Значение семьи в формировании личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.
Задачи исследования:
1)изучить современные подходы отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;
2)определить роль, значение семьи в становлении личности ребенка;
3)установить основные проблемы, с которыми сталкивается семья в современном обществе;
4)определить преобладающие методы воспитания;
5)выявить проблемы воспитания;
6)определить тон взаимоотношений детей и родителей;
7)выработать методические рекомендации для педагогов и родителей.

Содержание

Введение. 3

Глава 1: Семья в зеркале современных наук. 7
Понятия «семья» и основные функции семьи в жизнедеятельности человека. 7
Структура и динамика семьи как ее специфические характеристики. 13
Типология современной семьи. 15
Воспитательные возможности семьи. 19

Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с
жизнью семьи. 23
Как влияют на ребенка изменения в составе семьи. 23
Влияние личностных черт родителей и их взаимных эмоциональных связей на поведение ребенка. 24
Влияние на воспитание ребенка внутрисемейных отношений. 25
Влияние отношений родителей к ребенку на формирование его личности. 28
Функции социального педагога при работе с семьей. 31

Глава 3: Практическая часть. 35
Изучение особенностей воспитания детей в семьях. 35
Социально-педагогический автопортрет детства. 41
Методические рекомендации. 44

Заключение. 46

Литература. 48

Приложение. 50

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУК.doc

— 325.60 Кб (Скачать файл)

Некоторые бабушки считают вредной для внуков, например, дружбу с ровесниками, так как боятся их влияния.

Воспитание детей только людьми пожилого возраста может замедлить  развитие подвижности ребенка, формирование его самостоятельности и социальной зрелости. Это в основном бывает из-за ограничения во многих играх, в самостоятельных действиях и контактов с ровесниками.

Наблюдения свидетельствуют  о том, что в семьях из трех поколений, там, где бабушки относительно много  времени проводят с ребенком, дети более боязливы, менее активны, у них слабее навыки самообслуживания.

Однако общеизвестно, какую колоссальную помощь оказывают  в воспитании детей бабушки и  дедушки, особенно молодым родителям. Только эта помощь должна быть разумной и полезной для ребенка. Бабушки  и дедушки ни в коей мере не должны подменять родителей.

Неблагоприятное положение  в семье, состоящей из трех поколений, можно предотвратить, если все взрослые члены семьи контролируют свои слова  и действия, если они понимают, что  их взаимоотношения влияют на развитие ребенка.

 

 

 

 

2.4: Влияние   отношения  родителей  к   ребенку  на  формирование

         его  личности.

 

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных  ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит  процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания появляются родительские позиции.

Когда муж и жена ждут ребенка и с его рождением  для них начинается новый счастливый этап жизни, то удовлетворение потребностей ребенка у них осуществляется вполне осознано. Они отлично понимают свою роль в его развитии, насколько необходимо малышу общение с ними, как важно для него доброе, теплое родительское отношение. Такое понимание своего значения в развитии детей с первых дней их жизни в основном определяет воспитательная позиции отца и матери.

У детей очень много  потребностей, но мы ограничимся характеристикой  только основных (№12). Первая из них  – это потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Чтобы у ребенка было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное развитие он должен чувствовать, что воспитывающие его люди радуются его существованию, принимают его таким, каков он есть, независимо от возможных дефектов его внешности, проявляют к нему доброжелательность, сердечность. Отношение взрослых людей дает детям возможность чувствовать себя уверенно и в безопасности.

К существенным потребностям ребенка следует отнести постоянный контакт с родителями, их активное присутствие и частое общение. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей. Таким образом возникает взаимосвязь между родителями и ребенком, обязательная для умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

Следующей потребностью является необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности. У маленьких детей это потребность совпадает со стремлением к активности и самостоятельности. Взрослые удовлетворяют эту свою потребность с помощью профессионального труда, семейной жизни и участия в общественной жизни. А у ребенка родители могут удовлетворять эту потребность предоставлением ему разумной свободы и необходимых условий для общего развития. Разумеется, что свобода в зависимости от возраста детей будет разной и не означает отсутствие заботы и контроля.

Воспитание у детей  чувства самоутверждения благоприятно влияет на развитие у них самостоятельности, активности, открывает возможности к творческим поискам.

Одной из основных потребностей человека является основанная на чувстве  собственного достоинства потребность  в уважении, называемая иногда стремление к общественному признанию.

Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют  и непрерывно поучают. Вера в себя, способность к здравой самооценки основывается у детей в первую очередь на мнении других людей, прежде всего отца и матери, затем братьев, сестер и товарищей – своих ровесников.

Когда родители часто  заявляют ребенку, что считают его  глупым и неспособным, то он может  действительно почувствовать себя таковым, а от постоянной критики  будет склонен ощущать свою неполноценность.

Если окружающие взрослые люди замечают старание ребенка что-то сделать, относятся к нему серьезно, учитывают его возрастные возможности, то у него развивается вера в свои силы, которая в будущем даст ему  энергию для раскрытия себя как  личности на пользу общества.

Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения  ребенка и в формировании отрицательных  черт личности.

Удовлетворение основных потребностей в детстве имеет  громадное значение еще и потому, что это определяет как направление в развитии личности, так и путь к социальной зрелости.

Рассматривая основные типы родительских позиций, необходимо иметь ввиду влияние каждой из них на формирование поведения и  определенных черт личности ребенка. Для понимания этого влияния надо осмыслить особенности поведения ребенка с учетом определенной родительской позиции. Особенно внимательно надо отнестись к тем чертам личности, которые наиболее характерны для ребенка.

Какие основные черты  личности формируются у ребенка под влиянием родительских позиций? Следует отметить, что характеристики этих черт полностью не могут отразить состояние личности ребенка, они лишь преследуют цель указать на тенденции и направления, в которых может протекать формирование поведения детей.

Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких  черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность  к воровству и асоциальному поведению. Эта  родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В  ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность, затрудняет из-за замедленного развития их общения с детьми и взрослыми. Могут даже появиться физические отклонения, такие, как тучность и невроз.

Когда отец и мать искренне любят ребенка, создают в доме атмосферу доброты, покоя, взаимного внимания, у ребенка устанавливается прочная эмоциональная связь с родителями у него формируются чувства привязанности и умения выражать свои эмоции. Дети в таких семьях обычно бывают веселыми, дружелюбными, милыми, сочувствующими, а благодаря ощущению безопасности – смелыми и отважными.

Если родители проявляют  позицию уклонения от общения  со своим ребенком, то он может вырасти  человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Подобные люди легче поддаются асоциальному влиянию. Они непостоянны в своих планах, неспособны к объективным оценкам, склоны к хвастовству и бахвальству. Они могут чувствовать себя преследуемыми, проникаясь жалостью к себе. Чаще всего они неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.

Девочки постарше, у которых  родители заняли позицию уклонения, могут халатно относиться к своей  внешности, быть неаккуратными, несмотря на стремление к вниманию у представителей мужского пола. При этом из-за неспособности к проявлению прочных чувств они завязывают все новые, чаще мимолетные знакомства, объясняя свое поведение поисками истиной, настоящей любви.

Позиция взаимодействия, как правило, приводит к тому, что  ребенок становится доверчивым по отношению  к родителям, обращается к ним  за советом и помощью. Он в основном доволен результатом своих усилий. У него формируются стойкие взаимоотношения  и способности к пониманию других людей, он учиться брать на себя обязанности, выполнять их, при этом заботиться о членах своей семьи.

Родительская позиция  чрезмерной требовательности очень  часто лишает ребенка веры в собственные  силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.

Влияние этой родительской позиции оказывается более слабым, если ребенок способен бунтовать  против родителей, опираясь при этом на хороший контакт с ровесниками, одобряющими его поведение. В таких случаях дети теряют порой самообладание и бывают весьма уязвимы для самых нежелательных влияний.

При родительской позиции  признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.

Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызвать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, несдержанность, заносчивость, дерзость,  чрезмерную требовательность, авантюризм и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны – беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни, вплоть до психического заболевания.

Когда родители дарят  ребенку разумное доверие, воспитывают  в нем свободную личность, тогда  он может прекрасно общаться с  ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях. Чаще всего он стремится преодолевать встречающиеся трудности, не бросает начатой работы, не отказывается от выполнения сложных заданий.

Очевидно, что почти  в каждой семье позиции матери и отца по отношению к детям  бывают не всегда одинаковыми. Это и неудивительно и не опасно. Но только тогда, когда эти позиции с воспитательной точки зрения правильны и оказывают на детей положительное влияние.

Однако бывает так, что  одинаковые, но неправильные позиции  наносят большой вред воспитанию детей. Например, и отец и мать чрезмерно оберегают ребенка, или постоянно его критикуют, или откровенно уклоняются от общения с ним. Такая позиция обоих родителей способствует появлению отклонения в поведении ребенка. Так же отрицательно влияют разные с воспитательной точки зрения позиции родителей, например, чрезмерно оберегающая позиция матери и одновременно позиция уклонения или отвергания у отца. Ребенок находится тогда в атмосфере противоречивых требований и влияний, а споры и ссоры по вопросам его воспитания еще более усиливают семейный конфликт.

Положение ребенка значительно  облегчается, если хотя бы один из родителей, влияние которого в семье доминирует, проявляет с точки зрения воспитания положительную позицию. Когда этот родитель поступает разумно, то он может, не подрывая авторитета другого, оберегать ребенка от неправильного воспитательного воздействия.

Однако бывает так, что  отец или мать, хорошо понимающие правильные методы воспитания, держатся в стороне  по отношению к детям, предоставляя, таким образом, господствовать нежелательному влиянию другого родителя.

 

2.5: Функции   социального  педагога  при   работе  с  семьей.

 

Социальный педагог  – это педагог, основной целью  деятельности которого является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворения его потребностей с помощью социальных, правовых, психических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении. (№9). Работа социального педагога – это работа с семьей и детьми одновременно. Предотвращение социальных проблем в семье, помощь в их разрешении – вот основная цель этой работы. При определении семей, нуждающихся в помощи, учитываются: доход на одного человека в семье с учетом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев в семье; наличие или отсутствие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность в труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков, социальное положение, статус членов семьи в обществе.

Социальный педагог  работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями.

Совместно со службой  социальной помощи населению ведется  работа по выявлению семей риска  и оказанию им содействия и поддержки. Социальные службы оказывают различные виды помощи в семье: проводят семейные консультации, организуют службы знакомств, осуществляют различные виды семейного просвещения и самообразования, отрывают сексологические кабинеты и т.д.

Совместно со службой  социально-бытовой помощи предоставляются услуги престарелым, одиноким, инвалидам.

В содружестве со службой  семейного досуга организуется семейный туризм, семейные экскурсии, создание центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных  семей.

Социальный педагог  поддерживает контакты со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения, которое осуществляет работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Информация о работе Значение семьи в формировании личности ребенка