Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов.
1.2. Требования профессии к личности педагога.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Методы и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
2.3.Выводы

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ СПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 199.52 Кб (Скачать файл)

Сеитова Вера, группа 51 -С

Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ В  ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

1.1. Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов.

1.2. Требования профессии к личности педагога.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Методы и методики  исследования

2.2. Результаты исследования  и их анализ.

2.3.Выводы

 

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ СПО

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития системы образования характеризуется  глубокими и многоплановыми преобразованиями: нарастание стрессовых ситуаций и недостаточная  способность педагога к адекватной адаптации; необходимость нравственного  возвышения человека и учащающиеся  симптомы снижения этической планки в сознании педагога. С одной стороны  в силу усиления открытости образования  возрастают требования к качеству профессиональной деятельности педагогов, с другой действует  индивидуально-креативное начало, стремление к профессиональному успеху.

Проблема влияния профессии  на личность периодически возникала  в сфере внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. О связи профессии с личностью  работника писали еще древние  философы, но особенно часто она  обсуждалась в конце XIX и начале XX в. В последующем крупные психологи  также неоднократно уде­ляли внимание этой проблеме, при этом многие подчеркивали важность и актуальность более де­тального  и конкретного исследования как  положительного, так и отрицательного влияния профессии на психику  человека.

Современный педагог создает  особую творческую атмосферу, где реализуется  субъект-субъектное взаимодействие участников. Выделяются компоненты эффективности  педагогической деятельности – процессуальный, результативный и личностный, когда  результативный компонент – обученность  и воспитанность учащихся, а личностный компонент – особенности структуры  личности педагога профессионального  образования.

Личность педагога профессионального  образования включает в себя следующие  составляющие: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание.

Основу профессиональной направленности составляет интерес  к профессии учителя, который  находит свое выражение в положительном  эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими  знаниями и умениями.

Проблема подготовки специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночной экономики, является предметом научного интереса исследователей различных  областей научного знания. Личность педагога профессионального образования, педагогические проблемы требуют нового отношения  к специалистам, которым необходимо оказывать реальную помощь в условиях профессионального педагогического  труда, в их жизни.

Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое  количество научных работ, посвященных  данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения  необходимой своевременной коррекции  негативных личностных новообразований.

Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.

Предмет исследования – научно-методическое обеспечение коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО.

Цель исследования заключается  в определение психологических оснований профессиональной деструкции и разработке практических рекомендаций, направленных на предупреждение и коррекцию профессиональной деструкции педагога СПО.

Задачи исследования:

1) Конкретизировать научное понятие профессиональной деструкции педагогов.

2) Диагностировать причины, вызывающие профессиональную деструкцию педагогов.

3) Провести анализ уровня профессиональной деструкции педагогов СПО.

4) На основе проведенного анализа уровня профессиональной деструкции разработать программу по коррекции деструкций педагогических работников.

В теоретическом отношении  исследование опирается на труды известных ученых теоретиков, как в области педагогики, так и в смежных областях знаний: С.К. Шмурыгина, А.К. Маркова, Е.В. Руденского, М.В. Каминского, Т.А. Жалагина, В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова и мн.др.

Теоретические методы исследования - анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, идеализация, моделирование, прогнозирование, проектирование, мысленный эксперимент.

Эмпирические методы дипломного исследования:

  • Методика исследования эмоционального состояния (по В.В.Бойко);
  • Многофакторный личностный опросник FPI (Авторы: И.Фаренберг, Х.Зарг, Р.Гампел: модифицированная форма «В»);
  • Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири).

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ В  ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

 

 

1.1. Понятие профессиональной  деструкции. Факторы, влияющие на  образование профессиональной деструкции  педагогов.

 

Профессия педагога возникла вместе с появлением такого социального  институт как школа. Первые школы  появляются в Древнем Египте, затем  в Греции: школа грамматиста, кифариста, Палестра, Эфибия, Академия. А первым профессиональным педагогом считается  римлянин Марк Фибий Квинтилиан. Именно он первым предъявил требования к  личности учителя. По его мнению, учитель  должен постоянно совершенствовать свои знания, любить детей, уважать  их личность, организовать обучение так, чтобы каждый ребенок проникся к  учителю любовью и доверием. В  Средние века появляются учителя, обучающие  грамоте при церковно-монастырских школах. Знаменитый Рабле провозглашает  идею о том, что знания должны опираться  на опыт, а учитель должен быть предан своему ученику и окружить его  заботой. Выдвигается идея о создании нового типа школы (иезуитские коллегии), о школе для мальчиков, и для  девочек1.

Массовой учительская  профессия становится с начала ХIХ в. Возрастает престиж учительской профессии, появляются первые учительские семинарии, специальная педагогическая литература (научные и методические рекомендации, статьи о передовом педагогическом опыте), первые учебные заведения, готовящие учителей. В России история школы ведет свое начало с 988 года, первыми учителями были греческие и византийские миссионеры. До конца 17 века центром образования являлась церковь, в 18 веке появляется новый тип учебного заведения – Славяно-греко-латинская Академия. При Петре 1 появляются школы для детей различных сословий и возрастов, причём в большом количестве. Среди них технические, военные, медицинские школы. В середине 18 века открывается первое высшее учебное заведение – Московский университет. Все эти заведения требуют подготовленных учителей.

Готовить учителей стали  в России с 1804 года: в Санкт-Петербургском  педагогическом институте, в Епархиальных училищах, на женских курсах воспитательниц и учительниц в Москве, в военных  гимназиях, в педклассах Смольного  института и в Российском университете 2.

Уже тогда выдвигались  определенные требования к педагогу. Так, по мнению Ушинского, учитель должен предъявлять к себе повышенные требования, если он хочет воспитать ребенка. И не только знать свой предмет, но и владеть педагогикой и психологией, чтобы познать личность ребенка, изучить его сильные и слабые стороны. Следовательно, учителя надо специально готовить (педагогика, психология, дидактика, история наук).

В современных многочисленных исследованиях психолого-педагогической  науки доказано, что профессиональное развитие педагога сопровождается личностными  приобретениями и потерями, т.е. развитие – это не только рост, совершенствование, но и разрушение – профессиональная деструкция.                    

Деструкция (от лат. destructio – разрушение, нарушение нормальной структуры) – это нарушение и деформация, сложившейся психологической структуры личности в процессе осуществления какой-либо профессиональной деятельности. Формирование и развитие профессионализма учителя сопровождается внутри личностными изменениями и противоречиями, которые могут стать причинами возникновения профессиональных деструкций. Такие деструкции формируются в процессе многолетнего труда учителя, значительно влияют на результаты его работы с учащимися, являются факторами, сдерживающими его профессионально – квалификационный рост и развитие профессионализма, обусловливают «остановившееся профессиональное саморазвитие».

В современной системе  образования очень часто требования, предъявляемые педагогам, наталкиваются на барьеры, обусловленные образованием профессионально нежелательных изменений, деструкций, препятствующие качественному выполнению деятельности и негативно сказывающиеся на развитии личности педагога и его здоровье. Исследователи влияния профессии на личность (Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк, Л.М.Митина, Р.М.Грановская, С.П. Безносов и др.) отмечают, что «многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности нередко приводит к развитию профессиональных деструкций, то есть к изменениям сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающимся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса»3.

Профессиональные деструкции нарушают целостность личности, снижают  ее адаптивность, устойчивость. В ряду факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно выделить следующие:

1) объективные, связанные  с социально-профессиональной средой: социально экономической ситуацией,  имиджем и характером профессии,  профессионально-пространственной  средой;

2) субъективные, обусловленные  особенностями личности и характером  профессиональных взаимоотношений;

3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Все эти факторы на развитие профессиональных деструкций воздействуют в совокупности, но решающую роль играют субъективные факторы.

Профессиональными деструкциями педагога являются:

  • авторитарность (авторитарный стиль работы; использование распоряжений, рекомендации, указаний; завышенная самооценка своего профессионализма);
  • демонстративность (демонстрация своего превосходства и чрезмерная эмоциональность как способы самоутверждения на фоне класса);  
  • дидактичность (использование шаблонных способов передачи знаний и опыта; монологичность и склонность к нравоучениям);
  • доминантность (превышение властных функций; нетерпимость к недостаткам учащихся; требовательность и безаппеляционность);
  • педагогическая индифферентность (проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жёсткости, игнорирование индивидуальных особенностей учеников; негативное восприятие педагогической профессии);
  • педагогический консерватизм (предубеждение против инноваций; приверженность традиционным методам обучения и способам осуществления педагогической деятельности);
  • •педагогическая агрессия (пристрастное отношение к неуспевающим ученикам; склонность к оскорбительным замечаниям, насмешкам и занижению оценок);
  • поведенческий трансфер (проявление эмоциональных реакций и поведения, свойственных учащимся);
  • ролевой экспансионизм (погружённость в педагогическую профессию; фиксация на собственных проблемах; преувеличение значения учебного предмета; ролевое поведение вне школы);
  • эмоциональное сгорание (состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое порождает негативное отношение к учащимся, безразличное к ним отношение; слабая эмоциональная включенность в деятельность и общение);
  • педагогический стереотип (стереотипное или типичное восприятие учащихся и оценка их знаний; предвзятое отношение; упрощение педагогических ситуаций на основе прошлого опыта).

Информация о работе Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО