Значение семьи в формировании личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.
Задачи исследования:
1)изучить современные подходы отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;
2)определить роль, значение семьи в становлении личности ребенка;
3)установить основные проблемы, с которыми сталкивается семья в современном обществе;
4)определить преобладающие методы воспитания;
5)выявить проблемы воспитания;
6)определить тон взаимоотношений детей и родителей;
7)выработать методические рекомендации для педагогов и родителей.

Содержание

Введение. 3

Глава 1: Семья в зеркале современных наук. 7
Понятия «семья» и основные функции семьи в жизнедеятельности человека. 7
Структура и динамика семьи как ее специфические характеристики. 13
Типология современной семьи. 15
Воспитательные возможности семьи. 19

Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с
жизнью семьи. 23
Как влияют на ребенка изменения в составе семьи. 23
Влияние личностных черт родителей и их взаимных эмоциональных связей на поведение ребенка. 24
Влияние на воспитание ребенка внутрисемейных отношений. 25
Влияние отношений родителей к ребенку на формирование его личности. 28
Функции социального педагога при работе с семьей. 31

Глава 3: Практическая часть. 35
Изучение особенностей воспитания детей в семьях. 35
Социально-педагогический автопортрет детства. 41
Методические рекомендации. 44

Заключение. 46

Литература. 48

Приложение. 50

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУК.doc

— 325.60 Кб (Скачать файл)

        3. Для организации диалога между  родителями и детьми предлагаем  провести диспуты на следующие  темы:

    • «Жизнь в обществе: свобода и ограничения»;
    • «Подростковый секс и общечеловеческие ценности»;
    • «На пути к самоуничтожению (курение, алкоголь, наркотики)»;
    • «Мир глазами родителей и детей».

4. В школе проводить  различные соревнования, праздники,  конкурсы, викторины для детей  и родителей (т.е. чтобы родители  были участниками, а не только зрителями).

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

     

        Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только  от материального положения, но  и от состояния нравственно- психического климата той семьи, в которой он находится.

Семья - первичная ячейка общества, один из важнейших его  социальных институтов. Именно в ней  ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции.

Вместе с тем, со временем в роли и положении семьи происходят серьезные изменения, которые  с  приходом и становлением в обществе рыночных отношений привели к  тому, что она становится все более  независимой и автономной ячейкой общества: каждый в семье должен быть самостоятельным, чтобы отвечать потребностям рынка, ибо только так можно обеспечить свое материальное существование.

Потребность в детях  все более уменьшается из-за изменяющихся условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто дети рассматриваются как тяжелая ноша и бремя, отрицательно влияющие на семейные ресурсы. Их воспитание и обучение требует от родителей все больших затрат  энергии, физических и духовных сил, материальных средств. В общении с ними необходимы психолого-педагогическая грамотность, терпимость, взаимопонимание.

Занятость родителей, их загруженность на работе, необходимая  для поддержания жизненного уровня семьи, способствуют тому, что дети большую часть времени оказываются  лишены родительского внимания и контроля.

Российская семья сегодня  озабочена, главным образом, экономическим  выживанием и сохранением социального  статуса, а «классические» проблемы детей на этом фоне представляются менее значимыми.

Однако судьба человека начинается с того, какие у него родители. Все мы, как писал Антуан де Сент-Экзюпери, из страны своего детства. Каково детство, такова и личность, и жизнь человека. Семья играет важную роль в первичной социализации ребенка. Непосредственный опыт ребенка, приобретенный в семье, становится зачастую единственным критерием отношения к окружающему миру, людям.

Отношение родителей  к своим детям, их воспитательный потенциал реализуется  в их сознательной воспитательной деятельности с помощью  убеждения, определенного образа жизни, деятельности ребенка и т. д.

Важнейшее средство влияния  на ребенка – личный пример родителей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных  знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы разрешения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Таким образом, полноценное  воспитание ребенка может осуществляться в семье, а его качество зависит  от личностных черт родителей, внутрисемейных отношений и сознательности отношения  родителей к процессам воспитания и социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика  М.,1982 .
  2. Амонашвили Ш.А. Созидая человека  М.,1982 .
  3. Андреева Г.М. Социальная психология  М., 1980 .
  4. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально-защищенные и независимые семьи в изменяющейся России» СПб., 1999 .
  5. Буянов М.И.  Ребенок из неблагоприятной семьи. Записки детского психиатра М.,1988 .
  6. Васильева А.К.  Структура семьи М.,1988 .
  7. Волкова Т.В. Учитель и семья М., 1979.
  8. Волков А.Г. Семья – объект демографии М., 1986 .
  9. Галагузова М.А. Социальная педагогика. М., 2000.
  10. Генкин Е. Психологические опыты  СПб., 1997 .
  11. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи //Вопросы психологии, №12 1985.
  12. Гребенщиков И.В. Воспитательный климат семьи М., 1976 .
  13. Дементьева И.  Современная семья в зеркале социологии//Вопросы психологии №5, 1995 .
  14. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети М., 1996 .
  15. Дружинин В.И. Психология семьи М., 1996.
  16. Заостровцев А.П. Социальная семья //Социально-политический журнал, №9-10, 1993 .
  17. Зверева О.Л., Ганичева А.И. Семейная педагогика и домашнее воспитание М., 2000 .
  18. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания М., 1983 .
  19. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности //Воспитание школьников, №4 1998 .
  20. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей//Воспитание школьников, №7 2000.
  21. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания Минск, 1980 .
  22. Ковалев С.В. Психология современной семьи М., 1988 .
  23. Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье //Дошкольное воспитание №2 1991 .
  24. Крупина И.В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под редакцией Пидкасистого, М., 1996 .
  25. Левков Ю.Я. Формирование педагогической культуры родителей Иркутск 1986 .
  26. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии №4 1987 .
  27. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значения М., 1991.
  28. Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог теория и практика М., 1997.
  29. Нечаева А.М. Семья и закон М., 1980 .
  30. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей, фактор стабилизации общества//Педагогика №7 1998 г.
  31. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопрос и ответы М.. 1996 .
  32. Основы социальной работы: учебник /отв. ред. Павленюк П.Д. 1999
  33. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики СПб. 1997 .
  34. Семья как объект философского и социологического исследования /отв. ред. Харчев А.Г.Л., 1974 .
  35. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня Вильнюс 1977 .
  36. Титаренко А.Г. Брак и семья М., 1979 .
  37. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности М., 1987 .
  38. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания М., 1989 .
  39. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР М., 1979 .
  40. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей М., 1993 .
  41. Эйдемиллер Э.Г.,Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи СПб., 1999 .
  42. Языкова В.С. Мир семьи М., 1987 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

                              

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНКЕТА

«Детей  воспитывают родители. А родителей?»

 

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться своим ребенком?

  1. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?
  2. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  3. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
  4. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?
  5. Поставить себя на место ребенка?
  6. Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?
  7. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?
  8. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  9. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
  10. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя, как хочет, и не во что не вмешиваться?
  11. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
  12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

 


 

 

 

 

АНКЕТА

«Какие вы родители».

 

  1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребенок уже с детства был аккуратным?
  2. Поощряете ли вы его, когда он приносит хорошую оценку?
  3. Умеете ли вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные с взаимоотношением полов?
  4. Знаете ли вы точно, что ребенок должен, а чего не должен  есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков?
  5. Часто ли вы целуете или гладите своего ребенка?
  6. Настаиваете ли вы на том, чтобы ребенок сам поддерживал порядок в своей комнате?
  7. Способны ли вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?
  8. Уважаете ли вы право ребенка на личную тайну (письма, ведение дневника)?
  9. Есть ли у вас привычка часто повторять: «В мое время…» или «Ребенок должен держать язык за зубами»?
  10. Делитесь ли вы с детьми своими радостями и горестями?
  11. Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть телевизор?
  12. Спрашиваете ли вы у ребенка, как он проводит свободное время?
  13. Если бы придумали робота-воспитателя, способного идеально воспитывать детей, приобрели бы вы такую машину?
  14. Критикуете и наказывае6те ли вы своих детей в присутствии посторонних?

 

                                            ОПРОС:

«Социально-педагогический автопортрет детства».

 

Вопросы

Ответы

  1. Считаешь ли ты себя личностью?

 

 

 

 

 

  1.  Завидуешь ли ты кому-нибудь из одноклассников?

 

 

 

 

 

 

  1. У тебя когда-нибудь было желание покончить жизнь самоубийством?

 

 

 

 

 

 

  1. Хочешь ли ты стать знаменитым?

 

 

 

 

 

 

  1. Хочешь ли ты начать свою жизнь заново?

 

 

 

 

 

  1. На кого тебе хотелось быть похожим?

 

 

 

 

 

 

 

  1. Позволяют ли тебе родители приглашать домой друзей?

 

 

 

 

 

 

  1. Часто ли ты  конфликтуешь с родителями?

 

 

 

 

 

 

  1. Помогают ли тебе родители делать дома уроки?

 

 

 

 

 

 

 

  1. Делишься ли ты с родителями своими секретами, проблемами?

 

 

 

 

 

 

  1. К кому ты обратишься со своей проблемой?

 

 

 

 

 

 

  1. Где ты чаще всего бываешь с родителями?

 

 

 

 

 

 

  1. Если у тебя будет своя семья, хотел бы ты, чтобы она была похожа на родительскую?

 

 

 

 

 

 

  1. Какие программы на телевидении ты любишь смотреть с родителями?

 

 

 

 

 

 

  1. Когда по твоему мнению можно вступать в половые отношения. И обсуждаете ли Вы тему секса с родителями?

 

 

 

 

 

 





Информация о работе Значение семьи в формировании личности ребенка