Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:51, курсовая работа
В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных систематических наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение окружающей среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д.
В младших
группах значение правил, необходимость
их выполнения раскрывает
Иногда
и нет необходимости
Следует
учитывать, что игровые
В опыте
творческих воспитателей
Общее и различное в сюжетно – ролевых играх.
На основе сопоставления некоторых видов игр необходимо дать их краткую сравнительную характеристику, так как без более или менее четкого выделения общего и различного иногда очень произвольно один вид игр отождествляется с другим; общие признаки, различия стираются, не выделяются особенности, присущие тому или иному виду. Игра часто подменяется упражнениями, занятиями, в основе которых лежат задания и их выполнение. Недостаточная четкость и характеристике игр вызывает затруднения у воспитателей в руководстве ими, снижает эффективность их использования как средства воспитания, обучения и развития.
Чаще других
отождествляют сюжетно-ролевые
В дидактическую игру в свою очередь иногда привносится излишняя сюжетность, развлекательность, «сюрпризное украшательство», тогда как основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание* познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
Еще К. Д- Ушинский указывал на то, что обучение несовместимо с развлечением, обучение - требует усилия мысли, умственного труда. Интерес детей к учению, умственной деятельности, активность в усвоении знаний уже на первых ступенях познания — союзники педагога в воспитании и обучении детей.
Особенности сюжетно-ролевой игры прежде всего в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер: дети сами, по своей инициативе создают игру и живут в ней. Именно за эту особенность Н. К. Крупская высоко ценила игру. «Самые любимые, самые нужные детям игры — это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед... Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело — фантазия ребенка дополнит действительность. Тут важен самый процесс построения плана».
Творческий
характер игровой деятельности
детей в сюжетной игре
Дети сами устанавливают правила перед игрой или в процессе ее. Правила эти обусловлены содержанием сюжета, его развитием, они придают устойчивость сюжету, предупреждают его нарушение или нарушение поведения самих играющих.
Руководство
сюжетно-ролевой игрой
Более открыто руководство игрой проявляется в вопросах воспитателя, развивающих игру, помогающих обогатить содержание, игрового действия и роли, утвердить правила. При недопустимости прямого руководства еще более недопустимо равнодушное, безразличное отношение воспитателя к игре детей. Воспитатель всегда и всюду, где дети играют, проявляет пристальное внимание, интерес, доброжелательное отношение, готовность оказать детям помощь при затруднении, защитить в игре положение застенчивого, робкого ребенка и ослабить роль ребенка-вожака, подчиняющего детей своей воле, своему желанию. В некоторых случаях воспитатель находит возможность и необходимость принять непосредственное участие в игре. Выполняя определенную роль, он осторожно направляет развитие игры, отношения детей.
Сюжетно-ролевые игры обычно начинаются там, где сосредоточена жизнь детей, где есть предметы (игрушки), используемые в игре. Чаще всего игры проводятся в группе, на игровой площадке. Иногда они возникают и там, где что-то вызывает воспоминания, побуждает к непосредственным действиям.
Вот на полянке дети увидели срубленные деревья и оставшиеся пеньки. И у них возникла игра в путешествие: одни сели на бревно и куда-то «поплыли»; другие взобрались на пеньки и имитировали взлет самолетов. Вскоре те и другие превратились в «физкультурников-прыгунов», как назвали игру сами дети. Они начали соревноваться: кто дальше прыгнет, а потом — кто больше соберет еловых шишек для стрельбы в цель.
Так иногда развивается и изменяется сюжетно-ролевая игра.
Дидактические игры на занятиях.
Современная педагогика не отождествляет и не противопоставляет дидактическую игру и занятие, а широко использует их взаимосвязь в воспитательном и обучающем воздействии на детей.
Общим в дидактических играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, на формирование правильного отношения к ним детей, способности их противостоять отрицательным фактам и явлениям. Общим является и направленность игр и занятий на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знаний, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей. Умственное воспитание — целенаправленное воздействие на развитие разнообразной активной, творческой мыслительной деятельности детей происходит и в дидактических играх, и на занятиях.
Умственное воспитание как целенаправленное воздействие педагога и как познавательная деятельность детей осуществляется во всех разделах работы с детьми. Умственная деятельность — универсальна.
Основой умственного воспитании является обучение — систематический, целенаправленный процесс ознакомления детей с окружающей жизнью, формирования элементарных знаний, умений, навыков, отношений к явлениям окружающего мира.
Основными формами
обучения детей дошкольного
Обучению на занятиях принадлежит ведущая роль. Обусловлено это тем, что именно на занятиях целенаправленно и последовательно выполняются требования «Программы воспитания в детском саду». Обучение на занятиях обеспечивает сообщение всем детям знаний, их последовательное расширение, углубление и систематизацию, развитие познавательных процессов, мыслительной активности детей. Обучение на занятиях проводится с учетом дидактических принципов, разнообразными методами, обеспечивающими успешность учения. Знания и умения не усваиваются
и не могут быть усвоены «с ходу». Их усвоение требует времени и разнообразных форм деятельности педагога и детей. Неотъемлемой частью обучения являются упражнения. Они входит в процесс обучения на занятиях и содействуют тому, что знания, передаваемые детям педагогом, «присваиваются» детьми, становятся знаниями самих детей.
Обучение на занятиях осуществляется как учебный процесс. Занятия имеют четкое программное содержание по тому или иному разделу знаний, постоянно действующее расписание по дням недели. Отличительной особенностью занятия является его структура: краткая беседа, объяснение, включающее задание, выполнение задания детьми, проверка правильности выполнения, оценка.
Обучение на занятиях обеспечивает формирование учебной деятельности детей: умение слушать воспитателя, его указания, воспринимать задание и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля. В учебную деятельность входит умение работать в коллективе, не мешать друг другу, способность продолжать работу товарища, проявлять доброжелательное отношение к успехам товарищей и готовность оказать помощь.
Дидактическая игра также осуществляет задачи обучения, но имеет свои особенности. Одна из них — обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это — «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра — «поиск и открытие», и всегда игра — радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием — особенность дидактической игры.
Дидактическая
игра объединяет разный состав,
детей по количеству и
1.3. Дидактические
игры в экологическом
В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.
Однако воспитательную
ценность дидактических игр
В ознакомлении
детей с природой полезно
Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах
независимо от сезона.
Комнатные растения — обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остается зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.
Весной, летом,
осенью растительный мир
Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору.
Дидактические
игры с природным материалом
можно проводить в
Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников