Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.
Задачи исследования:
1)изучить современные подходы отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;
2)определить роль, значение семьи в становлении личности ребенка;
3)установить основные проблемы, с которыми сталкивается семья в современном обществе;
4)определить преобладающие методы воспитания;
5)выявить проблемы воспитания;
6)определить тон взаимоотношений детей и родителей;
7)выработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
Введение. 3
Глава 1: Семья в зеркале современных наук. 7
Понятия «семья» и основные функции семьи в жизнедеятельности человека. 7
Структура и динамика семьи как ее специфические характеристики. 13
Типология современной семьи. 15
Воспитательные возможности семьи. 19
Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с
жизнью семьи. 23
Как влияют на ребенка изменения в составе семьи. 23
Влияние личностных черт родителей и их взаимных эмоциональных связей на поведение ребенка. 24
Влияние на воспитание ребенка внутрисемейных отношений. 25
Влияние отношений родителей к ребенку на формирование его личности. 28
Функции социального педагога при работе с семьей. 31
Глава 3: Практическая часть. 35
Изучение особенностей воспитания детей в семьях. 35
Социально-педагогический автопортрет детства. 41
Методические рекомендации. 44
Заключение. 46
Литература. 48
Приложение. 50
3. Для организации диалога между
родителями и детьми
4. В школе проводить
различные соревнования, праздники,
конкурсы, викторины для детей
и родителей (т.е. чтобы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Становление ребенка, его
Семья - первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции.
Вместе с тем, со временем в роли и положении семьи происходят серьезные изменения, которые с приходом и становлением в обществе рыночных отношений привели к тому, что она становится все более независимой и автономной ячейкой общества: каждый в семье должен быть самостоятельным, чтобы отвечать потребностям рынка, ибо только так можно обеспечить свое материальное существование.
Потребность в детях все более уменьшается из-за изменяющихся условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто дети рассматриваются как тяжелая ноша и бремя, отрицательно влияющие на семейные ресурсы. Их воспитание и обучение требует от родителей все больших затрат энергии, физических и духовных сил, материальных средств. В общении с ними необходимы психолого-педагогическая грамотность, терпимость, взаимопонимание.
Занятость родителей, их
загруженность на работе, необходимая
для поддержания жизненного уровня
семьи, способствуют тому, что дети
большую часть времени
Российская семья сегодня озабочена, главным образом, экономическим выживанием и сохранением социального статуса, а «классические» проблемы детей на этом фоне представляются менее значимыми.
Однако судьба человека начинается с того, какие у него родители. Все мы, как писал Антуан де Сент-Экзюпери, из страны своего детства. Каково детство, такова и личность, и жизнь человека. Семья играет важную роль в первичной социализации ребенка. Непосредственный опыт ребенка, приобретенный в семье, становится зачастую единственным критерием отношения к окружающему миру, людям.
Отношение родителей к своим детям, их воспитательный потенциал реализуется в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни, деятельности ребенка и т. д.
Важнейшее средство влияния на ребенка – личный пример родителей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы разрешения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.
Таким образом, полноценное
воспитание ребенка может осуществляться
в семье, а его качество зависит
от личностных черт родителей, внутрисемейных
отношений и сознательности отношения
родителей к процессам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ПРИЛОЖЕНИЕ.
АНКЕТА
«Детей воспитывают родители. А родителей?»
Можете ли вы:
АНКЕТА
«Какие вы родители».
«Социально-педагогический автопортрет детства».
Вопросы |
Ответы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Значение семьи в формировании личности ребенка