Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных систематических наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение окружающей среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Оли Гарелик..doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования Республики Беларусь

«Белорусский  государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

педагогический  колледж

 

 

 

 

 

 

Специальность:

педагогика  и психология

дошкольная 

 

 

 

Курсовая  работа

 

Тема: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                  учащаяся группы В - 47

                                                                       Горелик Ольга Петровна

 

Научный руководитель:                              Медушевская

                                                                     Светлана Севостьяновна.

       

       Оценка   ______________________________________                                                     

 

 

 

Минск 2006

 

 

Введение

    В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных систематических наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение окружающей среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д.

     Прав был  основоположник учения о биосфере  академик В.И.Вернадский, когда писал:  «Лик планеты – биосфера –  химически резко меняется человеком  сознательно и главным образом  бессознательно…». Поэтому человечеству для своего дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении природной среды. Вышеперечисленные глобальные проблемы рассматривались на V Международном экологическом конгрессе, на конференции ООН по окружающей среде и развитию. На основе экологических принципов намечен ряд направлений по уменьшению воздействия человека на природные экосистемы и улучшению состояния окружающей среды в ближайшем будущем. К общепланитарным экологическим проблемам относятся следующие:

  • Интенсивное сокращение площади лесов, которые служат «легкими» планеты и обеспечивают кислородом всех живущих на ней;
  • Деградация почвы – опустынивание, засоление, разрушение ее структуры;
  • Изменение климата – его потепление, которое грозит затоплением низменной части суши ряда материков;
  • Природные катастрофы;
  • Озоновые дыры – разрушение озонового щита планеты, который защищает живые организмы от космической реакции.

Дошкольный возраст  – это период бурного роста  и интенсивного развития ребенка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка со взрослым – оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Ребенок хорошо развивается, если общение со взрослым строится на понимании его эмоционального самочувствия, интересов, возможностей. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

    Идея включения  игры в процесс обучения издавна  привлекает внимание педагогов.  Игра, по выражению А.В.Запорожца,  это эмоциональная деятельность, понимание чего необходимо для реализации полноценного воспитательного процесса. А.В.Запорожец подчеркивает, что эффективность обучения в большей степени зависит от эмоционального отношения ребенка к этому процессу: к воспитателю, который обучает, к заданию, которое он дает детям. Несомненно, включение игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Важна и обратная сторона явления: экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника. С.Л.Рубинштейн говорил: «Игра – это деятельность ребенка, значит, она является выражением его отношения к окружающей действительности».

    Цель: Показать возможность использова6ния дидактических игр для обогащения, закрепления знаний детей о природе, на основе чего будут формироваться гуманные отношения детей ко всему живому.

      Задачи:

    1. Раскрыть значение игры для всестороннего развития личности ребенка дошкольника, возможность использования игры как средства воспитания и обучения.
    2. Отразить особенность дидактических игр как средства обучения детей, их отличие от сюжетно – ролевых и занятий.
    3. Рассмотреть структуру дидактической игры как основную отличительную черту.
    4. Показать возможность использования в экологическом воспитании различных видов дидактических игр.
    5. Обосновать необходимость руководства дидактическими играми в разных возрастных группах в зависимости от особенностей детей определенного возраста. Выделить общие условия успешного проведения дидактических игр.
    6. Выявить у детей их уровень знаний об объектах растительного и животного мира.
    7. Отразить результаты исследования после проведения работы по формированию экологических знаний с широким использованием различных видов дидактических игр.

Объект: Разнообразная методическая литература, раскрывающая роль игры для детей, особенности  дидактических игр в экологическом воспитании.

Предмет: Группа «Почемучки» д/с №328.

Гипотеза: На наш взгляд, дидактическая игра занимает важную роль в экологическом воспитании детей, с ее помощью возможно формирование у дошкольников системы основных экологических понятий, и воспитание осознанно – правильного отношения к объектам и явлениям природы.

 Методы исследования:

  • Теоретический анализ методической литературы;
  • Беседа с детьми;
  • Наблюдения.

 

 

 

 

 

У ребят очень беден  запас знаний об окружающих,

часто о самых простых объектах и явлениях.

Надо постоянно расширять  круг их знаний и в 

области познания природы, и в области познания

общественной жизни…

Мы должны ребят вооружить  знаниями, давать им

больше методов изучения окружающего…

Для ребят дошкольного возраста игры имеют

исключительное  значение: игра для них - учеба,

игра для них –  труд, игра для них – серьезная

форма воспитания.

Н.К.Крупская.

Глава 1. Научное  обоснование дидактических игр

как средства формирования экологических знаний,

воспитания  экологических отношений, поведения.

1.1. Место и роль игры  в жизни детского коллектива.

     Игра – явлении многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения  сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

     Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

     Воспитательное значение  игры во многом зависит от  профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка,  учета его возрастных и индивидуальных  особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

     Дошкольное детство короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

     Основной   вид  деятельности  детей  дошкольного возраста игра,  в процессе  которой  развиваются  духовные  и  физические  силы ребенка;  его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта

    Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «...Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

    В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

    Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

    Что дает право называть игру творческой деятельностью?

     Игра - отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «невзаправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

   Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

    Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

     Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

     Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

     В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

     Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

    Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания , полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

    Воплощение жизненных впечатлений в игре процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по - детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

    В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников