Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных систематических наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение окружающей среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Оли Гарелик..doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

     В «Программе  воспитания в детском саду» указано сравнительно малое количество дидактических игр, но предполагается их вариативность, усложнение.

     Необходимость  повторности игр определяется  и тем, что не все дети  одинаково успешно усваивают  то, что составляет обучающее  содержание игры, игровые действия и правила. А ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр.

    Дидактическая  игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Наглядность в игре прежде всего и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок и

др.). Начальный показ  игровых действий воспитателем, «пробный ход» в игре, использование поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек - все это составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуя игру и руководя ею. Игрушки и предметы воспитатель демонстрирует в наглядном действии, в движении. При объяснении игры, игровых действий и правил воспитатель наглядно, на примере показывает детям, особенно младшего возраста, как нужно выполнять то или иное игровое действие.

    Огромное значение  в руководстве играми имеет слово воспитателя.  Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию детьми включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми.

    При помощи  словесных пояснений, указаний, создания образных представлений воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Одновременно он способствует развитию речи детей, обогащению их словаря, овладению разнообразными формами речи. Речь воспитатели должна быть понятной детям, образной и вместе с тем краткой; подробные и многословные объяснения недопустимы. Мешают развитию игры, проявлению детской непосредственности многочисленные направляющие вопросы воспитателя. Разрушают игру замечания, указания на ошибки, стремление воспитателя довести их до   сознания   детей, его желание «выправить» игру.

    Дидактическая  игра характеризуется разнообразными формами деятельности детей в их сочетании. Воспитатель, руководя игрой, обеспечивает возможность такой деятельности детей. Воспитатель учит детей целесообразным игровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализаторы. Двигательная активность детей сочетается с речевой, так как воспитатель обозначает словом качества предметов, действия, движения и, повторяя слово в разных условиях, закрепляет его в словаре ребенка. Для развития интереса к дидактическим играм у старших детей воспитатель включает более сложные интеллектуально-волевые задачи, не спешит подсказывать игровые действия, а предлагает детям определить их самостоятельно. Практическая деятельность детей в игре становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и в старшей группе руководство игрой должно быть таким, чтобы игра обеспечивала решение дидактической задачи и оставалась игрой.

     Игра должна  сохранять эмоциональный настрой  детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.

    Руководя играми, воспитатель использует разнообразные  средства воздействия на детей  и сам выполняет разнообразные роли. То он является прямым участником игры и через роль, игровое действие, игровое правило незаметно для детей направляет игру, поддерживает инициативу детей, сопереживает с детьми радость игры, «верит в правду игры». Иногда он, как очевидец, рассказывает о каком-либо событии и создает лишь соответствующий игровой настрой и поддерживает его по ходу игры. А то вспоминает занимательную историю из своего детства и возбуждает у детей желание играть. Иногда воспитатель и не включается в игру, но как умелый, умный и чуткий режиссер, ничего не предлагая детям, не ограничивая их инициативы, сохраняя и оберегая самодеятельный характер игры, радостный настрой детей, руководит развитием игровых действий детей, выполнением ими игровых правил и ведет детей незаметно к определенному результату.

    Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приемы: интригующий и направляющий игру вопрос: удивление, высказанное воспитателем, направляющее игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимание; доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность ситуации в игре, неожиданные для детей сюрпризы, которые воспитатель вводит в игру; элемент ожидания, показывающий живой интерес воспитателя к игре; поощряющая или предупреждающая реплика и др. Руководя игрой, воспитатель ничего прямо не предлагает, он осуществляет свое руководство так, что его влияние сохраняет непринужденность игры и вместе с тем является целенаправленным. Эмоциональный строй игры несовместим с тем, что является нарочито-дидактическим или допускает «наигрыш».

    В практике  руководства дидактическими играми основные трудности заключаются в том, что воспитатель

иногда усиливает обучающее  воздействие, незаметно для себя переходя на форму обучения, характерную для занятий.

   Иногда неправомерно усиливается занимательность игры, придается ей излишняя развлекательность и нарушается основное положение о том, что дети в дидактической игре учатся «играя, но не играючи». Игра должна быть интересной, умной, а не бездумным развлечением. При излишней развлекательности игра утрачивает способность быть формой обучения. Развлекающий характер придается игре тогда, когда вне соответствия с дидактической и игровой задачами вносится внешнее оформление игры: постройки, костюмы, маски, зрелищные элементы; когда педагог говорит загадочно-приглушенным голосом.

    В руководстве  игрой и в ее развитии важное   значение   имеет   темп. Он   определяется   темпом   умственной активности» речи,  большей  или меньшей активностью  игровых действий,   усвоением   игровых   правил. Темп   игры   обусловлен   и   эмоциональными  переживаниями,  большей или   меньшей  увлеченностью  детей.

     Развитие  темпа игры имеет определенную динамику.  В самом  начале игры дети как бы разыгрываются,  усваивают содержание  игровых действий,   правила игры и ход ее. В этот период темп игры естественно более замедленный. В последующий  период, когда игра развертывается  в сменяющих  одно другими игровых действиях, когда дети увлечены игрой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется.

    Воспитатель,  знающий особенности игры, ее развития, особенности умственной деятельности и эмоциональных переживаний детей, сам являясь участником игры, находит нужный темп, не допуская излишней медлительности и ненужного убыстрения. Однако в практике руководства игрой нередко бывает так, что воспитатель не улавливает развивающегося темпа игры, допускает замедление его или убыстрение.

    Убыстренный темп - вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий; нарушение правил. Дети как бы не успевают «втянуться в игру». Слишком быстрый темп игры возбуждает детей. Замедленный темп возникает в том случае, когда воспитатель растягивает объяснения, допускает множество неоправданных дисциплинирующих замечаний, когда игровые действия отдалены, а игровые правила вводятся несвоевременно и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Замедленный темп утомляет детей.

    Руководя дидактической  игрой, воспитатель имеет широкие  возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать моторно - двигательную деятельность. Контакт воспитателя с детьми, детей между собою достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга. Иногда дети делятся на группы, занимающие разные места, а иногда «едут путешествовать» и покидают пределы группы.

    Конечно, не исключается форма организации детей за столами. Например, когда дети что-то делают и в процессе преобразования материала в игрушку познают свойства материала, им удобнее работать за столом, а воспитателю легче и удобнее руководить их работой.

    При осмотре вещей лучше, если дети потрогают вещь, подержат в руках, а иногда и чуть-чуть поиграют: «игры-миниатюры» входят составной частью в большую игру, они радуют детей, помогают ознакомлению с предметом.

    В дидактической  игре действующими лицами являются и педагог и дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие возможности для проявления инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений. Держать игру в пределах предполагаемого времени большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условием развития игры. Конечно, эти качества речи детей формируются не только в дидактической игре, но здесь они могут быть условием решения игровой задачи. И воспитатель ставит это условие: «Сказать коротко и ясно, сказать коротко, но так, чтобы поняли». Краткость и емкость особенно характерны для пословиц, поговорок, загадок, и они должны широко применяться в дидактической игре.

     Особенностью  дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение, например отгадывание поставленных игрой загадок, выполнение поручений, игровых заданий.

    В дидактических  играх, применяемых в советских детских садах, результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в результате слепой удачи, обмана, присвоения права другого и т. д. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной игровой задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение.

    Все структурные  элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания.

    Заканчивая  игру, воспитатель должен поддержать  интерес к дальнейшей игре, создать радостную перспективу ожидания. Обычно педагог говорит: «А в следующий раз будем играть еще интереснее» или: «Новая игра будет еще интереснее». Зная программные требования, своеобразие дидактической игры, учитывая интерес детей, владея искусством руководства игрой, воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и творчески создает новые полезные и интересные игры.

    Многие игры  по мере развития интереса  к игровым задачам, усвоения игровых действий, игровых правил проводятся детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые детьми игры воспитатель должен поощрять, оказывая незаметную помощь детям.

    Многие так  называемые «словесные игры» проводятся без игрушек

и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеются у детей. Это игры-загадки, игры на противопоставление, на классификацию и др.

    Хорошо, если  воспитатель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: аллоскоп, кино, телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребенка, поднимают содержание игр на более высокий уровень, разнообразят игры, игровые действия и удовлетворяют интересы детей.

    Использование  многих технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными. Например, дети играют в «путешествие за ценными находками». Включенная воспитателем пластинка передает звуки леса--пение птиц, шорохи, шумы. Это углубляет игровой настрой. Дети плывут на корабле, и воспитатель через кинопроектор показывает море, кипящие волны, движение кораблей.

     Следовательно,  руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи — познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых, правил, предвидении обучающих результатов. Особую заботу воспитателя составляет создание «материального центра» игры: подбор игрушек, картинок и других материалов для игры.

     У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками, и осознавать, что вдвоем играть интереснее. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы, различать и называть их цвет, форму и возможные действия с ними. Они способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственным ориентированием. Приучают детей слышать слово и соотносить его, с конкретной игрушкой, предметом, действием (например, игра «Чудесный мешочек» — ребенок достает из мешочка на ощупь собачку, называет ее и показывает, как она лает).

    В дидактических  играх дети лучше осознают  и закрепляют различие, сходство, равенство предметов, овладевают понятием, что разные по содержанию предметы могут быть окрашены в одинаковый цвет.

Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников