Значение семьи в формировании личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.
Задачи исследования:
1)изучить современные подходы отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;
2)определить роль, значение семьи в становлении личности ребенка;
3)установить основные проблемы, с которыми сталкивается семья в современном обществе;
4)определить преобладающие методы воспитания;
5)выявить проблемы воспитания;
6)определить тон взаимоотношений детей и родителей;
7)выработать методические рекомендации для педагогов и родителей.

Содержание

Введение. 3

Глава 1: Семья в зеркале современных наук. 7
Понятия «семья» и основные функции семьи в жизнедеятельности человека. 7
Структура и динамика семьи как ее специфические характеристики. 13
Типология современной семьи. 15
Воспитательные возможности семьи. 19

Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с
жизнью семьи. 23
Как влияют на ребенка изменения в составе семьи. 23
Влияние личностных черт родителей и их взаимных эмоциональных связей на поведение ребенка. 24
Влияние на воспитание ребенка внутрисемейных отношений. 25
Влияние отношений родителей к ребенку на формирование его личности. 28
Функции социального педагога при работе с семьей. 31

Глава 3: Практическая часть. 35
Изучение особенностей воспитания детей в семьях. 35
Социально-педагогический автопортрет детства. 41
Методические рекомендации. 44

Заключение. 46

Литература. 48

Приложение. 50

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУК.doc

— 325.60 Кб (Скачать файл)

Условия успешной работы социального педагога является учет специфики развития каждой семьи  на различных её этапах – от момента  её создания до конца жизни супругов, отношения которых составляют основу её бытия.

Важен учет состава семьи: национальный, возрастной, состав по наличию или отсутствию в семье одного из супругов, количеству детей, иждивенцев, по количеству поколений и др. В работе с отдельными членами семьи и семьей в целом учитываются ее внутреннее строение, роль отдельных членов, их возможности в содействии и защите интересов каждого из них в отдельности и всех вместе.

Необходимо учитывать  особенности работы с семьями  разного состава. Происходящее в  обществе изменения влияют на демографическую  ситуацию. Изменяются и численность, и состав семьи. В настоящее время характерна тенденция в созданию семей. Состоящих из родителей и детей. Между тем более эффективно социализация проходит в сложных семьях, так как в них присутствует богатство отношений , через которые семья вводит ребенка в мир. Здесь чрезмерная занятость родителей компенсируется тем, что бабушки больше времени проводят с внуками; излишняя строгость одного члена семьи смягчается добродушием другого и т.п. В то же время в сложных семьях нередко создаются негативные явления во взаимоотношениях. Главные из них – неприязнь жены к свекрови, мужа к теще и т.д. И тут тоже необходима помощь социального педагога.

Большое значение имеют  доверительные отношения социального  педагога с этими семьями.

Социальный педагог  осуществляет социальную диагностику и на ее основе составляет программу помощи семье. Она может проявляться в воспитании детей; в организации ухода за ними, в оформлении опекунства, усыновления, в защите детей, в заботе о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии; в организации досуга, в повышении образовательного и культурного уровня родителей; в возрождении народных традиций, укреплении духовных связей между членами семьи, в пропаганде здорового образа жизни.

 

Итак, основные функции социального педагога – это:

  1. Диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);
  2. Прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);
  3. Организационно-коммуникативная(психолого-педагогическое просвещение родителей);
  4. Правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);
  5. Предупредительно-профилактическая     (профилактика девиантного поведения);
  6. Социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям в материальной помощи);
  7. Социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);
  8. Организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

Проанализировав материалы  данной главы, мы приходим к следующему выводу.

Семья является главной воспитывающей  средой и поэтому она несет  ответственность за нарушения в  поведении ребенка. Многие психиатры, психологи, педагоги считают первоочередной причиной этих нарушений эмоциональный  климат в семье.

Согласно исследованиям, утрата одного из родителей вследствие развода или иных изменений влияет на развитие ребенка меньше, чем отсутствие эмоциональной связи между членами семьи, и в первую очередь между родителями.

Исследования преступности среди молодежи подтвердили эту  гипотезу: молодой преступник в основном вырастает в климате эмоционального безразличия, отвержения, сочетающихся с агрессивностью и отсутствием ответственности.

Исследования показали также, что такие характеристики как гражданское состояние родителей, число детей в семье не имеют решающего значения для формирования детской преступности. У большинства несовершеннолетних преступников основной причиной их поведения являются кризисные ситуации в семье, нарушение процесса воспитания. Серьезной причиной является также алкоголизм или наркомания одного или обоих родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3:Практическая часть.

 

3.1: Изучение  особенности воспитания детей  в семье.

 

Цель исследования: определить влияние семьи, родителей на формирование личности ребенка, его поведение.

Задачи исследования:

  • установить основные проблемы, с которыми сталкивается современная семья, имеющая детей;
  • определить преобладающие методы воспитания;
  • выявить основные  проблемы воспитания;
  • определить тон взаимоотношений детей и родителей.

Для изучения особенностей воспитания детей в семье мы использовали следующие методы:

    • анкетирование родителей;
    • тестирование родителей;
    • опрос старшеклассников.

Исследованием были охвачены родители и старшеклассники  СОШ  №266 ЗАТО Снежногорска (30 человек).

Цель анкетирования:

-определить преобладающие  методы воспитания;

-выявить уровень взаимоотношений  детей и родителей, степень  их доверия друг другу;

-установить основные  проблемы современной семьи;

-выявить проблемы, мешающие  выполнять воспитательную и социализирующую функции.

В процессе проведения анкетирования  были заданы следующие вопросы:

  1. Состав семьи (год рождения, образование, специальность, где и кем работают, где учатся). 
  2. Бюджет семьи. Средний денежный доход на одного человека.
  3. Жилищные условия (жилая площадь в квадратных мерах, наличие удобств).
  4. Есть ли у ребёнка рабочее место (комната, уголок, стол)?
  5. Есть ли в семье библиотека, телевизор, дача, машина, компьютер?

Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего (личный пример, требование, убеждение, наказание, поощрение)?

  1. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребёнку (да, нет, иногда)?
  2. Какие виды поощрений вы используете в воспитании (похвала, одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом, покупка ребёнку новой игрушки, книги)?
  3. Наказываете ли вы ребёнка физически (да, нет, иногда)?
  4. Положительно ли влияет на ребёнка избранная вами мера воздействия (да, нет, не всегда)?
  5. Доверяет ли вам ребёнок, делится ли своими секретами (да, нет,    иногда)?
  6. Стараетесь ли вы контролировать своё собственное поведение ради воспитания ребёнка (да, нет, не всегда)?
  7. Уважаете ли вы ребёнка как личность (да, нет)?
  8. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка (мать, отец, бабушка, дедушка, тётя, дядя, брат, сестра, соседи…)?
  9. Что мешает вам заниматься воспитанием ребёнка (нет времени, не хватает образования, педагогических знаний; считаете, что должна воспитывать школа)?
  10. Где вы чаще всего бываете со своим ребёнком: в музее, театре, кинотеатре, филармонии, на природе, никуда не ходите?
  11. Знакомы ли вы с товарищами своего ребёнка по школе, по дому, с руководителями кружка?
  12. Какие качества характера своего ребёнка вы считаете положительными, какие отрицательными?
  13. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны (воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины)?
  14. О чём чаще всего вы разговариваете с детьми?
  15. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего ребёнка?

21.Какую профессию  вы рекомендуете выбрать вашему  ребёнку? Как ему   

     (ей) помогаете готовиться к выбранной профессии?

Результаты  анкетирования(30 анкет)

      1. Из ответивших составляют:

    неполные семьи  – 12%;

    семьи с  одним – двумя детьми –  82%;

    многодетные  семьи – 6%;

2) доход семьи составляет:

39% имеют доход прожиточного  минимума на одного человека            ниже, что естественно сказывается на выполнении практически всех функций семьи;

3)все семьи живут  в благоустроенных квартирах, 72% детей имеют свою комнату, из  них 16% совместно с братом (сестрой);

4)100% родителей ответили, что в семье есть библиотека, хотя бы

              маленькая;

5)в качестве методов  воспитания личный пример используют 66%

требования - 45%

убеждения – 25%

наказание – 21%

поощрения – 33%

Все перечисленные методы – 15%

6)54% родителей придерживаются единства требований в воспитании, 46% - имеют разногласия по данному вопросу;

7)в качестве поощрения:

похвалу используют – 34%

одобрение – 36%

покупку новой вещи - 30%, из них 6% - книги и 3% в качестве поощрения  дают деньги;

      1. к физическим наказаниям иногда прибегают 12% респондентов, 88% - ответили «нет», из них 30% использовали физические наказания до 12-13 лет;
      2. к сожалению 63% ответивших считают, что избранная мера воздействия на ребенка не дает должного результата;
      3. на вопрос «Доверяет ли Вам ребенок?», утвердительно ответили 36% родителей, 62% считают, что только иногда;
      4. стараются контролировать свое поведение в присутствии ребенка 66% родителей, у 24% это получается не всегда;
      5. уважают как личность своего ребенка 100% ответивших родителей;
      6. непосредственно занимаются воспитанием детей в семьях:

мать – 51%

отец и мать – 48%

бабушка – 1%

по мнению отвечавших, на воспитание детей просто не хватает  времени – 60%, 36% респондентов ответили, что недостает педагогических знаний, 3% утверждают, что воспитывать детей не надо;

      1. нигде не бывают со своими детьми 15% родителей, только на природе 75%, посещают в отпуске музеи, театры – 10%;
      2. все родители утверждают, что знакомы с товарищами своих детей, однако 30% - только по школе;
      3. 24% респондентов не смогли назвать положительные и отрицательные качества своих детей;
      4. считают наиболее эффективным методом воспитания – воспитание на основе доверия – 66%, из них – 6% доверие сочетают с требовательностью, 12% - с уважением, 15% утверждают, что воспитывать следует в строгой дисциплине;
      5. основная тема разговоров родителей с детьми – школа. Друзья, спорт, жизненные ситуации отстают довольно далеко от совместных интересов детей и родителей;
      6. 33% респондентов признались, что, к сожалению, плохо знают своего ребенка.

В результате проведенного анкетирования мы пришли к следующему выводу:

Преобладающий тип семьи в современном  обществе – малодетная семья (т.е. с 1-2 детьми), довольно высокий процент  неполных семей. Одна из основных проблем  – низкий материальный уровень жизни, более трети семей имеют доход ниже прожиточного минимума.

По мнению большинства  родителей наиболее эффективный  метод воспитания – воспитание на основе доверия, однако самым распространенным является – требование. При этом 2\3 родителей понимают, что эта  мера воздействия не дает должного результата.

Вызывает тревогу тот  факт, что в основном  родители очень плохо знают  своих детей. Так считают 33% ответивших, 24% респондентов  не смогли назвать положительные  и отрицательные качества своего ребенка.

Выявляется печальная закономерность, что школа это единственное связующие звено между родителями и детьми. Во всяком случае, школьные дела- основная тема  разговоров в семье. Беседы о нравственных и жизненных ценностях, о выборе профессии в большинстве семей просто отсутствуют. 30% респондентов знакомы с товарищами своего ребенка только по школе, остальные знакомства находятся далеко за пределами осведомленности родителей.

Основная масса родителей  бывает со своими детьми только на природе, и, к сожалению, 15% вообще не проводит свободное время с детьми.

Негативным фактором, вызывающим особую тревогу, является использование  физических наказаний (в 30% семей до 12-13 лет, 12% и в более старшем  возрасте).

По мнению большинства  родителей на воспитание детей просто не хватает времени и педагогических знаний, а 3% вообще считают, что воспитывать детей не надо.

 

На втором этапе изучения особенностей воспитания детей в семье мы провели 2 тестирования, в которых были задействованы  родители, участвующие в анкетировании.

Первый тест «Детей воспитывают родители. А родителей?»

Цель тестирования: выявить основные проблемы воспитания.

В процессе данного исследования были заданы следующие вопросы:

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться своим ребенком?

  1. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?
  2. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  3. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
  4. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?
  5. Поставить себя на место ребенка?
  6. Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?
  7. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?
  8. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  9. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
  10. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя, как хочет, и не во что не вмешиваться?
  11. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
  12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Информация о работе Значение семьи в формировании личности ребенка