Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных систематических наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение окружающей среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Оли Гарелик..doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

    Однако проведение  игр в естественных условиях  имеет свои сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, занять всех детей решением единой задачи.

    Если игра  проводится в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, величину, форму) и все детали.

     Можно выделить два типа дидактических игр с природным материалом: бессюжетные и сюжетные. Игры, в которых все дети выполняют одно - два однородных действия, относятся к бессюжетным. Если же в игре действия согласно ее правилам выполняются соответствующими участниками (исполняются роли), а содержание отражает определенный сюжет, то это игры сюжетные. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации. Поэтому рекомендуется проводить их с детьми старшей и подготовительной к школе группами.

    В ходе дидактических  игр дети разного дошкольного  возраста путем многократных  повторений усваивают объем знаний в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

    Планируя игру с природным  материалом, воспитатель должен  помнить о соответствии ее  содержания изменениям, происходящим в окружающей природе. Например, игры, связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая,— летом и осенью.

    Последовательность проведения  игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.

    Воспитатель сам может  придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.

    Во  второй младшей группе дидактические игры  с природным материалом лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы детям было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно добавлять похожие. Например, для различения на ощупь лучше вначале взять морковь, огурец, яблоко, свеклу. А затем можно предложить похожие по форме фрукты и овощи: апельсин, лимон, лук или другие.

    Проводя дидактические  игры с детьми 4—5 лет — средняя группа,— учитывают возросший уровень знаний ребят, опыт решения предложенных задач.

    Усложнение игр выражается  в увеличении количества природного  материала, в требовании более  самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи.

     Небольшое  усложнение задачи вводится и  в содержание знаний о комнатных растениях: от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно- или светло-зеленый лист).

     Намечая  игры, воспитатель должен предусмотреть  их постепенное усложнение. Составить  план проведения игр будет  проще, если педагог предварительно  наметит дидактические задачи  игр по мере возрастания их  трудности. Для детей второй младшей и средней групп эти задачи могут быть следующими:

  1.  Находить предметы  по сходству. Растительный мир,  окружающий ребенка, многообразен. Чтобы лучше в нем ориентироваться,  дети должны уметь выделять  отдельные предметы  из  окружающей  природы.  Легче  научить   их этому   в   играх    (вначале   с   овощами   и   фруктами,   а затем  с  комнатными   растениями,  деревьями  и  кустарниками) .

  2.  Находить предметы  по слову-названию. Дети знают  мало названий растений, часто  пользуются обобщенным словом  «цветы»  или  «деревья».  Важно закрепить  в их памяти  названия  знакомых  предметов,   помочь  усвоить новые названия.

  3.  Выделять отдельные  признаки растений. При этом дошкольники  больше узнают о представителях  растительного  мира,  у   них  развивается  умение  обобщать  полученные впечатления.

  4.  Узнавать предметы  с помощью одного из органов  чувств   (на ощупь,  на вкус, по запаху)   и называть их. решение этой задачи позволит  детям ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного

мира.

  5.  Группировать   предметы   по   внешнему   признаку (окраске, форме). Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее.

  6.   Находить  целое по части. Выполнение  этого задания   даст  детям   возможность  лучше  узнать   составные части растений, их признаки.

  7.  Находить   растения   по   описанию   взрослого.   Научившись  делать  это,  дошкольники   смогут  лучше увидеть отличительные признаки растений, учиться мыслить

абстрактно.

    В играх  с детьми пятого года жизни вводится новая дидактическая задача, решение которой направлено на воспитание у детей умения описывать предметы растительного мира. Сначала дети делают это с помощью взрослого, затем /все более самостоятельно. Задание усложняется в такой последовательности: сначала дети называют признаки, отвечая на вопросы воспитателя; затем несколько детей совместно составляет описание, а кто-то один отгадывает, и только после этого уже одному ребенку предлагают самостоятельно перечислить отличительные признаки предмета.

    При организации  дидактических игр с природным  материалом в младшей группе  нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль.

    Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.

    Во время  игр надо знакомить детей с  общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.

    С младшей  группы надо приучать детей  пользоваться общепринятыми определениями  характерных свойств, качеств, признаков предметов и явлений.

    В ходе игры у младших детей проявляется желание хорошо рассмотреть предмет, поиграть с ним. Такой интерес можно использовать для того, чтобы познакомить ребенка с некоторыми признаками и свойствами предметов. Так, если дети, скажем, обратили внимание на форму яблока, можно предложить им покатать его, как мяч, погладить, чтобы определить, гладкая ли у него поверхность.

    После игр  с овощами и фруктами можно  угостить детей каким-нибудь из  них, обратив при этом внимание  на то, что все фрукты и овощи  имеют вкус: «Скажите, как во рту стало?» (Кисло, горько, сладко.) Угощение вызывает у малышей еще больший интерес к таким играм.

    Желание поиграть  с листьями, цветами часто вызывается у дошкольников стремлением украсить групповую комнату, свой обеденный стол, подарить букет взрослым, младшим детям. Проводя такие игры, надо приучать детей бережно относиться к растениям, приучать их не рвать без надобности цветы.

     Наряду  с наблюдениями для расширения  представлений детей о доступных  явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

     В дидактических   играх дети  уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

    При ознакомлении  детей с природой используют  дидактические игры с предметами, настолько-печатные и словесные.

    Предметные  игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

   Настольно - печатные игры — «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки М др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры, используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.

     Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам, общим для всех дидактических игр.

     В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

    Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Вначале воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно - два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый ее вариант.

Игровые упражнения и игры - занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

    Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших и средних группах, в старших группах даются как часть занятия.

Виды дидактических  игр.

    Дидактические  игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

     В разных  сборниках указано множество (около 500) дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настолько-печатные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

     В данной  курсовой приводятся виды игр,  применяемых в практике воспитателей, разработанные и проведенные автором.  Автор не считает, что предлагаемая группировка решает вопрос о видах игр: это пока только поиск в решении проблемы.

Нами применялись и  проверялись следующие виды игр:

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения («Что было бы..?»).

Игры-загадки.

 Игры-беседы      (игры-диалоги).

     Почему  мы считаем необходимым говорить прежде всего об играх-путешествиях, хотя игры-поручения проще, менее объемны по содержанию и в какой-то мере подготавливают детей к играм-путешествиям.

     Путешествие — это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намечаемое место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий. Но может быть и путешествие «не сходя с места» — путешествие мысли, воображения (см. конспект игры «Ночное путешествие под Новый год»).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников