Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:51, курсовая работа
В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных систематических наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение окружающей среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д.
С детьми
младшего возраста воспитателю
целесообразно самому
Воспитатель направляет игровое действие «сбор матрешек» на выполнение задачи; закрепить понятие «больше — меньше — самая маленькая».
В проведении дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста нужна активность воспитателя в обучении детей приемам игровых действий. Учить детей в игре правильно раскладывать предметы (брать в правую руку и класть слева направо). Если речь идет о двух множествах — уточек столько, сколько рыбок, уточек и рыбок поровну. Сколько нам их нужно для игры?
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитательница принимает участие в дидактических играх. Она является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Здесь могут быть использованы игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Предметы должны быть разные по цвету, форме, величине, В этом возрасте рекомендуется широко использовать музыкально - дидактические игры «Ну-ка, угадай», «Узнай по голосу», «Что кукла делает» и другие с целью обучения детей умению вслушиваться в звучание слов, звуков, встречающихся в словах. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего дошкольного
В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).
Широко используются
в этом возрасте словесные
игры, требующие большого
У детей
старшего дошкольного возраста
в дидактических играх больше
проявляется произвольное
Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае — найти игрушку или предмет. Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана.
Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед — назад, справа — слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4—5) и увеличить число спрятанных игрушек.
У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой, детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи. Например, используя правила поведения пешеходов на улице, закрепляют знания правил, как обходить трамвай или троллейбус, стоящий на остановке, как переходить дорогу, руководствуясь сигналами светофора (игра «Путешествие в страну дорожных знаков»).
Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Опираясь на возбуждение и торможение нервной системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро сменяют друг друга и новые зрительные образы вызывают у детей слуховые и словесные образы. Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.
В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности. Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющиеся знания, подчиняться существующим правилам.
Воспитателей детсада подчас удовлетворяет, что дети отвечают на вопросы, активны, справляются с заданием на занятии и в процессе игр. Но не всегда они задумываются над тем, что дали занятие или игра для развития мышления ребенка, умеют ли дети в группе рассуждать, обобщать, сравнивать. Например, программная задача — счет. В старшей группе дети знакомятся с числом 5. Воспитатель заготовил пять матрешек, пять елочек (не больше и не меньше). Детям было дано по пять кружков. Дети все считали правильно. Занятие прошло хорошо. Однако здесь дети решили одну задачу — запомнить и воспроизвести. Все обучение сводилось к передаче самого элементарного, без творческого развития мысли. На подобных занятиях воспитатель зачастую объясняет детям подробно то, что им уже давно известно. Воспитателя удовлетворяет положительный результат работы детей. Но можно ли на этом успокаиваться?
Если воспитатель не ставит перед детьми задач, требующих размышления, выбора, сравнения, предвидения, то дети привыкают действовать согласно этой инструкции только в одной, конкретной ситуации. Подобная работа, но в другой обстановке уже опять потребует разъяснения. Такое обучение не служит средством умственного развития ребенка.
Развитие мышления
детей не происходит само
Воспитателям не следует чрезмерно опекать детей даже в игре, а всей системой воспитательной работы необходимо развивать у них самостоятельность, способность работать с полной умственной нагрузкой в соответствии с программой. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам.
В играх
ребенок вынужден проявлять
Игра помогает
развивать умение
В дидактических
играх воспитатели ставят
Возросшая
самостоятельность и
В дидактической игре «Раз-два» берется десять комплектов карточек с изображением домашних или диких животных, ягод, овощей, цветов, деревьев. Изображения на карточках могут быть любые, в зависимости от требований программы на определенный отрезок времени.
Дидактическая задача: упражнение в классификации
предметов, воспитание внимания, наблюдательности, сдержанности.
Игровое действие: соревнование.
Правила: все
дети одновременно кладут
Воспитатель подает команду: «Раз!» — играющие поспешно снимают со своих стопок верхние карточки, держа их изображением вниз. Затем тут же по счету «Два!» все кладут эти карточки на стол изображением вверх. Дети внимательно смотрят на карточки,0 стараясь быстрее других найти среди них те, которые относятся к одной группе, и назвать эту группу. Например, Саша открыл карточку с изображением мака, Света — огурца,; Андрей — лошади, Ира — коровы, Коля — розы, Наташа — капусты.
Света быстро называет «овощи» и забирает Наташину карточку с изображением капусты. Саша называет «цветы» и забирает карточку Коли. Ира назвала «домашних животных» и забрала карточку Андрея.
Затем открыли следующие карточки. Саша и Наташа одновременно назвали «мебель», и им пришлось поделить карточки, на которых были нарисованы стол и диван.
Стараясь быстрее
отгадать, Андрей и Ира неправильно
назвали группы и оставили
свои карточки на столе.
Больше всех собрали карточек Саша, Света и Наташа. Коля, Андрей и Ира, хотя и не выиграли, но к концу игры стали правильно определять группы предметов, стали более внимательными.
Систематически
проводя с детьми
Игра «Что вам нужно» поможет детям усвоить, какие учебные принадлежности нужны ученику I класса, как их надо хранить. Как можно быстро вынуть нужные учебные пособия, готовясь к уроку рисования или уроку математики, и т. д.
Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от воспитателя, от того, как он сумеет подобрать эти игры, усложнить дидактическую задачу, помочь правильно направить правила игры для достижения программных задач.
Дидактические игры — обучающие игры. Поэтому нужно тщательно подбирать их к определенному программному содержанию занятий, а не просто проводить те игры, которые знает воспитательница или какие есть (настольно-печатные) в группе.
При проведении
дидактической игры
Дидактические игры следует планировать в таких разделах программы, как ознакомление с окружающим и. развитие речи, элементарные математические представления, физическое и музыкальное воспитание.
Для правильного
планирования дидактических
Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников