие в семью  новой личности, переход от диадных  отношений

   супругов к  отношениям в треугольнике.

4.Введение детей во  внесемейные институты.

       5.Принятие  подросковости.

       6.Экспериментирование с независимостью.

       7.Подготовка  детей к уходу из семьи.

       8.Уход  детей из семьи, принятие их  ухода, жизнь супругов «глаза  в глаза».

       9.Принятие  факта ухода на пенсию и старости.

 

В нашей стране известность  получила периодизация Васильевой Э.К. (№36), выделившей пять стадий жизненного цикла семьи:

 

  1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до момента рождения

первого ребенка.

  1. Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.
  2. Окончание выполнения воспитательной функции: с начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей.
  3. Дети живут с родителями, и хотя бы один из детей не имеет собственной семьи.
  4. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

 

 

 

1.3. Типология  современной семьи.

 

Каков же тип семьи  существует в современном обществе? Как ни странно, но до сих пор в  научной литературе отсутствует строгая типология семьи, хотя такой пробел начинает постепенно устраняться. Имеется ряд исследований, в которых раскрывается та или иная сторона вопроса.

В современных условиях семью характеризует, во-первых, по социально-классовому признаку – семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства (фермера, кооператора, арендатора), представителя интеллектуального труда и т. п.; во-вторых, по типу поселения – городская, сельская; в-третьих, по национальному признаку – одно-национальная, межнациональная; в-четвертых, по времени существования – семья молодоженов, молодая семья, семья ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т. п.; в-пятых, по количеству членов семьи – бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т. п.(№6).

Если три типа семьи (по социально-классовому признаку, типу поселения, национальному признаку) характеризуются довольно просто, то типы семьи по времени существования, количественному составу и другие имеют много различий.

Семья молодоженов. Это семья только что родившаяся. Для такой семьи состояние эйфории вполне нормально. О таких семьях удачно заметил поэт Сергей Чекмарев. Их любовь – это перец, огонь и желчь. Это розой цветущая рана. Она обязана мучить и жечь, она не выносит спокойную речь.

Молодая семья. Это семья, которая столкнулась с первыми для них неожиданными препятствиями. Каждый из них (супругов) подумал о том, что одной любви маловато. Надо бы иметь побольше доброты, о которой удачно сказал  Уильям Шекспир: « Моя любовь без дна, доброта как ширь морская, чем больше ее трачу, тем становлюсь безбрежней и богаче», уступчивости, заботливости, тактичности, проявления должного внимания к их родственникам и близким.

  Семья, ждущая ребенка. За  такой период заметно меняется супруга,  не остаётся без изменений и будущий отец. Появляется чрезмерная заботливость друг о друге. Такое отношение необходимо вдвойне будущей матери и ребенку.

Семья среднего супружеского возраста (от трех до десяти лет совместного проживания). Это период наиболее критический, ответственный в жизни семьи. Почему? Да потому, что именно в такой период появляются скука, однообразие стереотипов во взаимоотношениях супругов. Как говорит пословица: одной любовью сыт не будешь и век обнявшись не просидишь. Начинают разгораться конфликты, и на такой период приходится большинство разводов и распадов семьи. Семья старшего супружеского возраста (десять – двадцать лет супружества). Морально-психологическое благополучие супругов в такой семье зависит во многом от богатства их личности, взаимной уступчивости, совпадения потребностей, интересов.

Пожилые супружеские  семьи. По времени прожила не один десяток лет совместно. А, как известно у времени есть два крыла: одно уносит радости, другое – утирает слезы. Это разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появления внуков. Супруги входят в новые для них роли – бабушек и дедушек, осваивают новые функции в семье и по прежнему любящие друг друга. О такой любви С. Щипачев в поэме «Посвящение» писал: “Пусть пристально глядят мужчины и судят, как хотят. Пускай! Бывают женщины, похожие на чуть привядшие цветы. Еще милей, еще дороже для мужа стала ты”.

Определенный тип семьи  составляют семьи: бездетные, малодетные, многодетные и т. п.(№6).

Бездетные семьи  – это семьи, где в течении десяти лет совместного проживания не появился ребенок. Таких семей около 20% от общего количества семей. Причем около 2% из них остаётся бездетными по медико-биологическим причинам, остальные из-за нежелания иметь детей. Каждая третья семья из такой группы распадается чаще всего по инициативе мужчин. Однако это происходит далеко не обязательно из-за того, что нет детей, а главное, из-за разлада в семье.

Информация о работе Значение семьи в формировании личности ребенка