Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.
Задачи исследования:
1)изучить современные подходы отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;
2)определить роль, значение семьи в становлении личности ребенка;
3)установить основные проблемы, с которыми сталкивается семья в современном обществе;
4)определить преобладающие методы воспитания;
5)выявить проблемы воспитания;
6)определить тон взаимоотношений детей и родителей;
7)выработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
Введение. 3
Глава 1: Семья в зеркале современных наук. 7
Понятия «семья» и основные функции семьи в жизнедеятельности человека. 7
Структура и динамика семьи как ее специфические характеристики. 13
Типология современной семьи. 15
Воспитательные возможности семьи. 19
Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с
жизнью семьи. 23
Как влияют на ребенка изменения в составе семьи. 23
Влияние личностных черт родителей и их взаимных эмоциональных связей на поведение ребенка. 24
Влияние на воспитание ребенка внутрисемейных отношений. 25
Влияние отношений родителей к ребенку на формирование его личности. 28
Функции социального педагога при работе с семьей. 31
Глава 3: Практическая часть. 35
Изучение особенностей воспитания детей в семьях. 35
Социально-педагогический автопортрет детства. 41
Методические рекомендации. 44
Заключение. 46
Литература. 48
Приложение. 50
Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. В исследовании «Психология и психотерапия семьи» автор Эйдемиллер Э.Г. определяет следующие функции семьи:
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми;
в том, что родители могут «реализовываться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно- бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове, одежде и тому подобное), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных сил.
Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, чтобы семья при этом обеспечивала биологическое воспроизводство общества, то есть выполняла репродуктивную функцию. Социолог Харчев А.Г. считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека продолжение рода.
Стадиисемьи |
Основные функции семьи | |
Родительские функции |
Функции ребенка | |
1.Этапформиро- вания семьи |
Осознание партнерских отношений,укрепления взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих; развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства; налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны; распределение времени между домом и работой; выработка порядка принятия решения, удовлетворяющих обе стороны; беседы между супругами о будущем семьи. |
|
2.Семья, ждущая ребенка, |
Привыкание к мысли о |
Ребенок зависит от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками простейшего социального взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены покоя и действия; овладение словами, короткими фразами, речью |
3.Семья с ребенком |
Развитие интересов и
|
Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа |
4.Семья школьника |
Воспитать у людей интерес к
научным и практическим знаниям;
поддержка увлечений ребенка; дальнейшее
развитие взаимоотношений в семье |
Получение навыков необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают; включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; знакомство с правилами поведения и моралью группы; расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли; осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира |
5.Семья с ребенком старшего школьного возраста |
Передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, матери ); понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности |
Положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения
|
6.Семья со взрослым ребенком, входящим в мир |
Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки; создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважения самостоятельности и индивидуальности обеих семей |
Осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; создание прочных и в тоже время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношениек собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; создание собственной системы ценностей, мировоззрение, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи. |
Партнерские функции | ||
7.Семья среднего возраста («пустое гнездо») |
Обновление супружеских отношен
|
|
8.Постаревшая семья |
Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшении собственных сил принять помощь других людей; подчинении своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить годы и спокойно умереть |
Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки) |
Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи; одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Например, качественно изменилась функция первичного социального контроля, повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождением внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.).
Нарушения функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.
Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. п.).
1.2. Структура и динамика семьи как ее специфические
характеристики.
Структура семьи – состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.(№41)
Анализ структуры семьи
дает возможность ответить на вопрос,
каким образом реализуются
Нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.(№41)
Например, неравномерность
распределения хозяйственно-быт
Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, - один из наиболее трудных вопросов в современной науке о семье.
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Это изменение называется динамикой семьи.(№41) Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла.
Дюваль Е.М.(№34) выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:
1.Вовлечение, встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к
другу.
2.Принятие и развитие новых родительских ролей.
3.Принятие в семью новой личности, переход от диадных отношений
супругов к отношениям в треугольнике.
4.Введение детей во внесемейные институты.
5.Принятие подросковости.
6.Экспериментирование с независимостью.
7.Подготовка детей к уходу из семьи.
8.Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
9.Принятие факта ухода на пенсию и старости.
В нашей стране известность получила периодизация Васильевой Э.К. (№36), выделившей пять стадий жизненного цикла семьи:
первого ребенка.
1.3. Типология современной семьи.
Каков же тип семьи существует в современном обществе? Как ни странно, но до сих пор в научной литературе отсутствует строгая типология семьи, хотя такой пробел начинает постепенно устраняться. Имеется ряд исследований, в которых раскрывается та или иная сторона вопроса.
В современных условиях семью характеризует, во-первых, по социально-классовому признаку – семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства (фермера, кооператора, арендатора), представителя интеллектуального труда и т. п.; во-вторых, по типу поселения – городская, сельская; в-третьих, по национальному признаку – одно-национальная, межнациональная; в-четвертых, по времени существования – семья молодоженов, молодая семья, семья ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т. п.; в-пятых, по количеству членов семьи – бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т. п.(№6).
Если три типа семьи (по социально-классовому признаку, типу поселения, национальному признаку) характеризуются довольно просто, то типы семьи по времени существования, количественному составу и другие имеют много различий.
Семья молодоженов. Это семья только что родившаяся. Для такой семьи состояние эйфории вполне нормально. О таких семьях удачно заметил поэт Сергей Чекмарев. Их любовь – это перец, огонь и желчь. Это розой цветущая рана. Она обязана мучить и жечь, она не выносит спокойную речь.
Молодая семья. Это семья, которая столкнулась с первыми для них неожиданными препятствиями. Каждый из них (супругов) подумал о том, что одной любви маловато. Надо бы иметь побольше доброты, о которой удачно сказал Уильям Шекспир: « Моя любовь без дна, доброта как ширь морская, чем больше ее трачу, тем становлюсь безбрежней и богаче», уступчивости, заботливости, тактичности, проявления должного внимания к их родственникам и близким.
Семья, ждущая ребенка. За такой период заметно меняется супруга, не остаётся без изменений и будущий отец. Появляется чрезмерная заботливость друг о друге. Такое отношение необходимо вдвойне будущей матери и ребенку.
Семья среднего супружеского возраста (от трех до десяти лет совместного проживания). Это период наиболее критический, ответственный в жизни семьи. Почему? Да потому, что именно в такой период появляются скука, однообразие стереотипов во взаимоотношениях супругов. Как говорит пословица: одной любовью сыт не будешь и век обнявшись не просидишь. Начинают разгораться конфликты, и на такой период приходится большинство разводов и распадов семьи. Семья старшего супружеского возраста (десять – двадцать лет супружества). Морально-психологическое благополучие супругов в такой семье зависит во многом от богатства их личности, взаимной уступчивости, совпадения потребностей, интересов.
Пожилые супружеские семьи. По времени прожила не один десяток лет совместно. А, как известно у времени есть два крыла: одно уносит радости, другое – утирает слезы. Это разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появления внуков. Супруги входят в новые для них роли – бабушек и дедушек, осваивают новые функции в семье и по прежнему любящие друг друга. О такой любви С. Щипачев в поэме «Посвящение» писал: “Пусть пристально глядят мужчины и судят, как хотят. Пускай! Бывают женщины, похожие на чуть привядшие цветы. Еще милей, еще дороже для мужа стала ты”.
Определенный тип семьи составляют семьи: бездетные, малодетные, многодетные и т. п.(№6).
Бездетные семьи – это семьи, где в течении десяти лет совместного проживания не появился ребенок. Таких семей около 20% от общего количества семей. Причем около 2% из них остаётся бездетными по медико-биологическим причинам, остальные из-за нежелания иметь детей. Каждая третья семья из такой группы распадается чаще всего по инициативе мужчин. Однако это происходит далеко не обязательно из-за того, что нет детей, а главное, из-за разлада в семье.
Информация о работе Значение семьи в формировании личности ребенка