Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных систематических наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение окружающей среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Оли Гарелик..doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование системы знаний о природе с использованием дидактических игр.

2.1. Выявление  объёма знаний детей.

Анализ программных  задач раздела «Человек и природа» для группы

«Почемучки» (растения и животные).

 Многообразие  живой и неживой природы.

1) формирование    у    дошкольников    представлений    о    внешнем    виде,

характере   питания   и   передвижения  животных  и  растений   ближайшего

окружения;

2) целостность животных, растений – одно из основных  условий жизни;

3) каждое живое существо  – неповторимо: нет двух одинаковых стволов.

Ветвей; различны и животные.

Как двигаются  животные и растения.

1)       все  живые существа двигаются по-разному:  животные ходят, бегают, если ноги  у них одинаковой длины: прыгают,  если задние ноги длиннее передних; ползают, если не имеют ног; летают, если есть крылья и т. д.

2)       Растения  также двигаются: поворачивают  листья, стебель, цветы к солнцу, раскрывают и закрывают лепестки  и т. д.

Как питаются животные и растения.

1) формирование    представления    о   том,    что    всем    живым    существам необходимо питаться, чтобы жить.

2) животные питаются  растениями (растительноядные), мясом  (хищники). 3) звери и насекомые,  которые не могут найти еды  зимой, спя под снегом; птицы  улетают туда, где есть корм.

Как животные и растения растут.

1)   уточнение   представления   о   внешнем   виде,   поведении   детенышей животных ближайшего окружения.

3)       дети  получают представление   о  том, что животные (звери) рождают  своих детенышей.

4)       родители  согревают и защищают малышей,  строят для них жилища: волк и лиса - нору, медведь - берлогу, птицы - гнезда.

5)       Домашним  животным жилище строит человек:  коровник, курятник и 

т.д.

6)       маленькие  животные вырастают, у появляются  свои детеныши.

7)       детеныши   у   животных   появляются   весной,   чтобы   им   было   чем питаться, и они успели вырасти до наступления зимы.

8)       Для  роста растению нужна питательная  почва, вода, свет и тепло. Зимой  этого нет, и растения не  растут.

9)       Растения  можно вырастить из семян, луковиц  (это дети растений).

10)     У взрослых  растений бывают цветы и плоды.

 Как животные  и растения: « чувствуют».

1)       формирование     представления о том, что и  животные и растения чувствуют  окружающий мир, но по-своему. У животных (зверей) есть пять  помощников: глаза, нос, язык, кожа, уши.

2)       Растения  «чувствуют» приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или  пасмурную погоду и д. р. 

Диагностика.

     Эколого – педагогическая работа с детьми в течение всего года дает отчетливые результаты в каждой возрастной группе. Специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологическом воспитании ребенка.

     Диагностика  должна быть направлена на  выявление у детей экологических  знаний и отношений. Диагностику следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми в течение года организовывают разные виды деятельности.

Состав уголка природы в средней группе №5

«Воробышек».

Аспарагус

Хлорофитум

Бальзамин

Узумбарская фиалка

Плющ

Душистая герань

Вечноцветущая бегония

Клетка с попугаем

     В диагностике  детей были предложены следующие  вопросы – задания с целью  выявления характера представлений  детей о живом, для выявления  представлений дошкольников о нормах отношений к живому.

 

Вопросы и задания  к диагностике.

  1. Из 10 предложенных картинок выбрать картинки с изображением живого (собака, часы, автобус, конструктор, белка, девочка, скворец, солнце, шиповник, камень). Как вы узнали, что это живое?
  2. Почему ты считаешь, что собака, девочка, шиповник живое? Расскажи, что есть у скворца?
  3. Зачем нужны листья? Сможет ли растение прожить без них?
  4. Как ты думаешь, что нужно человеку, животному, растению, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?
  5. Как нужно ухаживать за растениями, животными?
  6. Что делает человек, чтобы быть здоровым?
  7. Как чувствуют себя растения? Как ты узнал? Как ему помочь?
  8. Рассели животных по средам обитания. Правильно ли ты расселил животных? Почему ты так считаешь?
  9. зачем нужны животные, растения? Могут ли люди прожить без них? Почему?
  10. Может ли человек прожить без других людей? Почему?
  11. Как поступил герой на этой картинке? Почему?

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя.

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Алтухов Степан

+

+ -

-

+ -

+

+ -

+

-

+

-

+

2

Гасанов Эльбрус

+

+ -

-

+ -

+

+ -

+

-

-

+

+

3

Кашубо Аня

+

-

-

+ -

+

+

+

+

+

-

+

4

Кохонов Саша

+ -

+ -

+ -

+ -

+

-

-

-

+ -

+

-

5

Кохан Алеша

+

+ -

-

+

+

+ -

+

+

+

+ -

+

6

Курчанович Вера

+

-

+ -

+

+ -

+

+

+

-

-

-

7

Лакудас Даша

+

+ -

-

+ -

=

+ -

-

-

+ -

+

+

8

Лебедев Саша

+

+

-

+ -

+

+

-

-

+ -

-

-

9

Макракова Юля

+ -

+ -

+

+ -

+

+

-

+

+

+ -

+ -

10

Малиновский Тихон

+ -

+ -

-

+

+

+ -

+

-

-

+ -

+

11

Мицкевич Женя

-

+

-

-

+ -

-

+

-

+ -

-

+ -

12

Насточкин Илья

+

+

+ -

+

+ -

+ -

-

+

+ -

+

+

13

Осипенко Даша

+ -

+

+ -

-

+ -

+

-

+ -

+

+ -

-

14

Папилишвили Никита

+

+

+

+

+

+

+

+ -

+ -

+ -

15

Прокопович Алеша

+

+ -

-

+ -

+

+ -

-

+ -

-

-

16

Росса Артем

+ - 

+ -

+

+ -

-

+ -

+ -

-

+

-

+

17

Савицкий Паша

-

+

+ - 

+ -

+

+

+ -

-

+ -

+

+ -

18

Тюпина Настя

-

+

+ -

+

+

+

+

+ -

+

-

+

19

Шиболович Катя

+

-

+

-

+ -

+ -

+

-

-

+

+

20

Юшкевич Настя.

+

-

+

-

-

+

+

+ -

+

+

+

 

+

-

+ -

12

7

5

6

13

9

11

5

9

8

11

3

4

9

4

2

2

7

10

5

7

5

5

9

6

10

5

9

2

5

6

5

4


 

+  полный ответ                                      высокий уровень -       %

+ - не полный ответ                                средний уровень -        %   

- нет ответа                                              низкий уровень -          %

 

Анализ

Проведя диагностику  и обработав данные, видно, что  у детей не сформированы полные, глубокие знания об обитателях уголка природы. Знания детей поверхностны, недостаточно полны, а часто вопрос вообще отсутствует.

 

 

 

 

 

  

2.2. Коррекционная  работа. Педагогические рекомендации.

     Диагностика  имеет большое значение для  педагога дошкольного учреждения. Она показывает, какой объем знаний  имеют дети, как нужно вести  работу в будущем, чему уделить  больше внимания.

     Проведя  диагностику, необходимо спланировать работу по расширению, обогащению знаний детей:

1. Использование в  повседневной жизни разнообразных  видов дидактических игр:

Для обогащения знаний о диких и домашних животных: 

«Кто чем питается?»

 «Найди свой дом» 

«Лес - дом для животных» 

«Найди детеныша»

Для пополнения знаний об овощах и фруктах:

 «Что где растет?»

подвижно - дидактическая  игра «Огурцы»

«Опиши, мы отгадаем» 

«Угадай, что съел»

Для расширения знаний о деревьях:

«Такой листок, лети ко мне»

подвижно-дидактическая  игра « Плодово-ягодний сад»

По обогащению знаний о комнатных растениях:

«Загадай, мы отгадаем» 

«Поможем растению» 

«Опишите, я отгадаю»

2. Проведение индивидуальной  работы с использованием дидактических  игр.

 

Педагогические  рекомендации для родителей.

    Уважаемые  родители, помните, что дошкольное детство - это период игры. Игра доставляет ребенку большую радость, потому что дает ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи могут быть прямыми или косвенными участниками игр ребенка. Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.

    Если родители  активно приобщают ребенка к  природе, то заинтересованность  этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в играх. Игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомство с

колхозной фермой и т.д. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослыми. В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. Игры помогают запомнить названия растений и животных. Кроме этого, со старшими дошкольниками можно свободно рассмотреть карточки лото, вместе вспомнить, где такие растения видели, где встречали таких животных, поговорить об их особенности и образе жизни.

     В домашних  условиях с дошкольниками разных  возрастов можно играть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными и хорошо вписываться в разнообразные бытовые ситуации.

    Нередко бывает, что мама или бабушка заняты  приготовлением пищи, а ребенок  находится рядом и не знает,  чем заняться.

-    Давай с  тобой поиграем, - говорит бабушка внуку. - Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот.

    Она кладет  ему в рот кусочек морковки. Внук хрустит ею, улыбается и,  конечно сразу отгадывает, что  это, а бабушка как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить дошкольнику морковку на вкус не сложно, труднее выделить и назвать ее характерные признаки: твердая, хрустит, когда ешь, сладкая.

    Аналогичным  образом ребенку можно предложить  отгадывать фрукты и овощи  на ощупь. При закрытых глазах в руки ему кладут яблоко, или морковку. Ощупав предмет, он должен отгадать его. Ту же морковь в этот раз можно определить по иным признакам: ее форме, твердой и гладкой поверхности. Игра тренирует сенсорные способности ребенка и может его долго занимать, если ее разнообразить: класть в руки то хорошо знакомые, то малознакомые предметы, то один плод, то два плода для их сравнения.

    Важной особенностью  словесно-дидактических игр является  возможность развивать с их  помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В самых различных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Вот мама с дочкой возвращаются из детского сада и заходят в овощной магазин. Мама видит товар на прилавке и прикидывает, что ей надо купить. Чтобы скрасить ожидания дочки, пока они стоят в очереди, она предлагает ей поиграть.

-  Хочешь узнать, что  я буду покупать? - спрашивает  мама и, получив утвердительный  ответ дочери, продолжает. - Я буду  загадывать тебе загадки - рассказывать  про овощи, а ты по описанию их должна отгадать. Слушай: растет на грядке, в огороде, сидит в земле долго; сама круглая, с хвостиком, твердая, цветом темно-претемно красная. Что это?

Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников