Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:03, дипломная работа
Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов.
1.2. Требования профессии к личности педагога.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Методы и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
2.3.Выводы
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ СПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Пятая специфическая черта воспитания заключается в активном двустороннем процессе. Воспитанник - это объект и субъект воспитания. Поэтому главная цель педагога - воспитать у учащихся устойчивую потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо вызвать у воспитанников волну личных стараний, разбудить их внутреннюю активность, предельно развить их самостоятельность. Успешное разрешение данных задач требует от педагога сформированной эмпатии, то есть способность видеть ситуацию глазами другого человека, уметь поставить себя на место своего воспитанника и посмотреть на проблему его глазами 12.
Шестая особенность воспитания заключается в том, что последствия данного процесса неприметны для внешнего восприятия. Проконтролировать и оценить работу воспитателя очень сложно. Ее видно на расстоянии (временном расстоянии). Следовательно, педагог обязан быть готов к тому, что его стараний быстро не увидят, еще и порицать будут, так сказать, за чужие грехи. Поэтому педагог обязан быть чрезвычайно скромным человеком, не только для того чтоб служить надлежащим примером своим воспитанникам, а также для сохранения своего душевного равновесия при нередких, к сожалению, происшествиях незаслуженного отношения к себе.
И, последняя, седьмая особенность процесса воспитания: это деятельность, которая устремлена в будущее. Педагогу нужно помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся обстоятельствах, в других социальных отношениях. Вследствие этого в воспитательной работе надлежит учитывать нужду сегодняшнего дня, и перспективы технического прогресса и общественного развития. Также к необходимым качествам хорошего педагога следует отнести: быть хорошим прогнозистом, уметь за нынешними проблемами увидеть проблемы завтрашние и требования.
Специальность педагога вынуждает
большого нервного и физического
усилия, а поэтому, как это ни кажется
странным, предъявляет очень большие
требования к здоровью. При работе
педагога необходимо иметь развитые
голосовые связки, хорошее зрение,
способности долго стоять, много
ходить, легко двигаться. Нервная
нагрузка у людей педагогических
профессий весьма высока. Вероятно,
поэтому долгожители среди
Специальные социальные функции педагога, необходимость быть все время на глазах наиболее предвзятых судей - своих учеников и воспитанников, предъявляют обусловленные требования и к внешности педагога. Педагогу надлежит следовать моде, так как любом случае его внешность станет объектом нездорового увлечения его воспитанников. Педагогу следует одеваться как большинство своих добропорядочных сверстников. Иными словами, педагог должен выглядеть как воспитанный англичанин. Воспитанный англичанин (джентльмен) по старым английским критериям должен быть одет так, что после его ухода остается хорошее впечатление о нем, но бывает весьма сложно вспомнить, во что он был одет. Основное требование к педагогу, качество, определяющее выбор данной профессии – естественно, душевная доброта, нужда в общении с людьми, интерес к их жизни, почтение к личности любого человека.
Следовательно, профессия педагога крайне представлена людям, которых можно охарактеризовать как педагогически одаренные, высоконравственные, общительные оптимисты-труженики, любящие людей.
Современная система профессионального образования включает в себя три ступени: начальное профессиональное образование (училища, лицеи), среднее профессиональное образование (техникумы, училища, колледжи), высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии) 13.
Начальное профессиональное
образование имеет целью
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Высшее профессиональное
образование имеет целью
Профессиональное образование
в настоящее время развивается
на новых методологических основаниях,
которые в науке определены как
новая гуманистическая
В контексте гуманистической
парадигмы существенно
Профессиональное образование
должно рассматриваться как «
Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить психологическую, психофизиологическую, физическую готовность с одной стороны, с другой стороны - научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме. Профессиональные требования в ней объединены в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии педагога; специальные наработки по предмету (специальные). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей. В. А. Крутецкий выделяет среди них дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение, способность к распределению внимания и т. д. В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности, включающей в себя интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.
Сторонники гуманистических тенденций в педагогике отмечают, что педагог - это не только профессия, суть которой - транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Говоря о значении педагогической деятельности, необходимо отметить актуальность рассмотрения такого аспекта педагогической профессии, как профессиональная компетентность. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, а для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Существуют квалификационные характеристики, которые нормативными моделями определяют компетентности педагога. Под компетентностями понимается свод обобщенных требований к преподавателю на уровне его теоретического и практического опыта.
Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через педагогические умения: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные (Приложение 1).
Особое место в структуре личности педагога занимают профессионально-значимые качества личности: доброта, добросовестность, гибкость в отношениях с людьми, эмоциональная уравновешенность, сострадательность, заботливость и другие
Таким образом, преподаватель,
являясь субъектом
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Методы и методики исследования
Исследование профессиональной дедукции у педагогов проводились в соответствии с поставленной целью дипломной работы.
Гипотеза исследования: Одной
из серьезных проблем - специального
образования является профессиональная
дедукция педагогов, которому подвержены
чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается,
что к тому времени, когда они
накопят достаточный
Таким образом, психологическая
поддержка педагогов в ситуации
профессиональной дедукции должна стать
приоритетной линией в работе психолога
с педагогом. Ее можно рассматривать
в качестве фундамента, над которым
потом могут вырастать другие
компоненты работы, к примеру, помощь
в организации личностно-
База исследования:
В исследовании приняли участие
преподаватели средних
Все испытуемые – женщины от 22 до 63лет. Средний возраст 39.6 лет
Имеют образование: 88% высшее, 12% среднее специальное.
Исследования проводились
индивидуально и анонимно. Испытуемые
получали инструкции и бланки ответов.
После проведения тестирования, данные
тестов, были преобразованы в сводные
таблицы, которые в свою очередь
и позволили сделать
В исследовании использовались следующие методы:
Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко предоставила подробнейшую картину синдрома эмоционального выгорания, с её помощью диагностировались симптомы эмоционального выгорания, уровень сформированности и фазы развития синдрома эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение)
Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
Определяется сумма баллов
раздельно для каждого
Подсчитывается сумма
показателей симптомов для
Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма показателей всех симптомов.
2. Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг,
Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма «В»). Опросник и его структура соответствуют традиционным личностным опросникам: содержит вопросы, высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентаций, навыков и физических трудностей, на которые испытуемый отвечает «согласен» или «нет». Опросник предназначен для диагностики таких личностных свойств как: невротичность (шк. I); спонтанная агрессивность (шк. II); депрессивность (шк. III); раздражительность (IV); общительность (шк. V); уравновешенность (шк. VI); реактивная агрессивность (шк. VII); застенчивость (шк. VIII); открытость (шк. IX); экстраверсия – интроверсия (шк. X); эмоциональная лабильность (шк. XI); маскулинизм – феминизм (шк. XII). Этот опросник предназначен для широкого круга испытуемых, возможно индивидуальное и групповое предъявление.
3.Метод диагностики
Информация о работе Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО