Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.
Задачи исследования:
1)изучить современные подходы отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;
2)определить роль, значение семьи в становлении личности ребенка;
3)установить основные проблемы, с которыми сталкивается семья в современном обществе;
4)определить преобладающие методы воспитания;
5)выявить проблемы воспитания;
6)определить тон взаимоотношений детей и родителей;
7)выработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
Введение. 3
Глава 1: Семья в зеркале современных наук. 7
Понятия «семья» и основные функции семьи в жизнедеятельности человека. 7
Структура и динамика семьи как ее специфические характеристики. 13
Типология современной семьи. 15
Воспитательные возможности семьи. 19
Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с
жизнью семьи. 23
Как влияют на ребенка изменения в составе семьи. 23
Влияние личностных черт родителей и их взаимных эмоциональных связей на поведение ребенка. 24
Влияние на воспитание ребенка внутрисемейных отношений. 25
Влияние отношений родителей к ребенку на формирование его личности. 28
Функции социального педагога при работе с семьей. 31
Глава 3: Практическая часть. 35
Изучение особенностей воспитания детей в семьях. 35
Социально-педагогический автопортрет детства. 41
Методические рекомендации. 44
Заключение. 46
Литература. 48
Приложение. 50
Однодетные семьи. Социолог В.Бойко утверждает, что однодетных семей в городах 53,6%, а в сельской местности – 38 – 40%. Из таких семей распадается примерно каждая вторая.
Малодетная семья (семья с двумя детьми). По наблюдению социологов и политологов стабильность семьи с рождением второго ребенка по сравнению с однодетной возрастает более чем в три раза. Если в однодетной семье разводится каждая вторая пара, то тут – лишь каждая шестая – седьмая семья.
Многодетная семья. Это семья, в которой три и более детей. В таком типе семей разводы весьма редки. Главная заслуга здесь принадлежит женщине, жене, матери (по-видимому, не зря звание отцов-героев не введены), и, надо полагать далеко не большинство женщин способны сейчас на подвиг многодетного материнства.
Наиболее распространенный тип семьи, отдельная, простая (или нуклеарная – от слова нуклеа – ядро) семья. Ее образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим (чаще – как сложится). Здесь созданы наилучшие условия для самовыражения, проявления способностей, личностных качеств каждого из супругов. Однако, в отдельных, простых семьях нередко можно встретить негативные стороны – несдержанность и самоуверенность, небрежность супругов по отношению друг к другу. И потому ссоры здесь при определенных условиях могут, начавшись из-за какого-нибудь пустяка, бесконтрольно разрастись и довести семью до серьёзного кризиса и даже распада.
Сложная семья. Сложная семья (её называют ещё расширенной) – тип семьи, состоящей из представителей нескольких поколений. Сейчас, по данным социологических исследований, примерно до 65% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживает в таких семьях. Из более старших (в возрасте 30 лет и старше) в таких семьях живут лишь 20-25%, да и то лишь с родителем одного из супругов. Семей же, включающих две супружеские пары, только 3-4%. В такой семье рациональнее налажен быт, у молодых, как правило, бывает больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры по различным пустякам. Здесь каждый член семьи обычно более внимательно относятся к мнению других членов семьи. Вместе с тем в таких семьях нередко встаёт вопрос о «разводе» с родителями – из-за вмешательства некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной опеки над ними, жесткости контроля, а также из-за неуживчивости одного из супругов.
Большая семья. Большая семья – тип семьи, состоящей из трех и более супружеских пар (например, родительская пара, да еще несколько детей со своими семьями). Такие семьи крайне редки. Чаще они есть в государствах Средней Азии. В таких семьях обычно меньше ссор, открытых конфликтов между супругами. Здесь у всех членов семьи, как правило, достаточно четко определены обязанности по отношению ко всей семье, стихийно складывается очередность выполнения тех или иных семейных дел. Но уже одно то, что таких семей мало, свидетельствует: человеку, перегруженному вынужденным общением на производстве и на улице, они мало подходят.
Значительную долю составляют неполные семьи. Неполная семья – это семья, в которой представлен лишь один родитель с детьми (чаще всего – одинокая мать)(№32). Причины такого положения – смерть одного из супругов, развод или внебрачное рождение ребенка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребенка. Такой тип семьи социально наименее эффективен. Дети здесь очень много времени проводят вне дома, пока мать на работе, и 50% правонарушителей составляют именно выходцы из таких семей. В то же время растущие в таких семьях дети отличаются большой самостоятельностью, понятливостью, отзывчивостью, эмоциональностью. Они раньше начинают трудовую жизнь.
По качеству отношений в семье выделяют множество типов, но четкого различия между ними не установлено. В частности, выделяют семьи: во-первых, благополучные, счастливые; во-вторых, устойчивые; в-третьих, проблемные (тут частенько нет взаимопонимания, сотрудничества между членами семьи и от того нередко царит холодная психологическая атмосфера, вспыхивают ссоры и конфликты); в-четвертых, конфликтные, где члены семьи, неудовлетворенны своей семейной жизнью, и оттого такие семьи не стабильны и педагогически очень слабы; в-пятых, социально неблагополучные семьи, в которых обычно культурный уровень супругов достаточно низкий, распространено пьянство, выходящие из таких семей дети зачастую составляют основной контингент трудновоспитуемых, педагогически запущенных подростков.(№5)
Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию – объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку в семье один кормилец, в трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. По состоянию на конец 1993 года их насчитывалось около 1,5 млн.. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тысяч семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тысяч семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. В 1993 году было около 285 тысяч семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тысяч. Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями – это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн.(№32)
Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.
В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).
Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным Федеральной миграционной службы России, на 1 мая 1994 года в России находилось 200,2 тысяч таких семей.
Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, - это семьи безработных, имеющих несовершеннолетних детей.
Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и другие.
По данным МВД России, на учете в органах милиции находятся свыше 620 тыс. подростков-правонарушителей и 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками, в 40% устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни. Выборочное криминологическое обследование показало, что 36,5% подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где уже есть судимые. Спасаясь от жестокого обращения и насилия, около 50 тыс. подростков ежегодно уходят из дома, 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Усиливается тенденция жестокого обращения с детьми.(№32)
1.4.Воспитательные возможности семьи.
Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так, благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг; у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее.
Менее благоприятны условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные, где ребенку зачастую уделяется чрезмерное внимание, где отсутствует разумное сочетание любви и требовательности. В таких семьях царит атмосфера сверхопеки или вседозволенности.
Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Как правило, в семье 1-2 ребенка, родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Нравственная и трудовая атмосфера здесь положительная. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточное образование и педагогический потенциал. Эти семьи могут быть как полными, так и с дезорганизованной структурой. Материальное положение среднее, выше или ниже среднего.
Неблагоприятны для формирования личности ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, стяжательство, что и делает ущербным развитие детей; чаще всего в такой семье 1-2 ребенка. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерно потребительство как жизненный идеал, низкий уровень образования и культуры. Эти родители охотно посещают школу, выслушивают учителей, однако все равно не умеют воздействовать на детей педагогическими воспитательными средствами, что приводит к авторитарному стилю общения, взаимному непониманию. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Материальное положение полярное - иногда нищета, иногда сверхблагополучие.
Выделяют нейтральный тип семьи, где во внутрисемейных преобладает “относительно свободное воспитание”, так как дети чаще всего предоставлены сами себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки, родившие детей в очень молодом возрасте или разведенные женщины, которым социальные условия не позволяют в полной мере заниматься воспитанием детей. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще ниже среднего.
К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Образование родителей, как правило, ниже среднего. Эти семьи нередко многодетные. Материальное положение тяжелое. Никакой заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет. Дети стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых компаниях.
В последнее время все чаще приходится выделять криминогенный тип семьи. Внутрисемейные отношения строятся в ней таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. Образование родителей ниже среднего, в семье систематическое пьянство, часто совместное отца и матери, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. В семье нередко несколько детей. Условия для воспитания детей в таких семьях полностью отсутствует.
Неблагополучные семьи имеют в специальной литературе дополнительные характеристики. Вот некоторые из них.(№19)
Внешне « спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувства не удовлетворенности. За «благополучным фасадом» скрываются их длительные и с трудом подавляемые негативные чувства друг к другу. Нередко наступают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Супруги мало разговаривают друг с другом. В таких семьях «неожиданно» для окружающих вырастают «трудные» дети.
Вулканическая семья – в ней отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, а вскоре вновь признаются друг другу в любви «до гробовой доски». Эмоциональность преобладает над чувством ответственности. В таких семьях ребенок становится беспомощным, испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношений родителей.
Семья-санаторий – характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляют близких всё больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной. Если семья превращается в «санаторий» для отца и матери, то дети годами живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально независимыми. Если «санаторным» отношением окружены дети, то взаимоотношения отличаются мелочной опекой, жестким контролем и защитой от реальных и мнимых опасностей.
Семья-театр – в ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются, трудности в воспитании прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями. Детям часто дается «модное» воспитание. Все это приводит к ослаблению самоконтроля и потере внутренней дисциплины, снижает уровень жизненной защищенности ребенка.
Семья-«третий лишний» - родительство в ней воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием родители занимаются от случая к случаю, у детей воспитывается неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.
«Семья с кумиром» - в ней ребенок единственное, что скрепляет супружеские отношения. Забота о ребенке является единственной силой, способной удержать супругов от разрыва отношений. Родители стараются сделать всё для ребенка, перенося на него свои нереализованные чувства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности.
«Семья-маскарад» - отличается несогласованностью жизненных целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности, порождает внутренний конфликт и нервное перевозбуждение. Ребенок старается подделаться под каждого из родителей и ещё больше теряет жизненные ориентиры.
Информация о работе Значение семьи в формировании личности ребенка