Значение семьи в формировании личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.
Задачи исследования:
1)изучить современные подходы отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;
2)определить роль, значение семьи в становлении личности ребенка;
3)установить основные проблемы, с которыми сталкивается семья в современном обществе;
4)определить преобладающие методы воспитания;
5)выявить проблемы воспитания;
6)определить тон взаимоотношений детей и родителей;
7)выработать методические рекомендации для педагогов и родителей.

Содержание

Введение. 3

Глава 1: Семья в зеркале современных наук. 7
Понятия «семья» и основные функции семьи в жизнедеятельности человека. 7
Структура и динамика семьи как ее специфические характеристики. 13
Типология современной семьи. 15
Воспитательные возможности семьи. 19

Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с
жизнью семьи. 23
Как влияют на ребенка изменения в составе семьи. 23
Влияние личностных черт родителей и их взаимных эмоциональных связей на поведение ребенка. 24
Влияние на воспитание ребенка внутрисемейных отношений. 25
Влияние отношений родителей к ребенку на формирование его личности. 28
Функции социального педагога при работе с семьей. 31

Глава 3: Практическая часть. 35
Изучение особенностей воспитания детей в семьях. 35
Социально-педагогический автопортрет детства. 41
Методические рекомендации. 44

Заключение. 46

Литература. 48

Приложение. 50

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУК.doc

— 325.60 Кб (Скачать файл)

 

 

Работу с родителями социальный педагог должен начинать с тщательного изучения семьи, ее основных свойств, характеристик и  воспитательных воздействий.

Изучение семьи –  весьма сложное дело, требующее от специалиста понимания ее специфики, умения устанавливать с родителями деловые взаимоотношения, добиваться взаимопонимания.

Для изучения семьи используют различные методы:

  • метод обобщения независимых характеристик;
  • беседы и опросы детей и родителей;
  • посещение семей, наблюдение;
  • анкетирование, тестирование;
  • ретроспективный анализ биографий;
  • изучение творческих работ детей;
  • метод незаконченного предложения.

Сопоставление результатов  этих методов дает возможность лучше понять условия семейного воспитания, особенности уклада жизни в семье, истинность взаимоотношений между членами семьи, а, следовательно, более обоснованно, предметно подготовить рекомендации и советы, найти наиболее действенные пути решения проблемных ситуаций в семье.

Подводя итог вышеизложенному мы можем  сделать следующий вывод.

Семья – социальный институт, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека. Основные характеристики семьи (функции, структура) непостоянны, и изменяются в зависимости от этапов жизненного цикла. Типология современной семьи весьма разнообразна и имеет сложный многоуровневый подход. Однако каждому типу семьи свойственны свои психологические особенности, отражающиеся на выполнении воспитательной функции, а следовательно на развитии и формировании личности ребенка.

Знание основных характеристик, типов  и воспитательных возможностей семьи  необходимо, чтобы понять истинные взаимоотношения между членами  семьи, воссоздать психологический  портрет конкретной семьи, выявить проблемные зоны и найти наиболее приемлемые пути устранения негативных влияний на всех членов семьи в целом и личности ребенка в частности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2: ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА,                                                СВЯЗАННЫЕ С ЖИЗНЬЮ СЕМЬИ.

 

2.1: Как влияют  на ребенка изменения в составе  семьи.

 

Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций  семьи, могут быть изменения в её составе. Семья является такой малой группой, которая постоянно развивается и видоизменяется. Как уже отмечалось, жизнь семьи делится на периоды. Каждая фаза в жизни семьи характеризуется различными признаками, например с точки зрения возраста, пола числа членов, уклада взаимоотношений и характера взаимных контактов. Структура семьи подвергается изменениям вместе с её развитием.

В выполнении воспитательной функции по отношению к детям  главную роль играет супружеская  пара – отец и мать. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление – существенная общественно-воспитательная проблема.

Разлука с одним из родителей может привести к появлению  у ребенка чувства страха, к  утрате ощущения безопасности. Распад семьи может вызвать у него депрессию и ряд других симптомов невроза. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод родителей, создает также определенные условия для его асоциального поведения. Это происходит очень часто не столько из-за самого факта разлуки с одним из родителей, сколько из-за неприятностей в семье.

Атмосфера напряженности и конфликтных  семейных ситуаций действует на ребенка  резко отрицательно. Дом перестает  быть для него опорой, он теряет чувство  безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильной семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. 

В семьях, в которых господствует согласие родителей, дети редко сбиваются  с пути. Более подвержена этому  молодежь из семей, в которых не удалась совместная жизнь их родителей. Разногласия и отсутствие любви между отцом и матерью весьма тесно связаны с  развитием у детей склонности к нежелательному поведению.

Только хорошие, душевные отношения  с одним из родителей могут  смягчить вредные последствия супружеских конфликтов. При этом надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка.

Однако ребенок, оказавшийся в  дальнейшем в условиях, наполненных  гармонией и доброжелательностью, может успокоиться, опять стать уравновешенным. И тогда ему перестает угрожать опасность сбиться с пути. Связь между семейными неприятностями и асоциальными поступками детей в значительной степени определяется также влиянием более широкой неблагоприятной среды, которая может увлечь ребенка, потерявшего даже на время внимание родителей. В таких случаях дети подросткового и юношеского возраста очень восприимчивы к вредным воздействиям некоторых групп своих ровесников.

Когда распадается семья, то могут  возникать двоякого типа ситуации, травмирующие детей и вызывающие у них даже психические комплексы. Одна из них – это предшествующий разводу супружеский конфликт, который ребенок переживает как угрозу своему существованию. Причем самое опасное для него – быть втянутым в конфликты и интриги супругов. Другая травмирующая ситуация – последующее воспитание в неполной семье, с одним из родителей, что затрудняет воспитание и оставляет соответствующий след в формировании его личности.

Менее травмирующей для детей бывает ситуация долговременного отсутствия отца из-за его работы, связанной, например, с морской профессией или с военной службой. Мать, оставшаяся с детьми, должна создавать такую воспитательную атмосферу, которая компенсирует отсутствие отца, способствует повышению его авторитета у детей.

Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано  с царящими в семье отношениями.

 

2.2: Влияние  личностных черт родителей и  их  взаимных 

         эмоциональных связей на поведение ребенка.

 

 

Основой прочности семьи являются равновесие и стабильность супружеских взаимоотношений. Связь между супругами имеет основополагающее значение для жизни созданной ими семьи, особенно для развития личности их детей. Если супружескую пару объединяет сильное чувство любви и уважения, если супруги ценят друг друга и каждый из них черпает радость, удовлетворения от взаимного общения, то и у их детей создаётся основа для формирования правильных семейных отношений. Уравновешенность и доброжелательность родителей передаются их детям и создают благоприятные условия для воспитания.

Семьи, в которых супружеская  связь недостаточно сильна, нередко  страдают из-за того, что в отношениях с ребенком один из родителей находится  как бы в изоляции.

Непрочность супружеский отношений часто приводит к возникновению нестабильных связей с ребенком, который в результате начинает тяготеть к одному из родителей, например, создаётся эмоциональная связь между матерью и ребенком при относительной изоляции отца.

Для развития психически здоровой, эмоционально уравновешенной личности ребенка особое значение имеет уклад внутрисемейных отношений. Исследования свидетельствуют о том, что этот уклад имеет даже большее значение, чем эмоциональная уравновешенность родителей. Как утверждают исследователи, воспитательные трудности родителей обычно меньше в тех семьях, в которых более сильная супружеская связь. Отношения в семье, основанные на сильной взаимной связи отца и матери, гарантировали хорошее развитие детей, несмотря на то, что их родители отличались друг от друга с точки зрения характера их эмоционального мира.

Независимо от того, кто в семье  является более сильной стороной – отец или мать, - при хорошем  взаимодействии и согласии супругов их дети эмоционально развиваются правильно.

Некоторые личностные дефекты родителей могут быть также причиной, способствующей развитию у детей неврозов или асоциальных тенденций. Однако воздействие этого фактора не всегда бывает таким же сильным, как влияние плохой совместной жизни родителей. Асоциальные склонности молодежи развиваются скорее там, где нарушена совместная жизнь супругов.

Какой вид отклонений в семейной жизни способствует деморализации  детей? Нарушение взаимоотношений  между отцом и матерью, их ссоры, взаимная неприязнь, холодное и формальное общение, отсутствие эмоциональной связи и сердечности могут формировать у родителей подобные отношения и к своим детям. В этих случаях детям грозит большая опасность.

Дисгармония семейных отношений даёт ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

В семье, в которой между родителями господствует гармония, а взаимоотношения со всеми членами семьи у них добрые и сердечные, ребенок учится правильно вести себя с другими людьми, правильно решать возникающие на жизненном пути конфликты.

 

2.3: Влияние  на воспитание ребенка внутрисемейных отношений.

 

Наблюдения свидетельствуют  о том, что наиболее сложно складываются взаимоотношения в семьях, в которых  вместе проживают несколько поколений.

Большое значение имеет  отношения отца и матери к каждому  из детей. Если родители одному из них создают привилегированное положение, то другие дети чувствуют себя в родном доме неуверенно, им кажется, что они не любимы, у них отсутствует ощущение безопасности.

Только ровное, чуткое отношение родителей ко всем своим  детям снимает любое напряжение при возникновении конфликтов между братьями и сестрами, препятствует возникновению чувства соперничества и ревности, помогает детям правильно понимать различные семейные ситуации.

Если в семье воспитываются  дети разного пола, то создаются  дополнительные возможности для формирования социального поведения, связанного с полом человека. Совместная жизнь ребенка со своими братьями и сестрами создаёт ему условия для более широкого общения с детьми, что значительно облегчает ему контакты со сверстниками, способствует его социальному развитию и приобретению навыков взаимоотношений в детской группе.

Конфликтные ситуации между  взрослыми членами семьи влияют на появление у детей отклонений в их поведении значительно сильнее, чем ссоры среди детей. Родители, бабушки и дедушки должны это всегда помнить и стараться не решать конфликты в присутствии ребенка.

Семейная гармония, единство всех взрослых членов семьи в вопросах воспитания благоприятствуют развитию и формированию характеру человека.

Когда в семье имеющей  одного ребенка, его воспитанием занимается еще и бабушка, то взрослым людям особенно надо обращать внимание на свои взаимоотношения. Иногда среднее и старшее поколения теряют взаимопонимание, не задумываясь над тем, что между ними находится ребенок – легко ранимый и все воспринимающий человек.

А ведь бабушки в основном очень помогают развитию ребенка. Они  воспитывают чувство привязанности, внимание к старшим, доброту и  уважение к людям. Однако в семьях, состоящих из трех поколений, возникает  ряд новых воспитательных проблем, которые не  встречается в семьях из двух поколений. Прежде всего, труднее сохранить единство методов воспитания детей, что чаще всего является причиной конфликтов.

Бабушки и дедушки  с годами меняют свои воспитательные методы и к внукам относятся значительно снисходительней, чем к своим детям, тем более что они уже не несут ответственность за воспитание. Эта позиция старшего поколения влечёт за собой повышенную строгость родителей по отношению к детям.

Иногда бывает и наоборот. Бабушки и дедушки не справляясь с воспитанием ребенка, считают, что он ускользает от их контроля, в связи, с чем объявляют его невежливым или несносным и требуют от родителей дисциплинарных мер. В каждой из таких и подобных ситуаций обращение с ребенком в семье становится предметом бурных дискуссий, споров. Ребенок чаще всего слышит, как бабушка или дедушка (возможно, оба вместе) критикуют и комментируют слова и действия его родителей.

Конфликты между родителями,  с одной стороны, и бабушкой и  дедушкой -  с другой, опасны для развивающейся личности ребенка. В каждом доме есть взрослые люди, которых ребенок особенно любит, которые являются для него авторитетом. И вдруг он начинает понимать, что эти люди выражают различные мнения по главным вопросам, касающимся его, спорят и даже ссорятся из-за него. Для малыша тогда исчезает единый образец поведения. Он не в состоянии разобраться в сложившейся ситуации, что затрудняет процесс формирования его характера, повышает возможность развития у него таких черт, как вспыльчивость и агрессивность.

В результате из-за поведения  взрослых  ребенок приобретает  определение «несносный». А в  дальнейшем по мере взросления ребенок  может умело использовать разногласия  старших поколений, и его эгоцентризм  может легко переродиться в эгоизм. Нередко в таких ситуациях дети заболевают неврозом.

В хороших, нормальных семьях, состоящих из трех поколений, бабушка  может в повседневной жизни играть большую роль в развитии личности ребенка. Но при этом родители должны учитывать возраст бабушки, нередко  ограниченную подвижностью, её возросшую возбудимость, усталость. В связи с этим многие бабушки предпочитают для детей игры спокойные, «сидячие», а на подвижность ребенка реагируют нервозно. Шумные ребячьи игры раздражают бабушек, так как нарушают их покой.

Информация о работе Значение семьи в формировании личности ребенка