Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных систематических наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение окружающей среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Оли Гарелик..doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

     В младших  группах значение правил, необходимость  их выполнения раскрывает воспитатель.  Постепенно, при их  постоянстве,  они усваиваются детьми и становятся  критерием, ориентируясь на который дети производят игровые действия, оценивают правильность своих поступков и поступков товарищей. Протестуя против нарушения правил, дети говорят: «Он (она) играет не по правилам». Эти суждения подтверждают положение о том, что усвоенное правило игры становится «точкой опоры» взаимоотношений в игре. Вместе с тем они содействуют формированию самостоятельности, самоконтроля и взаимоконтроля. Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакций, способность сдерживать желание, проявлять эмоционально – волевое усилие. В результате этого формируется способность управлять своим поведением в разных обстоятельствах, соотносить его с поведением товарищей по игре. А все это оказывает глубокое воспитательное воздействие, обеспечивает формирование ценных качеств личности ребенка.

     Иногда  и нет необходимости напоминать  о правилах или вводить дополнительные. Достаточно чуть изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.

     Следует  учитывать, что игровые правила  не всегда предъявляются в  прямой форме указаний: многие  из них заключены в игровых  действиях и могут играть свою  регламентирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развитием.

     В опыте  творческих воспитателей имеются  дидактические игры серьезного  познавательного содержания, а решение  игровой задачи, игровые действия  и правила приводят детей   к интересным «открытиям». Начинаются многие игры с рассказа или даже сказки, сюжет которых вводит в предстоящую игру, дает игровой настрой, побуждает к действию.

    

Общее и различное в сюжетно – ролевых играх.

     На основе  сопоставления некоторых видов игр необходимо дать их краткую сравнительную характеристику, так как без более или менее четкого выделения общего и различного иногда очень произвольно один вид игр отождествляется с другим; общие признаки, различия стираются, не выделяются особенности, присущие тому или иному виду. Игра часто подменяется упражнениями, занятиями, в основе которых лежат задания и их выполнение. Недостаточная четкость и характеристике игр вызывает затруднения у воспитателей в руководстве ими, снижает эффективность их использования как средства воспитания, обучения и развития.

     Чаще других  отождествляют сюжетно-ролевые и  дидактические игры. В сюжетно-ролевые игры, в руководство ими иногда привносится излишний дидактизм, стремление учить детей путем прямого руководства. И внимание детей направляется лишь на то, что они должны усвоить; происходит «выравнивание» игровых действий, усиливаются требования к выполнению в игре предписываемых занятиями правил, анализируется итог игры: что выполнено, что не выполнено, что дети усвоили, чему научились.

    В дидактическую  игру в свою очередь иногда  привносится излишняя сюжетность, развлекательность, «сюрпризное украшательство», тогда как основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание* познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

    Еще К. Д-  Ушинский указывал на то, что обучение несовместимо с развлечением, обучение - требует усилия мысли, умственного труда. Интерес детей к учению, умственной деятельности, активность в усвоении знаний уже на первых ступенях познания — союзники педагога в воспитании и обучении детей.

     Особенности сюжетно-ролевой игры прежде всего в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер: дети сами, по своей инициативе создают игру и живут в ней. Именно за эту особенность Н. К. Крупская высоко ценила игру. «Самые любимые, самые нужные детям игры — это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед... Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело — фантазия ребенка дополнит действительность. Тут важен самый процесс построения плана».

    Творческий  характер игровой деятельности  детей в сюжетной игре проявляется  в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, создает свою игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры.

    Дети сами  устанавливают правила перед игрой или в процессе ее. Правила эти обусловлены содержанием сюжета, его развитием, они придают устойчивость сюжету, предупреждают его нарушение или нарушение поведения самих играющих.

    Руководство  сюжетно-ролевой игрой обусловлено  общими или конкретными задачами, осуществляемыми педагогом, и жизнью детей в игре. Но сюжетно-ролевая игра не допускает прямого руководства. Указания педагога, во что и как играть, разрушают самое ценное в ней — самодеятельный творческий характер игровой деятельности. Задачи воспитания педагог успешно осуществляет в процессе опосредованного руководства: расширяя впечатления детей, привлекая их внимание к содержанию деятельности человека, приемам его работы, отношению к своему труду и окружающим, к взаимоотношениям между работающими; воспитатель наполняет содержанием роль детей в игре, обогащает игровые действия. Тем самым он создает сознательную, полезную игру до самой игры, не допуская прямого вмешательства в ее ход.

     Более открыто  руководство игрой проявляется  в вопросах воспитателя, развивающих игру, помогающих обогатить содержание, игрового действия и роли, утвердить правила. При недопустимости прямого руководства еще более недопустимо равнодушное, безразличное отношение воспитателя к игре детей. Воспитатель всегда и всюду, где дети играют, проявляет пристальное внимание, интерес, доброжелательное отношение, готовность оказать детям помощь при затруднении, защитить в игре положение застенчивого, робкого ребенка и ослабить роль ребенка-вожака, подчиняющего детей своей воле, своему желанию. В некоторых случаях воспитатель находит возможность и необходимость принять непосредственное участие в игре. Выполняя определенную роль, он осторожно направляет развитие игры, отношения детей.

    Сюжетно-ролевые  игры обычно начинаются там,  где сосредоточена жизнь детей, где есть предметы (игрушки), используемые в игре. Чаще всего игры проводятся в группе, на игровой площадке. Иногда они возникают и там, где что-то вызывает воспоминания, побуждает к непосредственным действиям.

     Вот на полянке дети увидели срубленные деревья и оставшиеся пеньки. И у них возникла игра в путешествие: одни сели на бревно и куда-то «поплыли»; другие взобрались на пеньки и имитировали взлет самолетов. Вскоре те и другие превратились в «физкультурников-прыгунов», как назвали игру сами дети. Они начали соревноваться: кто дальше прыгнет, а потом — кто больше соберет еловых шишек для стрельбы в цель.

Так иногда развивается  и изменяется сюжетно-ролевая игра.

 

Дидактические игры на занятиях.

    Современная  педагогика не отождествляет и не противопоставляет дидактическую игру и занятие, а широко использует их взаимосвязь в воспитательном и обучающем воздействии на детей.

     Общим в дидактических  играх и занятиях является  направленность их содержания  на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, на формирование правильного отношения к ним детей, способности их противостоять отрицательным фактам и явлениям. Общим является и направленность игр и занятий на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знаний, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей. Умственное воспитание — целенаправленное воздействие на развитие разнообразной активной, творческой мыслительной деятельности детей происходит и в дидактических играх, и на занятиях.

     Умственное воспитание как целенаправленное воздействие педагога и как познавательная деятельность детей осуществляется во всех разделах работы с детьми. Умственная деятельность — универсальна.

     Основой умственного  воспитании является обучение — систематический, целенаправленный процесс ознакомления детей с окружающей жизнью, формирования элементарных знаний, умений, навыков, отношений к явлениям окружающего мира.

     Основными формами  обучения детей дошкольного возраста  являются занятия и дидактическая игра. И на занятиях, и в играх развитие знаний, умений, навыков, отношений, мотивов учения имеет зону актуального и зону ближайшего развития.

     Обучению на занятиях  принадлежит ведущая роль. Обусловлено это тем, что именно на занятиях целенаправленно и последовательно выполняются требования «Программы воспитания в детском саду». Обучение на занятиях обеспечивает сообщение всем детям знаний, их последовательное расширение, углубление и систематизацию, развитие познавательных процессов, мыслительной активности детей. Обучение на занятиях проводится с учетом дидактических принципов, разнообразными методами, обеспечивающими успешность учения. Знания и умения не усваиваются

и не могут быть усвоены  «с ходу». Их усвоение требует времени  и разнообразных форм деятельности педагога и детей. Неотъемлемой частью обучения являются упражнения. Они входит в процесс обучения на занятиях и содействуют тому, что знания, передаваемые детям педагогом, «присваиваются» детьми, становятся знаниями самих детей.

     Обучение  на занятиях осуществляется как учебный процесс. Занятия имеют четкое программное содержание по тому или иному разделу знаний, постоянно действующее расписание по дням недели. Отличительной особенностью занятия является его структура: краткая беседа, объяснение, включающее задание, выполнение задания детьми, проверка правильности выполнения, оценка.

     Обучение  на занятиях обеспечивает формирование учебной деятельности детей: умение слушать воспитателя, его указания, воспринимать задание и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля. В учебную деятельность входит умение работать в коллективе, не мешать друг другу, способность продолжать работу товарища, проявлять доброжелательное отношение к успехам товарищей и готовность оказать помощь.

Дидактическая игра также  осуществляет задачи обучения, но имеет свои особенности. Одна из них — обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

     Дидактическая  игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это — «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра — «поиск и открытие», и всегда игра — радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием — особенность дидактической игры.

     Дидактическая  игра объединяет разный состав, детей по количеству и интересам.  Игра по методам обучения имеет  некоторое сходство и вместе  с тем существенное различие с занятиями, например, экскурсии как форма занятий и «путешествие» как форма игры.

 

1.3. Дидактические  игры в экологическом воспитании  дошкольников.

     В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.

    Однако воспитательную  ценность дидактических игр нельзя  сводить только к развитию  умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие.

     В ознакомлении  детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения.

    Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах

независимо от сезона.

    Комнатные  растения — обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остается зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.

    Весной, летом,  осенью растительный мир привлекает  внимание ребенка бурными изменениями,  красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.

    Чтобы   облегчить   усвоение  детьми  знаний  об  отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать  листья,   цветы,   плоды,   семена,   кору.

    Дидактические  игры с природным материалом  можно проводить в естественных  условиях, на открытом воздухе  и в групповой комнате. Игры  в лесу, в парке, на лугу не  требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.

Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников