Значение семьи в формировании личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.
Задачи исследования:
1)изучить современные подходы отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;
2)определить роль, значение семьи в становлении личности ребенка;
3)установить основные проблемы, с которыми сталкивается семья в современном обществе;
4)определить преобладающие методы воспитания;
5)выявить проблемы воспитания;
6)определить тон взаимоотношений детей и родителей;
7)выработать методические рекомендации для педагогов и родителей.

Содержание

Введение. 3

Глава 1: Семья в зеркале современных наук. 7
Понятия «семья» и основные функции семьи в жизнедеятельности человека. 7
Структура и динамика семьи как ее специфические характеристики. 13
Типология современной семьи. 15
Воспитательные возможности семьи. 19

Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с
жизнью семьи. 23
Как влияют на ребенка изменения в составе семьи. 23
Влияние личностных черт родителей и их взаимных эмоциональных связей на поведение ребенка. 24
Влияние на воспитание ребенка внутрисемейных отношений. 25
Влияние отношений родителей к ребенку на формирование его личности. 28
Функции социального педагога при работе с семьей. 31

Глава 3: Практическая часть. 35
Изучение особенностей воспитания детей в семьях. 35
Социально-педагогический автопортрет детства. 41
Методические рекомендации. 44

Заключение. 46

Литература. 48

Приложение. 50

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУК.doc

— 325.60 Кб (Скачать файл)

Варианты ответов: А – «Могу  и всегда так поступаю», Б –  «Могу, но всегда так поступаю», В  – «Не могу».

Ответ: «А» - оценивается  в 3 балла, ответ «Б» - в 2 балла, ответ «В» - в 1 балл.

Ключ и результаты:

Если набрано от 30 до 32 баллов – это значит, что ребенок  – самая большая ценность в  вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь  наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты. Такой результат получен у 35% родителей.

Сумма от 16 до 30 баллов. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями  воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка. Такой результат получен у 50% родителей.

Число баллов менее 16. У  вас серьезные проблемы с воспитанием  ребенка. Вам не достает либо знаний, либо желания, стремления сделать ребенка  личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов-педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания. Такой  результат получен у 15% родителей.

Проанализировав результаты теста, мы можем сделать следующий вывод:

Только треть родителей  знают принципы воспитания и применяют их на практике, считаются со своим ребенком как с личностью. Довольно большой процент родителей (50%) стремятся правильно воспитывать своего ребенка, но не всегда знают, как это сделать.

Вызывает тревогу тот  факт, что 15% родителей практически вообще не занимаются своим ребенком, признают в нем только исполнителя их требований.

 

 

 

Второй тест: «Какие Вы родители?»

Цель тестирования: определить тон взаимоотношений родителей с детьми.    

В процессе тестирования были заданы следующие вопросы:

    1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребенок уже с детства был аккуратным?
    2. Поощряете ли вы его, когда он приносит хорошую оценку?
    3. Умеете ли вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные со взаимоотношением полов?
    4. Знаете ли вы точно, что ребенок должен, а чего не должен  есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков?
    5. Часто ли вы целуете или гладите своего ребенка?
    6. Настаиваете ли вы на том, чтобы ребенок сам поддерживал порядок в своей комнате?
    7. Способны ли вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?
    8. Уважаете ли вы право ребенка на личную тайну (письма, ведение дневника)?
    9. Есть ли у вас привычка часто повторять: «В мое время…» или «Ребенок должен держать язык за зубами»?
    10. Делитесь ли вы с детьми своими радостями и горестями?
    11. Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть телевизор?
    12. Спрашиваете ли вы у ребенка, как он проводит свободное время?
    13. Если бы придумали робота-воспитателя, способного идеально воспитывать детей, приобрели бы вы такую машину?
    14. Критикуете и наказывае6те ли вы своих детей в присутствии посторонних?

Отвечать следованно «да» или «нет». Ответы, совпавшие с ключом  теста, оценивались 1 баллом.


 

 

 

 

Ключ и результаты теста:

1-2 балла. Роль родителей  освоено вами вполне: вы слишком  строги и педантичны. Вам стоит быть чуть терпимее. К сожалению, такой результат имеют 2% родителей.

3-5 баллов. Ваш результат  не из лучших. Не будьте так  жестоки к своим требованиям  к детям, дайте им возможность  что-то решать и самостоятельно. Столько баллов набрали 10% родителей.

6-8 баллов. Средний результат,  свидетельствующий о неустойчивости  вашей позиции. Порою вы слишком  требовательны к детям, порою  слишком многое им позволяете. Такой результат получился у  28% родителей. 

9-11 баллов. Думается. Вы  с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и не знакомы со всеми премудростями педагогики. К такой категории относятся 50% родителей.

12-13 баллов. Вы на редкость  хорошие родители, надежная опора  в жизни ребенка. Только 1-% родителей  могут считаться другом и опорой ребенка. 

По итогам тестирования можно сделать следующий вывод:

Чуть более половины родителей получают удовольствие от общения со своими детьми, из них  только 10% по настоящему являются родителями с большой буквы.

Почти третья часть родителей  воспитывает своих детей по принципу «маятника», от излишней строгости к полной вседозволенности, что весьма отрицательно сказывается на психическом развитии детей.

Обращает на себя тревожное  внимание тот факт, что более 10% используют авторитарный стиль воспитания, порою проявляя излишнюю строгость, педантичность, а порою и жестокость.

 

 

 

 

3.2: Социально-педагогический  автопортрет детства.

 

В рамках нашей курсовой работы мы провели опрос учащихся 9-11 классов СОШ №266, ЗАТО Снежногосрка (30 человек).

Цель опроса: определить уровень доверия детей к родителям; установить, являются ли родители объектом подражания ребенка.

 В процессе опроса  было задано 15 вопросов и получены  следующие результаты:

  1. Считаешь ли ты себя личностью?

58% ребят ответили: «Я  – да, а вот взрослые чаще всего – нет», 20% - в больших сомнениях: «То ли – да, то ли – нет», и только 22% уверены, что каждый из них личность.  

  1. Завидуешь ли ты кому-нибудь из одноклассников?

      Зависть мучает каждого пятого (20%) из ответивших ребят. Предмет зависти у девочек – внешность, популярность; у мальчиков – материальное положение, сила.

  1. У тебя когда-нибудь было желание покончить жизнь самоубийством?

Несчастная любовь, предательство, конфликт с родителями, материальные трудности – эти проблемы зачастую являются непосильным грузом и мысль о самоубийстве кажется самым простым способом решения этих проблем. Но сама мысль о самоубийстве тоже пугает. Как показал опрос 30% ребят подобные мысли посещали, однако 24% ответили, что никогда на такой шаг не решились бы.

  1. Хочешь ли ты стать знаменитым?

Желание стать президентом  высказали 10% опрошенных. Но ведь знаменитым можно стать и на эстраде, в  кино, в спорте. Хотят чтобы о  них узнал мир 60% учащихся. Однако 40% пришли к выводу: главное –  быть не знаменитым, а счастливым, здоровым и богатым.

  1. Хочешь ли ты начать свою жизнь заново?

45% ответили утвердительно

  1. На кого тебе хотелось быть похожим?

Ответы: на самого (саму) себя – 40%, на родителей – 15%, на знаменитость кино, эстрады – 12%, на политиков  – 4%

  1. Позволяют ли тебе родители приглашать домой друзей?

80% респондентов ответили, что родители ничего, против не  имеют. 20% друзей не приглашают, причем 15% т.к. так как не разрешают  родители, а 5% не хотят сами.

  1. Часто ли ты конфликтуешь с родителями?

50% - ответили утвердительно,30% - иногда, и лишь 20% считают, что с родителями тоже можно договориться.

  1. Помогают ли тебе родители делать дома уроки?

20% девочек и 10% мальчиков  ответили «Да, если есть трудности», 50% - «Помогали, только в младших  классах».

  1. Делишься ли ты с родителями своими секретами, проблемами?

Только 25% девочек и 10% мальчиков ответили утвердительно, еще 20% хотели бы, но считают, что родители их не поймут, остальные ответили отрицательно.

  1. К кому ты обратишься со своей проблемой?

К другу (подруге) – 40%, к  родителям – 20% (из них: 15% к матери, и лишь 5% к отцу), к классному руководителю – 5%. 35% ответили: «В зависимости от того, какая проблема».

  1. Где ты чаще всего бываешь с родителями?
На природе – 40%, «Когда в отпуске, то и в музей, и в театр, и  везде ходим» - ответили 10%, нигде – 50%.
  1. Если у тебя будет своя семья, хотел бы ты, чтобы она была похожа на родительскую?

«Да», - ответили 40% ребят, «Я никогда не женюсь» - утверждают 20% мальчиков и 5% девочек, потому что  «Семье предпочитают карьеру» – 5%, «Не  хочу все время подчиняться и ругаться» - 5%.

  1. Какие программы на телевидении ты любишь смотреть с родителями?

     Сериалы  – 41%, игровые программы – 24%, 35% ответили: «Мы любим                   разные программы» 

  1. Когда по твоему мнению можно вступать в половые отношения. И обсуждаете ли Вы тему секса с родителями?

С 13 лет – 5%, с 14 лет  – 10%, с 15 лет – 10%, с 16 лет – 10%, с 17 лет – 14%, с 18 лет – 22%, с 20 лет – 5%, в любом возрасте – 3%, как созреешь – 3%. Ни одного ответа «Когда женишься или выйдешь замуж».80% детей на тему секса с родителями никогда не разговаривали, получая информацию из других источников.

В процессе подведения результатов  опроса мы сделали следующий вывод: Более половины ребят убеждены, что их не считают личностью. Для сравнения: при ответе родителей на аналогичный вопрос утвердительно ответили 100% респондентов.

Большинство ребят не делятся с родителями своими секретами  и проблемами, если же назрела проблема, требующая совета, то обращаются за ним в основном к друзьям, и  лишь 20% к родителям. Это на наш взгляд свидетельствует о низкой степени доверия детей к своим родителям.

Вызывает тревогу тот  факт, что для 5% ребят семья представляется лишь полем брани. Половина ответивших не проводит свободное время с  родителями. Только 15% ребят хотели бы быть похожи на своих родителей, для остальных, к сожалению, родители не являются объектами для подражания.

Изучив результаты исследования, мы можем сделать следующий вывод:

Современная семья, имеющая  детей, озабочена, главным образом, экономическим выживанием и сохранением социального статуса. Выполнение воспитательной функции для многих родителей стала менее значимым. Выполнению родительских обязанностей мешает чрезмерная загруженность на работе и педагогическая безграмотность родителей.

Преобладающий метод воспитания – требование. Несмотря на тот факт, что большинство родителей понимают и признают несостоятельность данного метода, используют именного его, т. к. он занимает меньше времени и душевных сил, по сравнению с другими (убеждение, сотрудничество).

Наше исследование выявило  печальную закономерность: во многих семьях родители и дети сосуществуют в роли «квартирантов». Родители не знают своих детей, не интересуются их мнением, не привлекают к участию  в жизни семьи, а дети в свою очередь не доверяют своим родителям, не обращаются к ним за советом и помощью. Многим родителям неизвестен круг знакомых своих детей. Они не проводят вместе свободное время. А  единственное объединяющее звено- школа. И дальше школьных дел совместные интересы родителей и детей не распространяются.

В процессе исследования мы выявили, что во многих семьях преобладающем  стилем воспитания является авторитарный (10%). 30% не придерживаются постоянной линии  поведения, воспитывая детей по принципу «маятника»: от полной вседозволенности до излишней педантичности и строгости.

Положительным фактом является то, что 50% родителей все-таки добросовестно  выполняют свои родительские обязанности, получая удовольствие от общения  со своими детьми.

 

 

3.3: Методические  рекомендации.

 

Проанализировать полученные результаты педагогического исследования по проблеме воспитания и социализации ребенка в семье мы можем сделать следующие рекомендации:

1. В связи с острой  нехваткой педагогических знаний  у родителей предлагаем ознакомиться  со следующей литературой.

Д.Фонтана «Ваш ребенок  растет».

В книге собран материал по развитию и воспитанию детей всех возрастных групп. Автор последовательно  и подробно описывает каждую возрастную группу детей: их физическое и умственное развитие, психические особенности, наиболее характерные проблемы возраста. Наряду с простой констатацией фактов автор предлагает рекомендации, как облегчить воспитательный процесс и направить его в нужное русло.

Разобраться в особенностях развития ребенка и подобрать  адекватные методы его воспитания поможет книга К.Флейт-Хобсон, Е.Робинсон, П.Скин «Мир входящему».

Очень трудную и необходимую  тему взаимоотношений родителей  и подростков раскрывает книга Х.Жинот  «Родители и подросток». Предлагаемые ситуации рисуют вечные проблемы отцов и детей и помогают избежать неприятных моментов в общении.

Наиболее типичные конфликтные  ситуации, возникающие практически  в каждой семье, проанализированы в  книге Ле Шан Э. «Когда ваш ребенок  сводит вас с ума».

2. В настоящее время  роль школы растет, она частично заменяет ребенку семью. Поэтому педагогам  приходится выполнять как бы две обязанности: свою непосредственную и родительскую. И чем больше учителя будут знать о проблемах, с которыми могут столкнуться родители, чем больше они будут ориентироваться в семейных проблемах, тем большую помощь они могут оказать детям, тем больше будут застрахованы от ошибок, тем больше могут влиять на семьи, особенно неблагополучные. Чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными их родители.

Рекомендуем провести цикл психолого-педагогических бесед для родителей и педагогов с участием специалистов. Предлагаемые темы:

    • «Характер формируется в детстве»;
    • «Болезни отличниц и не только их» (или «Бред мнимого уродства»);
    • «Влияние времени или инфантильность как парадокс цивилизации»;
    • «Родители и дети: причины психологической дистанции»;
    • «Гнев без оскорблений».

Информация о работе Значение семьи в формировании личности ребенка