Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов.
1.2. Требования профессии к личности педагога.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Методы и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
2.3.Выводы

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ СПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 199.52 Кб (Скачать файл)

Правило запрета на диагнозы или оценку: оценка поступка – ограничение  личностной свободы, порождающее тревогу  по поводу возможной оценки, которую  данный участник может получить от других участников. Это может привести к «закрытости» членов группы или  стремлению поступать исходя из принципов  социальной желаемости.

Правило личной ответственности: все, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы, – это следствие  его личной активности, поэтому находится  полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ни сделал участник группы –  это его выбор, за который он несет  ответственность.

Правило личного вклада: чем больше участник проявляет собственную  активность, чем больше он участвует  в групповой работе, тем больше обратных связей он получит, следовательно, тем больше у него будет возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.

Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал –  неприемлемо. Кроме того, групповые  процессы должны обсуждаться в группе, а не за ее пределами, т. к. разговоры  о них вне работы ведут к  снятию напряжения, необходимого при  групповой работе.

Правило презумпции здоровья: участники берут на себя ответственность  в признании себя здоровыми людьми.

Правило постоянства: занятия  пропускать нельзя.

Многие рекомендации по снятию стрессовых состояний приводят к  подавлению человеком реакций на раздражение, что лишает его разрядки и часто приводит к возникновению  неврозов. Под воздействием музыки, которая используется на данных занятиях как сопровождение и активная форма работы, педагоги получают возможность  катарсической разрядки своих негативных переживаний.

Программа учитывает взаимообусловленность  физического и психического здоровья человека. Разминка с помощью дыхательных  и ритмических упражнений создает  у участников группы определенный настрой, вводит в тему занятия.

Двигательные упражнения и танцы позволяют педагогам  осознать возможности своего тела и  чувства, снимают эмоциональное  напряжение и помогают легко устанавливать  контакт с другими членами  группы.

5 правил составления и  эффективного использования формул  самовнушения

1. Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из коротких фраз.

2. Большое значение имеет начало формулы. Это могут быть следующие слова: «Я могу...», «Я верю в то, что...».

3. Формулу необходимо повторять несколько раз.

4. Важно непоколебимо верить в «магические свойства» произнесенных слов.

5. Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.

Задания на перевоплощение в животное, явление природы связаны  с действием децентрации. Педагоги, таким образом, смещают центр  ситуации с себя и переносят его  во внешнюю среду, избавляясь от эмоционально отрицательного состояния.

Каждое занятие программы  включает:

• подготовительный этап – настройка группы на работу;

• основной этап – выполнение упражнений на самопознание, переосмысление жизненных позиций, релаксацию, выражение определенных образов в движении и танце;

• заключительный этап – подведение итогов работы, анализ эффективности, озвучивание творческих домашних заданий.

Музыкально-медитативные упражнения дают участникам возможность припомнить травмирующие жизненные ситуации и  отреагировать их с помощью музыки.

Слушая музыкальные произведения, педагоги «раскодируют» мысли и  чувства, заложенные композитором.

Включение в занятия исполнения специально созданных формул музыкального самовнушения (психологической устойчивости, защиты от негативных мыслей, позитивной самооценки) способствует гармонизации внутреннего мира участников группы. Разученные коллективно формулы  могут быть использованы педагогами по окончании работы группы при возникновении  стрессовой ситуации или как их предупреждение.

Совместное интонирование, работа в парах, по кругу позволяют  подстраиваться друг к другу, развивать  чувство эмпатии.

Творческие задания, постоянная импровизация являются средством развития рефлексии, самопознания и самореализации каждого участника занятий.

Примерный план занятий.

Занятие № 1. Тема: «Мое прошлое»

Задачи:

• установление атмосферы доброжелательности между членами группы;

• выяснение профессиональных проблем участников;

• ознакомление с задачами комплекса занятий.

Оснащение: магнитофон, тексты песни.

Содержание:

1. Дыхательное упражнение «Привет солнцу». Участники группы настраиваются на работу, делая вдох, затем задержка дыхания, выдох на слог «Ха!».

2. Ритм своего имени и фамилии. Каждый член группы пробует подобрать ритм к собственной фамилии, имени. Затем идет дискуссия о том, как на основании предложенного ритма можно составить характеристику человека.

3. Свободный танец «Мое прошлое» или «Мой самый тяжелый день». Педагогам предлагается вспомнить свой самый тяжелый день и выразить свои воспоминания движением.

4. Восприятие музыки. С целью выяснения психологического пространства индивида проводится прослушивание музыкального произведения (по выбору ведущего). Далее выслушиваются впечатления всех участников группы.

5. Исполнение песни «Приходите, споем» (см. приложение 2). После пения ведущий рассказывает о целях и задачах занятий.

6. Домашнее задание. Участникам необходимо подобрать музыкальные произведения, которые наиболее полно характеризуют их эмоциональный настрой и душевное состояние.

Занятие № 2. Тема: «Не жди  подарка от судьбы»

Задачи:

1. ознакомление с формулами психологической устойчивости;

2. развитие самопознания.

Оснащение: тексты формул, магнитофон.

Содержание:

1. Дыхательное упражнение «Привет солнцу».

2. Ритм-игра «Ладушки». Участники воспроизводят предложенный ритмический рисунок. С помощью игры идет настройка на занятие, активизация внимания.

3. «Стоп-кадр». Во время исполнения произвольного танца дается команда «Стоп!», после которой необходимо замереть, проанализировать свое мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.

4. Музыкально-медитативное упражнение «Зеркало»*.

5. Исполнение формул психологической устойчивости «Не жди подарка от судьбы» (см. приложение 3). Участники концентрируют внимание на более близких формулах, воспроизводя их в поэтической или музыкальной форме.

6. Творчество. Мелодизация собственного имени: участники должны пропеть свое имя. Оценивается, прежде всего, выбор мелодии.

Занятие № 3. Тема: «Хоровод кошек»

Задачи:

• снятие тревожности;

• усвоение формул психологической устойчивости.

Содержание:

1. Дыхательная медитация. Сосредоточенное внимание на вдохе и выдохе, выполняемых под мысленный счет, совпадающих с ритмом пульса или к нему приближенных (4 счета – вдох, 4 – задержка, 4 – выдох, 4 – задержка).

2. Ритм движущейся кошки. Педагоги должны придумать ритмический рисунок, передающий движения животного, и представить другим.

3. «Крадущаяся кошка». Участникам предлагается представить себя кошкой, которая крадется за добычей. Движение по кругу, плавно, постепенно.

4. Релаксация «Дерево»*.

5. Исполнение формул психологической устойчивости «Твердо по жизни я иду» (см. приложение 3).

6. Творчество. Мелодизация образов животных «Хоровод кошек». В результате данного упражнения оценивается способность к перевоплощению, умение самостоятельно снимать эмоциональное напряжение.

Занятие № 4. Тема: «Цветок»

Задачи:

• обучение психокоррекционным техникам, снимающим эмоциональный стресс и негативные переживания;

• побуждение желания взаимодействовать.

Оснащение: краски, карандаши, мел, листы бумаги, магнитофон, тексты формул.

Содержание:

1. Дыхательное упражнение «Засыпающий цветок». На 1-2-3-4 – вдох, на 1-2-3 – выдох.

2. Ритм человека, подходящего к цветку. Участники выбирают цветок, близкий им по эмоциональному состоянию.

3. «Любование цветком». Участники группы по кругу медленно, плавными движениями передают друг другу воображаемый цветок, любуясь им и наслаждаясь ароматом.

4. Восприятие музыки. Рисование. Изображение с помощью любых материалов впечатлений от прослушанной музыки.

5. Исполнение формул защиты от беспокойства и плохих мыслей «Опасенья все твои пусты» (см. приложение 3).

6. Творчество. Мелодизация природных явлений. Выполнение упражнения «Летний дождь»: каждый член группы передает с помощью звуков ощущения от летнего дождя.

Занятие № 5. Тема: «Прогулка  по лесу»

Задачи:

• обучение технике релаксации при воспроизведении ритмообразующих движений в музыке;

• развитие способности к самоанализу.

Содержание:

1. Дыхательное упражнение «Недоенная корова». Участники выполняют упражнение следующим образом: делают глубокий вдох, затем поют (мычат) мелодию на выдохе.

2. Ритм звуков, услышанных однажды на прогулке. Создание собственного ритмического рисунка.

3. Танец «Прогулка по сказочному лесу». Участники группы, двигаясь в медленном темпе, представляют себя в сказочном лесу, выражают в движениях великолепие природы.

4. Релаксация «Осенний лес»*.

5. Исполнение формул защиты от беспокойства «Постарайся не спешить» (см. приложение 3).

6. Творчество. Мелодизация четырех стихий: педагоги должны сочинить «Песню ветра».

Занятие № 6. Тема: «Встреча и разлука»

Задачи:

• дальнейшее сплочение группы;

• обучение педагогов жестово-мимическим формам контакта.

Содержание:

1. Дыхательное упражнение «Аромат роз». Участники группы осуществляют полное дыхание с закрытыми глазами, представляя перед собой букет роз. Задержав вдох на вершине, необходимо поймать ощущение легкости и душевной приподнятости.

2. Ритм действий человека при встрече и разлуке. Участникам группы дается задание: «Представьте, что за дверью происходит встреча друзей, которые не виделись очень долго. Какой ритм вы слышите? А теперь передайте свои варианты восприятия ритма разлуки».

3. Танец «Встреча и разлука». Исполняется одними руками на музыку вальса, сначала индивидуально, затем в парах.

4. Музыкально-медитативное упражнение.

5. Исполнение формул психологической устойчивости «Устойчиво стою я на земле» (см. приложение 3).

6. Творчество. Мелодизация различных движений человека, связанных с событием «Встреча друзей».

Также в качестве варианта коррекции профессиональной деструкции педагогов можно использовать техники  релаксации. Это позволит снизить  эмоциональное напряжение педагога, и способствует гармонизации его  внутреннего мира.

Релаксация «Осенний лес».

Музыкальное сопровождение: Э.Григ «Пер Гюнт» (музыкальные отрывки).

Психолог:

«Располагайтесь поудобнее. Закройте глаза и поста¬райтесь  представить себе то, о чем я  буду вам рассказы¬вать. Ваша главная  задача: рисуя в своем воображении  картины и образы, которые я  буду описывать, отклю¬читься от своих  проблем, забыть о них и... ОТДЫ¬ХАТЬ... Итак, начали...»

Психолог читает текст:

«Прохладный ветерок освежает лицо. Воздух прозра¬чен и чист. Нет  ни пылинки. Вы на опушке леса. Пахнет грибами  и сухими листьями. Лес стоит зачарованный в своем удивительном осеннем  убранстве. Золотые и багряные листья, шелестя, падают на землю. Кругом тихо. Только слышно как под ногами шуршат листья, да вдруг скрипнет сухая  ветка. Ваш взгляд скользит вверх...

В вышине среди ветвей удивительная голубизна и чистота. Простор. Свобода. Совершенство линий природы.

Праздничность убранства  осеннего леса проникает в глубину  вашей души, выметая из ее самых  дальних уголков все, что мешает вам радоваться лесному празднику. Все лишнее уходит вниз. "Вниз, вниз, вниз", – говорите вы.

Вокруг вас сказка! Сказка леса! А кто же вы? Вы на этом празднике  – сказочная королева! Вихрь разноцветных листьев начинает кружить вас, поднимая вверх, к кронам деревьев. Все выше и выше, вот уже и верхушки деревьев коснулись кончиков пальцев ваших  ног. Вы парите над лесом. Вы вершите  его судьбу. Вы прекрасны, молоды и  полны энергии. Вы сильны и властны.

Информация о работе Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО