Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных систематических наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение окружающей среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Оли Гарелик..doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

    В дидактической  игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

    Игры-путешествия     всегда     несколько   романтичны.    Именно   это вызывает  интерес   и   активное   участие в развитии сюжета  игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить   результат:   решить   задачу, что-то   узнать,   чему-то   научиться.

     Роль   педагога   в   игре   сложна, требует знаний, готовности ответить  на вопросы детей, играя с  ними, вести    процесс    обучения    незаметно.

     Не труден  ли для детей термин «путешествие»?  Он может быть объяснен   более   простым   словом   «поход». Но в этом не возникает необходимости: слово «путешествие» бытует во многих привлекательных для детей  передачах  по  радио,  телевидению, оно живет в обиходе взрослых,  совершающих  многие   путешествия,    иногда    вместе    с    детьми. Это — наша    современность.    Игра-путешествие — игра   действия,   мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

     В названии  игры, в формулировке   игровой   задачи   должны   быть «зовущие  слова»,  вызывающие  интерес    детей,     активную     игровую деятельность.    В    игре-путешествии используются   многие  способы  раскрытия познавательного содержания в    сочетании    с    игровой    деятельностью:   постановка   задач,   пояснение   способов   ее   решения,   иногда разработка    маршрутов"    путешествия,  поэтапное  решение задач,  радость    от    ее    решения,    содержательный    отдых.    В    состав    игры-путешествия   иногда   входит   песня, загадки,  подарки  и  многое  другое.            Игры-путешествия иногда неправильно  отождествляются  с   экскурсиями.   Существенное   различие   их заключается в том, что экскурсия - форма  прямого   обучения  и  разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Содержание экскурсии планируется, имеет четкую структуру занятия: цель, задача, пояснение, наблюдение или выполнение практических работ, итог.

     Иногда  игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели, иногда во время прогулки проводятся подвижные игры. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

     Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

    Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

    Дидактическое  содержание игры заключается  в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии

с    поставленными  условиями  или созданными обстоятельствами.

     Начиная  игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?».

    Дети высказывают  предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: «Заводы не могли бы работать — например, выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т. д.

     Эти игры  требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».

    Игры типа  «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

     Дети разные, и разные у них мечты: одни  хотят быть космонавтами, другие — врачами, чтобы все были здоровы (видимо, следуя примеру воспитателя), третьи — отдавая дань любви к воспитателю, хотят быть тоже воспитателями. Есть и такие, которые хотят, чтобы было много у всех мороженого.

     Игры, в  которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

     Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

     В настоящее  время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

     Основным  признаком загадки является замысловатое  описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.

     Главной  особенностью загадок является  логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

«Загадка несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть ее мудрую глубину и эстетическую привлекательность»,— пишет автор книги «Учите детей отгадывать загадки».

     Загадки  часто используются в работе  с детьми при разных обстоятельствах: как литературно-иносказательный прием, на занятиях по обучению родному языку, при ознакомлении с природными явлениями и др., но особенно часто — как особый вид игры, развлечения.

     Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

     Воспитательно-обучающее  значение заключено в содержании сюжета — темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть — сделать открытие и в результате что-то узнать.

     Ценность  игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

     Основным  средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

     Проведение  игры-беседы требует от воспитателя  большого искусства, сочетания  обучения и игры. Первым требованием к руководству такой игрой является определение «малых доз» познавательного материала, но достаточных, чтобы игра была интересной для детей. Познавательный материал должен обусловливаться темой — содержанием игры, а игра соответствовать возможности усвоения этого содержания без нарушения интереса детей и свертывания игровых действий. Одним из условий проведения игры-беседы является создание доброжелательной обстановки. Лучшее время для игры — вторая половина дня, когда происходит естественный спад новых впечатлений, когда уже нет шумных игр, разнообразных эмоций. Маленькие игры-миниатюры могут быть использованы и во время длительной прогулки.

     Началом  игры-беседы является призыв, своеобразная  присказка, сложившаяся в народной  педагогике: «Сядем рядком да поговорим ладком».

 

1.4. Руководство дидактическими играми –

основное условие  их эффективности.

    Обучающее  содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду». Поэтому и руководство воспитателя дидактической игрой прежде всего обусловлено требованиями программы. Вместе с тем оно обусловлено и особенностями самой игры, тем, что в ней одновременно проявляются обучающее начало и игровая деятельность детей.

    Руководя игрой,  воспитатель осуществляет дидактические  задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Одновременно он является участником игры, причем процесс обучения для самих детей незаметен, так как они учатся играя.

    Руководство  дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру — деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам «детского общества».

    Дидактическая  игра входит в целостный педагогический  процесс, она не изолирована от других форм и средств воспитания   и   обучения. Руководство дидактическими играми включает:

а)   отбор и продумывание воспитателем   программного содержания, четкое   определение   дидактических задач,   определение   места   и   роли игры  в  системе  обучения  и  воспитания,  установление взаимосвязи  и взаимодействия с другими формами обучения;

б)   создание     (вернее     сказать, проектирование) самой игры и определение   игровой   задачи,    игровых действий, игровых правил и результата игры;

в)   руководство   ходом    игры    и обеспечение  активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки,   доброжелательных   отношений детей  между собой, и  положительного  отношения  к  отражаемым   в   игре   явлениям,   событиям.

     При проведении  дидактических игр воспитатель  основывается на общих дидактических  принципах. Одним из них является принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Система игр предусмотрена «Программой воспитания в детском саду» применительно к каждой группе и от группы к группе. Принцип системности выражается и во взаимосвязи дидактических игр как формы обучения и занятий.

    При планировании  педагогического процесса воспитатель четко определяет взаимодействие двух форм обучения.

    Обучение детей  и усвоение ими программных  требований требует повторности. Это дидактическое требование относится и к обучению на занятиях и к дидактическим играм. То, что взрослому и даже детям школьного возраста легко и просто, у дошкольника вызывает значительные затруднения. Эти затруднения обусловлены тем, что для ребенка-дошкольника все ново: у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. Только в результате повторений маленькие дети учатся выделять в предметах признаки, качества (назначение, форму, цвет, величину, количество). Овладение пространственными ориентировками, использование их в жизни затрудняет детей среднего и даже старшего возраста; значительные трудности возникают при усвоении знаний о материалах, из которых изготовлены предметы, ориентировка в их свойствах.

    Затруднения  обусловлены самим процессом  и характером умственной деятельности детей. Ребенок-дошкольник в самом начале усвоения «науки до науки» приобретает знания об единичных предметах,

их внешних признаках. Конкретные знания медленно «укореняются»  и преобразуются в представления. Единичные знания лишь постепенно обобщаются на основе коротких (локальных) связей и частно-системных. Весь этот процесс протекает во времени и требует подкреплений, которые и обеспечиваются повторениями. Постепенно, в результате получения новых знаний малыми дозами и 'повторений дети учатся видеть не только целое, но и часть, выделять признаки, свойства, материалы, из которых сделаны окружающие их предметы; учатся целесообразно пользоваться этими предметами.

Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников